|
|||||||
Мировые космические новости 18 апреля 2003 г. |
Содержание |
|
Зонд Rosetta полетит к комете Чурюмова-Герасименко на обычной ракете Ariane 5 Первый спутник связи серии "Экспресс-АМ" будет запущен в декабре На какой астероид полетит человек? |
Зонд Rosetta полетит к комете Чурюмова-Герасименко на обычной ракете Ariane 5 После того как в декабре 2002 г. новая, более тяжелая, модель ракеты Ariane 5 потерпела аварию во время своего первого запуска, все старты всех ракет Ariane 5 были приостановлены. Как выяснилось, в аварии был виноват новый двигатель первой ступени Vulcain 2, который в базовой модели Ariane 5 не используется. Поэтому старты старых ракет этой серии уже возобновились, и первый после перерыва запуск, состоявшийся 9 апреля 2003 г., прошел успешно. Из-за приостановки запусков остался на Земле зонд Rosetta, который должен был отправиться к комете Виртанен в январе 2003 г. И хотя он должен был лететь на базовой версии ракеты Ariane 5, в январе запрет на запуски еще действовал, а благоприятное для этой миссии расположение Земли и кометы сохранялось только до конца января. Поэтому зонду Rosetta пришлось подыскивать новый объект для исследований. Окончательное решение по этому поводу Европейское космическое агентство должно принять в мае этого года, но выбирать оно будет из двух комет - Чурюмова-Герасименко и той же кометы Виртанен. Специалисты считают, что выбор фактически предрешен - комета Чурюмова-Герасименко, запуск - в феврале 2004 г. Объясняется это тем, что для этого старта достаточно будет все той же базовой модели ракеты Ariane 5, а для отправки зонда к комете Виртанен стартовать придется в январе 2004 г. и на более мощной ракете: либо на новой модели Ariane 5, а их запуски еще неизвестно когда возобновятся, либо на российской ракете "Протон" (а для этого зонд Rosetta придется везти с космодрома Куру во Французской Гвиане на Байконур, то есть огибать половину земного шара). Ответ напрашивается сам собой. Правда, для экспедиции к комете Чурюмова-Герасименко в конструкцию зонда придется внести кое-какие изменения, так как ядро этой кометы заметно больше, чем у кометы Виртанен, а зонд Rosetta должен сбросить на ядро кометы спускаемый аппарат. Первый спутник связи серии "Экспресс-АМ" будет запущен в декабре ФГУП "Космическая связь" планирует запустить первый спутник связи серии "Экспресс-АМ" в декабре 2003 г., сообщил на конференции операторов и пользователей сети спутниковой связи и вещания РФ генеральный директор ФГУП Александр Дука. Запуск будет осуществлен в рамках программы по замене устаревших спутников связи, предусматривающей вывод на орбиту до 2005 г. пяти новых спутников связи серии "Экспресс-АМ". По его словам, запуск второго спутника планируется осуществить в апреле 2004 г., третьего - в августе 2004 г., четвертого - в декабре 2004 г. и пятого - в марте 2005 г. Технический ресурс пребывания спутников на орбите составляет 12 лет. Как сообщалось ранее, стоимость данной программы составляет 800 млн дол. ФГУП "Космическая связь" является российским оператором спутниковой связи. В настоящее время в состав орбитальной группировки компании входит 10 спутников связи и вещания. Доля услуг ФГУП "Космическая связь" на внутреннем рынке спутниковой связи России составляет около 83%. На какой астероид полетит человек? Человек еще не побывал на Марсе, а некоторые уже строят планы отправки пилотируемой экспедиции на какой-нибудь астероид. Правда, эти некоторые считают, что такую экспедицию наоборот нужно провести раньше полета на Марс, чтобы таким способом получше подготовиться к марсианской миссии. Конечно, для этой цели нельзя брать первый попавшийся астероид. Их много, и нужно выбрать достойного. Астроном Апостолос Кристоу (Apostolos Christou) из обсерватории Armagh всерьез занялся это проблемой и вместе со своими коллегами исследовал 27 астероидов, размеры которых варьируются от нескольких десятков метров до нескольких десятков километров. В их число попали и те астероиды, которые имеют собственные спутники. Целью этих исследований было определение тех астероидов, до которых проще долететь и для пилотируемого корабля и для автоматического зонда. Например, чтобы долететь до астероида 1999 AO10, нужно меньше топлива, чем при выводе зонда на орбиту Луны. В списке оказалось еще 4 астероида, долететь до которых проще, чем до Марса и Венеры. По словам Кристоу, в его списке нет ни одного астероида, на который сложно было бы с технической точки зрения отправить небольшой автоматический зонд. Причем этот зонд мог бы не только выйти на орбиту астероида, но и совершить на него посадку, взять образцы грунта и вернуть их на Землю. Ну а следующим логическим шагом была бы пилотируемая экспедиция на какой-нибудь близлежащий астероид. В целях подготовки к более продолжительной