17 апреля 2003 г.

Бормашина для Марса

Космонавты сдали все зачеты и готовы к полету на МКС

Спутников у Юпитера стало 60

NASA начинает ежедневную публикацию снимков Марса в Интернете

Экологи закрывают один из стартовых комплексов на космодроме "Плесецк"

Гамма-вспышки, сталкивающиеся нейтронные звезды и их магнитные поля

Космическая продукция Alcatel

Бормашина для Марса

6 июня 2003 г. с космодрома Байконур на ракете "Союз" в космос должен отправиться европейский зонд Mars Express, цель которого - Марс. К Марсу он прилетит в декабре, после чего на поверхность Красной планеты должен спуститься зонд Beagle 2. На нем имеется сверлильный аппарат, который будет вгрызаться в марсианский грунт для получения образцов для исследований.

Это сверло сделано по принципу бормашины, и его конструкция была предложена одним китайским дантистом-энтузиастом космоса, посетившим центр Европейского космического агентства в Нидерландах в то время, как там разрабатывалась аппаратура для зонда Mars Express. Первый прототип марсианской бормашины назывался Micro End Effector, он весил 900 г. Но после доработки удалось снизить вес бормашины до 400 г и сократить ее энергопотребление до 2 Вт.

Предполагается, что сверло этой бормашины будет делать в марсианских камнях дырки глубиной до 1 см, а полученные таким способом частички породы будут отправляться для анализа в "микролабораторию", которая находится на том же держателе, что и сверло.

Космонавты сдали все зачеты и готовы к полету на МКС

Космонавты 7-й постоянной экспедиции на Международную космическую станцию россиянин Юрий Маленченко и американец Эдвард Лу (Edward Lu), а также их дублеры Александр Калери и Майкл Фоул (Michael Foale), соответственно из России и США, в среду успешно справились с зачетными предполетными тренировками и тестами, передает РИА "Новости".

Как на обычном экзамене космонавты вытягивали билеты с конкретными заданиями, которые выполняли под наблюдением комиссии Центра подготовки космонавтов имени Гагарина.

Так, первый состав должен был провести медико-биологический эксперимент по межклеточному взаимодействию тканей биологических объектов. Это один из 13 научно-исследовательских экспериментов, внесенных в программу полета.

Космонавты также должны были показать свое умение управлять такими процессами на пилотируемом корабле и станции, как терморегулирование и ориентация. Кроме того, была отработана ситуация разгерметизации.

Специалисты в Звездном городке заявили, что "экипаж с ответами и действиями справился блестяще".

Тест проводился на модулях МКС и на макете корабля "Союз ТМА-2", на котором космонавты стартуют к станции 26 апреля. На космодром Байконур оба экипажа отправятся 20 апреля.

Спутников у Юпитера стало 60

Астрономы Скотт Шеппард (Scott Sheppard) и Дэвид Джуит (David Jewitt) из Гавайского университета, работающие на телескопах Subaru и Canada-France-Hawaii на горе Мауна-Ки на Гавайях, обнаружили у Юпитера еще два спутника. Таким образом, число известных спутников Юпитера достигло 60. Причем последние 20 из них были открыты в этом году.

Все эти новые спутники имеют размеры от 1 до 4 км в поперечнике. 19 из них вращаются по ретроградным орбитам, то есть в направлении, обратном направлению вращения Юпитера вокруг своей оси. И только один, последний, получивший в каталоге наименование S/2003 J20, вращается вокруг своей планеты по "правильной" орбите.

NASA начинает ежедневную публикацию снимков Марса в Интернете

Группа специалистов NASA, работающих с фотокамерой орбитального марсианского зонда Mars Global Surveyor, начала ежедневную публикацию в Интернет фотографий, которая делает эта камера. Снимки публикуются на сайте http://www.msss.com каждый день без праздников и выходных. Цель этой акции - продемонстрировать публике богатство марсианских ландшафтов накануне очередной американской марсианской миссии (в июне к Марсу должны отправиться два зонда-близнеца с марсоходами).

