Покорим Бесконечность Вместе!!!
Земля - колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели! (К. Э. Циолковский)
Проект Освоения Космоса


Мировые космические новости

22 апреля 2003 г.

Содержание

Седьмой экипаж МКС отправился на Байконур

Менеджер "шаттлов" уходит в отставку

В главный день юбилея Петербург ждет солнечное затмение

Из-за неготовности ракеты-носителя инфракрасный телескоп останется на Земле до августа

Конференция по будущей европейской спутниковой навигационной системе

NASA составило возможный сценарий катастрофы "шаттла" Columbia



Седьмой экипаж МКС отправился на Байконур

В воскресенье 20 апреля будущий седьмой долговременный экипаж Международной космической станции в составе Юрия Маленченко (командир) и Эдварда Лу (Edward Lu) прибыл из Звездного городка на космодром Байконур для подготовки к предстоящему запуску на корабле "Союз ТМА-2".

Старт назначен на 26 апреля в 7:54 по московскому времени. На МКС новый экипаж прибудет в понедельник 28 апреля, стыковка должна состояться примерно в 9:56 мск. В течение нескольких дней на станции будут находиться два экипажа: нынешний командир МКС Кен Бауэрсокс (Ken Bowersox), бортинженер Николай Бударин и научный руководитель МКС от NASA Дон Петтит (Don Pettit) будут сдавать дела новому экипажу.

На 4 мая назначен отлет шестого экипажа на Землю. Они вернутся на старом корабле "Союз ТМА", который сейчас пристыкован к МКС. Приземление этого корабля на территории Казахстана запланировано приблизительно на 6 утра мск 4 мая.

Предполагается, что Юрий Маленченко и Эдвард Лу проведут на станции полгода. Они будут заниматься обслуживанием ее оборудования и, как сообщается, у них еще должно остаться время на проведение научных экспериментов. Маленченко и Лу уже работали в составе одного экипажа. Это было в 2000 г. во время полета "шаттла" Atlantis на МКС для ее подготовки к прибытию первого долговременного экипажа. Эдвард Лу имеет довольно богатый опыт общения с русскими космонавтами: в 1997 г. он побывал на станции "Мир". Так что проблем вроде бы быть не должно.


Менеджер "шаттлов" уходит в отставку

Ведущий менеджер программы полетов космических челоноков "шаттл" Рон Диттемор (Ron Dittemore) решил уйти в отставку, сообщает Reuters.

Во время расследования катастрофы шаттла Columbia Диттемор выступал по телевидению, и озвучивал все заявления агентства.

По информации американских газет Washington Post и Orlando Sentinel, Диттемор собирался уволиться еще до катастрофы, но отменил свое решение, чтобы поддержать организацию в трудное время.

На этой неделе будет организована специальная пресс-конференция NASA, на которой, как ожидается, будет объявлено о его отставке. Диттемор работал менеджером в программе полетов многоразовых космических кораблей с 1999 года.


В главный день юбилея Петербург ждет солнечное затмение

Утром 31 мая в главный день юбилейной декады празднования 300-летия Санкт-Петербурга над городом будет наблюдаться солнечное затмение, передает РИА "Новости" со ссылкой на обсерваторию "Светлое" Института прикладной астрономии РАН.

"Солнечное затмение начнется в 06:33 утра. Спустя час это явление достигнет своего максимума. Луна при этом закроет около 80 процентов площади нашего светила, - уточнили в обсерватории. - В 08:39 тень соскользнет с диска Солнца, завершив это природное явление".

Затмение смогут наблюдать не только петербуржцы, но и жители всего Северо-Запада.


Из-за неготовности ракеты-носителя инфракрасный телескоп останется на Земле до августа

Руководство космического агентства NASA решило еще раз отложить запуск космического инфракрасного телескопа SIRTF (Space Infrared Telescope Facility), который в последний раз был намечен на 27 апреля. Как теперь объявлено, старт состоится не раньше середины августа 2003 г.

Причина: неготовность ракеты-носителя Boeing Delta 2, а точнее, необходимость замены одного из девяти твердотопливных ускорителей, присоединенных к ракете. Как сообщается, на этом ускорителе произошло множественное расслоение материала, из которого сделано выходное сопло.

