Покорим Бесконечность Вместе!!!
Земля - колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели! (К. Э. Циолковский)
Проект Освоения Космоса


Мировые космические новости

14 апреля 2003 г.

Содержание

NASA выбрало места на Марсе, куда выпустят два марсохода

Ракета "Протон" получила новый заказ на коммерческий запуск

Запуск космического телескопа SIRTF откладывается из-за ракеты

Британские ученые присвоили славу первооткрывателей Нептуна

Ракета Atlas вывела на орбиту спутник AsiaSat 4

Расследование катастрофы шаттла "Колумбия" ведётся неэффективно



NASA выбрало места на Марсе, куда выпустят два марсохода

Американское космическое агентство NASA собирается в этом году отправить к Марсу два совершенно одинаковых зонда Mars Exploration Rover A и B. Их запуски назначены, соответственно, на 30 мая и 25 июня 2003 г. В январе 2004 г. они должны совершить посадку в разных районах Марса и выпустить на поверхность два совершенно одинаковых марсохода. Кстати, эти марсоходы еще не имеют официальных названий, и для их "крещения" объявлен конкурс среди американских школьников.

Понятно, что успех этого проекта очень сильно зависит от места посадки зондов. Оно должно удовлетворять двум основным требованиям. Во-первых, местность там должна быть не слишком пересеченной, чтобы не повредить зонд при посадке. А, во-вторых, территория должна быть интересна для исследований с научной точки зрения, прежде всего, с точки зрения поисков воды.

Несколько месяцев специалисты NASA выбирали участки, руководствуясь результатами фотосъемки и других исследований, проведенных орбитальными зондами Mars Globar Surveyour и Mars Odyssey. Всего было рассмотрено 155 участков, а в их обсуждении приняло участие более 100 специалистов.

И вот выбор сделан. Оба места посадки находятся внутри гигантских кратеров. Первый зонд сядет в кратере Гусева, который находится в 15 градусах к югу от марсианского экватора, а второй должен совершить посадку на территории Meridiani Planum, которая находится почти напротив кратера Гусева в 2 градусах к югу от экватора.

Оба марсохода на вверенных им территориях будут искать геологические доказательства былого существования на Марсе жидкой воды и условий, приемлемых для жизни.

Кстати, пока места посадки не закреплены жестко за каждым из зондов. Возможно, специалисты NASA еще поменяют их местами. Это будет решено максимум через месяц после запуска первого зонда. Оба марсохода должны будут проработать на поверхности Марса как минимум 90 марсианских дней, что соответствует 92 земным дням.


Ракета "Протон" получила новый заказ на коммерческий запуск

В конце 2003 г. ракете "Протон" предстоит еще один коммерческий запуск с космодрома "Байконур". Контракт об этом подписан между компаниями International Launch Services (ILS) и Eutelsat SA. Ракета "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" должна будет вывести на орбиту принадлежащий Eutelsat спутник связи W3A.

Этот спутник построен на базе модели Astrium Eurostar 3000. Ракета "Протон" уже не раз запускала спутники этого вида, но спутник для компании Eutelsat она повезет впервые.

Кстати, Eutelsat, судя по истории запусков ее спутников, любит экспериментировать. Например, три ее спутника выводились на орбиту ракетами, для которых эти запуски были первыми. Так было с ракетами Atlas II, Atlas III и Atlas V

Напомним, что компания International Launch Services является совместным предприятием с участием Lockheed Martin (производитель ракет Atlas), ГКПНЦ им. Хруничева (производитель ракет "Протон" и разгонных блоков "Бриз") и РКК "Энергия".


Запуск космического телескопа SIRTF откладывается из-за ракеты

На 18 апреля на космодроме на мысе Канаверал был назначен запуск ракеты Boeing Delta 2 с последним космическим телескопом из серии "Великих обсерваторий" ("Great Observatory"). Это инфракрасный телескоп SIRTF (Space Infrared Telescope Facility), стоимость которого составляет 1,2 млрд дол.

Однако во время предполетной подготовки ракеты обнаружились проблемы с дополнительными твердотопливными ускорителями. Характер проблем не называется, но старт перенесен как минимум на 26 апреля.

Кстати, это должен быть первый запуск для модели Heavy ракеты Delta 2, которая должна поднимать на орбиту на 13% более тяжелую полезную нагрузку. Эту дополнительную тягу обеспечивают 9 "увеличенных" твердотопливных ускорителей, которые уже использовались раньше на ракете Delta 3. Шесть этих ускорителей включаются в момент старта, а остальные три - на 80-й секунде полета. Эти твердотопливные ускорители имеют длину 11,24 м и диаметр 1,17 м, а раньше на ракетах Delta 2 использовались немного более "миниатюрные" ускорители длиной 10 м и диаметром 1 м. Кроме того, из-за установки более тяжелых ускорителей Boeing пришлось внести некоторые изменения в конструкцию первой ступени ракеты Delta 2.

Кстати, эта же модель ракеты Delta 2 Heavy должна будет вывести в космос два американских марсианских зонда, запуски которых назначены на 30 мая и 25 июня 2003 г.

Если по каким-либо причинам космический телескоп SIRTF не отправят на орбиту до 7 мая, то ему придется "уступить дорогу" марсианским зондам, которые будут стартовать с той же стартовой площадки.