миссии на Марс, конечно же. Дорожная пробка на Марсе В конце 2003 г. ожидается массовое нашествие на Марс автоматических исследовательских зондов: два американских аппарата с марсоходами Mars Explorer Rover A и B и один европейский Mars Express. С Земли они стартуют почти в одно и то же время: Mars Express - 1 июня, американцы - 6 и 25 июня. Объяснить это несложно: такое благоприятное расположение Земли и Марса с точки зрения затрат топлива и времени на полет повторится нескоро. И на Марс они будут высаживаться один за другим: Mars Express - 26 декабря, первый Mars Explorer Rover - 4 января 2004 г., а второй - 25 января 2004 г. Конечно, Марс большой и места всем хватит. Но сложность в другом: в возможных проблемах со связью. Все три зонда собираются использовать в качестве ретранслятора при передаче информации на Землю американский орбитальный зонд Mars Odyssey и тут возможны сбои, так как для связи будут использоваться одни и те же протоколы. Европейский зонд Mars Express вообще-то разделится на орбитальный модуль и спускаемый аппарат Beagle 2, но орбитальный модуль будет передавать на Землю результаты собственных наблюдений, поэтому Европейское космическое агентство арендовало у NASA часть мощностей радиопередатчика Mars Odyssey. Но специалисты уже сейчас признают, что при связи одновременно с двумя аппаратами, находящимися на поверхности Марса, наверняка возникнут проблемы. Строится самый большой коммерческий спутник связи На заводе компании Space Systems/Loral в Пало-Альто (шт. Калифорния) сейчас идет сборка спутника iPSTAR-1, который станет самым большим в мире коммерческим телекоммуникационным спутником. Его стартовый вес составит 6775 кг. Строится он по заказу таиландской компании Shin Satellite, которая собирается использовать его для обеспечения работы широкополосных служб Internet-связи на большей части территории Азии, Австралии и Новой Зеландии. Общая пропускная способность его 84 ретрансляторов составит 40 Гбайт/с. Отдельный пользователь службы спутникового Internet-доступа сможет отправлять свою информацию со скоростью 4 Мбайт/с и принимать данные из Internet со скоростью 8 Мбайт/с. Запуск iPSTAR-1 запланирован на начало 2004 г. Он должен занять геостационарную орбиту и зависнуть над экватором в точке с координатой 120 градусов восточной долготы. Лучик надежды для теории Солнца Исследование солнечных нейтрино, проведенное американскими учеными, позволило пролить свет на природу реакций термоядерного синтеза, протекающих на Солнце. Ученые давно пришли к мнению о том, что Солнце вырабатывает энергию благодаря протеканию реакций термоядерного синтеза, в ходе которых водород превращается в гелий. Проблема, однако, состоит в том, что эта реакция может идти по различным каналам - возможно как непосредственное слияние ядер водорода, так и протекание аналогичной реакции в присутствии углерода. Соотношение долей энергии, выделяемой термоядерными реакциями каждого типа, определить крайне сложно. Группа ученых из Принстонского института фундаментальных исследований (Institute for Advanced Study) под руководством Джона Бокалла (John Bahcall) разработала методику, позволяющую внести ясность в этот вопрос. Этого удалось добиться объединением результатов наблюдений солнечных нейтрино всеми нейтринными обсерваториями мира. В общепринятой теоретической модели Солнца (так называемой "Стандартной модели") предполагается, что подавляющая часть энергии вырабатывается реакциями прямого синтеза водорода c образованием гелия, и только лишь 1,5% - реакциями так называемого цикла CNO, в котором в процессе реакции углерод циклически превращается сначала в азот и кислород, после чего реакция снова приводит к образованию углерода. Тем не менее, экспериментально подтвердить достоверность теоретической модели до сих пор не удавалось из-за крайней сложности детектирования солнечных нейтрино. Со вводом в строй в последние несколько десятилетий целого ряда нейтринных детекторов ситуация изменилась. Детекторы нового поколения, однако, пока не в состоянии зафиксировать различие в энергии нейтрино, образующихся в каждом из двух типов реакций, и тем самым определить соотношение между ними. К тому же нейтрино по пути к Земле могут менять свою "форму", что еще больше усложняет задачу. Группе Бокалла удалось путем критического анализа данных, полученных в разных лабораториях, оценить верхний порог относительной доли реакций цикла CNO. Выяснилось, что доля солнечной энергии, вырабатываемой в термоядерных реакциях этого цикла, не превышает 7,3%. По мнению самих ученых, дальнейшая обработка результатов позволит снизить эту оценку до 5%. Однако, добавляют они, достоверное подтверждение теоретического значения, равного 1,5%, невозможно без ввода в действие нейтринных детекторов принципиально иной конструкции. |
|
|