8 апреля 2003 г.

Ракета Titan 4 попробует взлететь сегодня

Японский зонд Nozomi все-таки летит к Марсу

Поиску инопланетян могут помешать хакеры

Пыльная звезда в созвездии Лебедя

Космический телескоп Hubble сделал уже немало эффектных снимков различных звезд и галактик. К их числу можно отнести и эту фотографию Яйцевидной туманности (Egg Nebula), которая находится в созвездии Лебедя на расстоянии 3 тысяч световых лет от Земли.

Такая радужная картина получилась из-за того, что свет старой центральной звезды этой туманности преломляется в слоистом облаке пыли. Это облако вытянуто почти в вертикальном направлении и именно в этом направлении оно блокирует свет центральной звезды (поэтому в центре в этом направлении видна темная полоса). Пара лучей, расходящиеся вправо и влево - это свет центральной невидимой звезды, рассеявшийся на пылевых частицах. Картина получилась разноцветной, так как на камере телескопа Hubble были установлены три поляризационных фильтра. Но некоторые внутренние области туманности кажутся белесыми. Здесь слой пыли толще и свет, прежде чем достигнуть камеры телескопа, испытывает многократные рассеяния в произвольных направлениях.

По этой картине астрономы могут довольно много сказать об облаке пыли, скрывающем центральную звезду. Пыль эта очень мелкая. Она состоит главным образом из углерода, выделившегося в результате реакции ядерного синтеза в центре звезды и выброшенного затем в космос. Такая пыль является одним из основных ингредиентов пылевых дисков вокруг молодых звезд. И есть вероятность, что из такого пылевого диска со временем у звезды образуются планеты.

Марсианские дюны весьма разнообразны

Недавно мы публиковали снимок марсианских песчаных дюн, сделанный орбитальным зондом Mars Odyssey. Там они были похожи на те следы на песке, которые оставляет морской прибой. А вот снимок марсианских дюн, сделанный другим орбитальным зондом Mars Global Surveyor.

Этот участок поверхности находится внутри кратера Wirtz. И картина здесь совсем другая. По мнению специалистов, форма этих дюн указывает на то, что ветер здесь дул с юго-запада на северо-восток (из нижнего левого угла снимка в верхний правый). В кадр попал участок размером около 3 км в ширину. Его координаты: 48,6 градусов южной широты и 25,5 градусов западной долготы. Солнце освещает эту сцену из левого верхнего угла.

Ракета Titan 4 попробует взлететь сегодня

Старт ракеты Titan 4 с американским военным спутником связи Milstar 6 на борту должен был состояться на мысе Канаверал утром в воскресенье 6 апреля. Длительность окна запуска составляла 4 часа (с 9:51 до 13:51 по местному времени). Однако за эти 4 часа старт откладывался 6 раз из-за всяких технических неполадок и из-за того, что какой-то частный самолет залетел в запретную зону.

Последняя остановка обратного отсчета произошла менее чем за 2 минуты до окончания окна запуска. В итоге старт был перенесен на 8 апреля. Окно запуска откроется в 9:43 по местному времени (17:43 мск).

Спутник Milstar 6 - это последний спутник из серии Milstar, который предназначается для обеспечения защищенной связи между военным командованием США и подразделениями американской армии на суше, в воздухе и на море в любой точке земного шара. 5 спутников Milstar уже работают на геостационарных орбитах высотой 36 тыс. км.

После вывода на орбиту спутник Milstar 6 будут тестировать и калибровать в течение двух месяцев, так что на эту иракскую кампанию он уже не успеет, если она, конечно, не перейдет в затяжную партизанскую войну.

Японский зонд Nozomi все-таки летит к Марсу

Японский космический зонд Nozomi отправился исследовать Марс еще 4 июля 1998 г. Путь его к Марсу до сих пор был весьма тернистым. Всякие неполадки преследуют его всю дорогу. Вообще-то он должен был прилететь к Марсу еще в 1999 г., но из-за неполадок с двигателем не удалось вовремя провести маневр по коррекции траектории, и Nozomi пролетел мимо.

В апреле 2002 г. в результате мощной вспышки на Солнце на зонде вышла из строя система питания, и он некоторое время не мог передавать телеметрическую информацию. Было объявлено даже о потере зонда, но он оказался живучим, и сейчас, по сообщению японского космического агентства, системы Nozomi, ответственные за ориентацию на орбите и прием команд с Земли, работают нормально.

В декабре 2002 г. Nozomi успешно совершил маневр в гравитационном поле Земли, и теперь имеет реальные шансы в конце 2003 г. достигнуть орбиты Марса. Правда, для этого ему еще нужно выполнить очередной маневр в поле Земли 19 июня 2003 г. Но будем надеяться, что все пройдет нормально.

Поиску инопланетян могут помешать хакеры

Более 4 миллионов пользователей Интернет из самых разных стран мира участвуют в проекте SETI@home, цель которого - поиск сигналов инопланетных разумных существ в космическом радиоэфире. Для участия в этом проекте не нужно ничего знать ни об инопланетянах, ни о радиотелескопах, ни о тонкостях радиосигналов. Нужно только загрузить с сайта проекта SETI@home одноименную программу, которая работает как экранная заставка. Когда владелец компьютера не пользуется им, но и не выключает его из сети, эта программа подключается к серверу SETI@home, загружает очередную порцию информации с самого мощного в мире радиотелескопа Arecibo в Пуэрто-Рико и начинает ее обрабатывать, пытаясь найти признаки разумного происхождения радиосигналов из космоса.

Кстати, недавно руководители проекта, которые являются большими специалистами в радиоастрономии, из информации, обработанной Интернет-пользователями, выбрали более 150 "подозрительных" радиоисточников для их более тщательной проверки непосредственно на радиотелескопе Arecibo. Трое суток они посменно работали на телескопе, но подтверждений искусственного происхождения "подозрительных" сигналов не нашли.

Однако, как недавно выяснилось, проект поиска внеземных цивилизаций поставлен под угрозу провала. И не потому что инопланетяне не хотят выходить на связь, а потому, что в программе SETI@home, которая обрабатывает информацию, обнаружена дыра в системе защиты, которой могут воспользоваться хакеры.

Дыры найдены в нескольких версиях программы SETI@home для всех компьютерных платформ. Эти бреши являются следствием ошибки "переполнения буфера". Воспользовавшись этой ошибкой, хакер может организовать атаку типа "отказ в обслуживании" на сервер этого проекта, то есть забросать сервер массой фальшивых запросов на обслуживания, в результате чего сервер может выйти из строя из-за перегрузки.

Брешь в системе защиты ПО обнаружили специалисты по компьютерной безопасности из Нидерландов. Правда, по их словам, воспользоваться этой дырой не так-то просто. Руководители проекта сообщили, что, по их сведениям, ни один из рядовых пользователей-участников SETI@home не пострадал от этой дыры. Тем не менее, в спешном порядке была выпущена новая версия программы SETI@home с номером 3.08, которую можно загрузить здесь.