Например, на этом снимке, опубликованном вчера 16 апреля, показан участок на западе равнины Daedalia Planum с кратером, оставшимся от удара какого-то метеорита или астероида, и довольно сложными структурами, образовавшимися в результате эрозии осадочных пород.

Напомним, что зонд Mars Global Surveyor работает на орбите Марса с сентября 1997 г. и уже сделал более 120 тысяч фотографий этой планеты.

Экологи закрывают один из стартовых комплексов на космодроме "Плесецк"

Государственный инспектор по охране природы Архангельской области вынес предписание приостановить с 1 июня 2003 года эксплуатацию нового космического ракетного комплекса "Рокот" на космодроме "Плесецк" за нарушение федерального закона "Об охране окружающей среды", сообщает агентство ИТАР-ТАСС со ссылкой на Главное управление природных ресурсов области.

По словам представителя управления, курирующего космодром, решение вызвано тем, что "стартовая площадка "Рокота" не имеет должной системы очистных сооружений".

Как сообщила пресс-секретарь космодрома "Плесецк" Анна Потехина, пока никаких официальных документов о приостановке эксплуатации комплекса на космодроме получали. "Мы лишь эксплуатирующая организация, - сказала Потехина, - Реализует же проект ГКНПЦ имени Хруничева".

Реакцией Центра имени Хруничева на запрет запусков стал пресс-релиз, полученный на космодроме, в котором, в частности, отмечается, что "Рокот" - единственный российский космический комплекс, прошедший государственную экологическую экспертизу. В то же время, в Центре имени Хруничева признают, что "экологическое обустройство комплекса не завершено". В срок до 15 мая будет представлен новый проект очистных сооружений, который реализуют уже к концу сентября этого года, передает телеканал РТР.

Ракета-носитель "Рокот" - конверсионный проект, предложенный Государственным космическим научно-производственным центром имени Хруничева. Он предусматривает запуск легких иностранных спутников российской межконтинентальной баллистической ракетой РС-18, подлежащей уничтожению по договору СНВ-2. Предполагается использовать около ста ракет. По оценкам экспертов, проект сэкономит России примерно 170 миллионов долларов на утилизации ракет и позволит закрепиться на международном рынке запусков малых космических аппаратов.

Гамма-вспышки, сталкивающиеся нейтронные звезды и их магнитные поля

Первые гамма-вспышки в космосе астрономы обнаружили 40 лет назад. Но до сих по достоверно неизвестно, результатом каких процессов являются гамма-вспышки - самые мощные и яркие взрывы во Вселенной. Есть только гипотезы.

Основная загвоздка состоит в том, что сами вспышки длятся очень недолго, буквально несколько секунд или даже доли секунды, но при этом выделяется масса энергии. Такое возможно далеко не при каждом взрыве, во всяком случае, взрывы сверхновых при гибели массивных звезд бывают более длительные.

Астрономы из центра астрофизики United Kingdom Astrophysical Fluids Facility (UKAFF) в Великобритании провели расчеты на суперкомпьютере и пришли к выводу, что вынести в космос такие огромные объемы энергии в столь малое время может очень сильное магнитное поле, которое в свою очередь может генерироваться быстро вращающимися остатками столкнувшихся нейтронных звезд.

Можно считать, что раскрыта очередная астрономическая загадка? Но ведь это пока только рассчеты, пусть даже и на суперкомпьютере.

Космическая продукция Alcatel

На прошлой неделе Европейская организация по эксплуатации метеоспутников (Eumetsat) объявила о том, что компания Alcatel, точнее ее подразделение Alcatel Space, обеспечит европейцев четырьмя спутниками Meteosat Second Generation (MSG-4). Вся программа оценивается в 391 млн евро, и рассчитана до 2007 года.

MSG-4 - это новое поколение метеоспутников, разработкой которых занимается Alcatel. Компания отнюдь не новичок в деле освоения космоса: ее первый геостационарный спутник серии Meteosat был запущен еще в 1974 году. Очередное поколение искусственных небесных тел семейства MSG будет использоваться для создания единой европейской система прогнозирования погоды. Остается надеяться, что прогнозы погоды после этого станут хоть немного точнее. По крайней мере, в Европе.