Британские ученые присвоили славу первооткрывателей Нептуна

Историк Николас Коллерстрем (Nicholas Kollerstrom) утверждает, что британские ученые середины XIX века сильно преувеличили свой вклад в поиск восьмой планеты Солнечной системы - Нептуна, сообщает сайт BBC News.

Считается, что орбиту и координаты Нептуна почти одновременно вычислили французский астроном Урбен Ле Верье и британский математик Джон Адамс. По материалам, предоставленным Ле Верье, 23 сентября 1846 года ученые из Берлинской обсерватории обнаружили планету. Вскоре после этого в научной среде возник спор. Директор Гринвичской обсерватории Джордж Эри заявил, что Адамс провел аналогичные вычисления еще в 1845 году.

Впоследствии оказалось трудно разобраться в деталях, поскольку документы 1837-1848 годов, касающиеся работы британцев по поиску Нептуна, пропали из архива Гринвичской обсерватории.

Эти документы были обнаружены в 1999 году в Чили. Изучив их, Коллерстрем пришел к выводу, что Адамс определил положение планеты на небе лишь приблизительно, с ошибкой до 20 градусов. Эри всегда обвиняли в том, что, получив расчеты Адамса, он долгое время игнорировал их. Однако, по мнению Коллерстрема, именно благодаря Эри имя Адамса вообще упоминается в связи с открытием Нептуна.

По словам Коллерстрема, Адамсу не хватало уверенности и определенности - его расчеты постоянно менялись. "Именно поэтому британцы потратили полтора месяца на поиски Нептуна и не нашли его. Немцы обнаружили планету за полчаса", - говорит историк. Однако это не помешало британскии ученым объявить открытие планеты прежде всего своей заслугой.


Ракета Atlas вывела на орбиту спутник AsiaSat 4

Вечером 11 апреля в 20:47 по местному времени (в Москве было уже 12 апреля 4:47 утра) с космодрома на мысе Канаверал стартовала ракета Atlas 3B с разгонным блоком Centaur. Напомним, что ракеты Atlas 3 оснащены российскими двигателями РД-180.

На борту Atlas 3B был спутник связи AsiaSat 4, принадлежащий компании Asia Satellite Telecommunications. Через 31 минуту после старта он был выведен на переходную эллиптическую орбиту с параметрами 47'920 на 201 км, после чего спутник с помощью собственного двигателя должен выйти на круговую геостационарную орбиту высотой 36 тыс. км и встать над экватором в точке с координатой 122 градуса восточной долготы. Отсюда он будет как минимум 15 лет обеспечивать работу телевизионных и телекоммуникационных служб на территории Австралии и материкового Китая.

Вообще-то, запуск этот должен был состояться еще 28 мая прошлого года, но был отложен из-за неготовности спутника к полету. Потом по той же причине старты откладывались в январе и феврале 2003 г.


Расследование катастрофы шаттла "Колумбия" ведётся неэффективно

Расследование катастрофы шаттла "Колумбия", ведущееся правительственной комиссией США, вызывает много вопросов. Эксперты выражают сомнение в эффективности методов, применяющихся для восстановления картины трагических событий.

Челнок "Колумбия" мог успешно приземлиться: к такому выводу пришли специалисты компании Boeing, смоделировав картину повреждений крыла "Колумбии" на старте. Но следственная комиссия не согласна с этим утверждением. "Ни мы, ни представители NASA не удовлетворены моделью, предложенной Boeing, - заявил адмирал Гарольд Геман, председатель комиссии. - Это просто таблица, подобная документам Excel, но никак не инструмент моделирования".

Другой член комиссии, бывшая астронавтка Салли Райд, говорит, что инженеры Boeing сделали всё что могли, использовав доступные им данные. ПО компании Crater восстанавливает картину повреждений, нанесённых плиткам термозащиты куском антиобледенительной пены, отвалившимся при старте челнока. В эксперименте просчитываются последствия удара кусками размером до 7,5 см под разными углами и с разной скоростью. Хотя ранее было установлено, что передняя кромка крыла "Колумбии" подверглась удару куска пены длиной около 80 см.

Открытыми остаются и другие вопросы, как технического характера, так и связанные с человеческим фактором. Заявляя, что причина катастрофы пока не найдена, исследователи предпочитают не говорить об одном возможном сценарии: крыло шаттла могло получить такие повреждения, что при спуске в образовавшееся отверстие начали врываться раскалённые газы. Об опасности повреждения кусками пены термозащиты шаттлов неоднократно предупреждали учёные и специалисты по космической технике, но в NASA не приняли никаких предупредительных мер. Неясно также, почему следственная комиссия отказывается использовать данные спутников наблюдения. На фоне нежелания членов комиссии принимать результаты моделирования с помощью ПО Crater этот отказ выглядит очень странно.

Агентство NASA даже не имеет данных, в какое место крыла ударил кусок пены. Инженерам сейчас нужна вся имеющаяся информация, в том числе и фотографии со спутников, но организационная неразбериха приводит к тому, что снимки заказываются, заказ тут же отменяется, и так до бесконечности.

Это лишь часть хаоса, царящего в высших сферах аэрокосмического агентства США. Ричард Бломберг, бывший директор департамента безопасности полётов NASA, рассказал следователям комиссии, что попытки обеспечить максимальную безопасность шаттлов постоянно сталкивались с недостатком финансирования. Дело ещё и в том, что на смену шаттлам должны были прийти новые корабли многоразового использования, и модернизацию старых кораблей сочли нецелесообразной.



Нас считают