В принципе на эту работу не нужно так много времени, но с этой же стартовой площадки должен будет стартовать в июне этого года второй американский марсианский зонд. Для космического инфракрасного телескопа дата запуска некритична, в отличие от марсианского аппарата, так что астрономы подождут.


Конференция по будущей европейской спутниковой навигационной системе

С 22 по 24 апреля в австрийском городе Граце при поддержке Европейского космического агентства и Еврокомиссии будет проходить международная конференция GNSS 2003, посвященная глобальным спутниковым навигационным системам и, в первую очередь, будущей европейской системе Galileo. Организатором конференции является Австрийский институт навигации.

В рамках конференции пройдет и выставка, на которой специальный стенд выделен европейской системе Galileo и европейской геостационарной навигационной службе EGNOS (European Geostationary Navigation Overlay Service) для гражданских самолетов.

Galileo - это первая гражданская спутниковая навигационная и позиционная система, которая разрабатывается Европейским космическим агентством и Евросоюзом. Как предполагается, система Galileo начнет работу в 2008 г. Она будет состоять из 30 спутников и обойдется примерно в 3,4 млрд евро, которые поровну должны внести Европейское космическое агентство и Евросоюз.


NASA составило возможный сценарий катастрофы "шаттла" Columbia

После катастрофы "шаттла" Columbia, случившейся 1 февраля 2003 г., было выдвинуто 10 версий произошедших событий, из которых сейчас специалистами NASA активно разрабатывается только две. И основной из них считается та, где изначальной причиной катастрофы является повреждение во время старта левого крыла "шаттла" в районе передней композитной панели N 8. Эта версия в виде довольно подробного сценария развития событий и была на днях озвучена представителем NASA.

Последовательность событий в нем совпадает с данными телеметрической информации, передававшейся с борта "шаттла", и с данными бортового самописца OEX, найденного на территории Техаса после катастрофы. Этот сценарий объясняет и странные перерывы в связи с "шаттлом" и вспышки, сопровождавшие спуск "шаттла".

Как оказалось, повреждению крыла "шаттла" куском теплоизоляционной пены на 82 секунде полета есть документальное подтверждение. Именно в это время бортовой самописец OEX зафиксировал небольшой рост температуры на термопаре V07T9895, расположенной за композитной панелью N 9 на левом крыле "шаттла". Этот же самописец во время входа "шаттла" в атмосферу зафиксировал резкое увеличение температуры на нижней стороне композитной панели N 8. Таких панелей на передней кромке каждого крыла "шаттла" имеется 22 штуки. При входе в плотные слои атмосферы они должны выдерживать температуру в 3000 градусов С и сопровождающие спуск аэродинамические нагрузки.

Специалисты, исследовавшие найденные обломки левого крыла, также подтвердили, что первоначальное повреждение находилось в районе 8 и 9 панели.

По мнению комиссии по расследованию катастрофы "шаттла", возможно произошло разрушение Т-образного уплотнителя между 8 и 9 панелями, из-за которого в крыле образовалась щель шириной как минимум 2,5 см, через которую крыло устремился раскаленный газ. Что именно вызвало разрушение уплотнения, пока точно не выяснено, но большинство специалистов склоняются к тому, что виноват в этом удар куска теплоизолирующей пены, упавшей на левое крыло с топливного бака через 82 секунды после взлета "шаттла", когда скорость последнего составляла около 720 км/ч.

Через день после запуска Columbia военные радары зафиксировали какой-то предмет, медленно удалявшийся от "шаттла". Что это был за предмет, пока точно не выяснено, но эти исследования сейчас ведутся на базе ВВС США Wright Patterson. Их цель - определить, был ли этот предмет Т-образным уплотнителем, куском композитной панели или чем-то еще.

1 февраля в 8:48:39 утра по восточному времени через 270 секунд после начала спуска "шаттла" с орбиты датчик деформаций V12G9921, расположенный на передней кромке крыла рядом с композитной панелью N 9 зафиксировал первый аномальный рост давления. Из-за повреждения одной из панелей крыла резко усилилась нагрузка на его лонжерон. 20 секунд спустя раскаленный воздух, проникнувший в полость панели 8, вызвал рост температуры, который впервые был зарегистрирован датчиком V09T9910, расположенным между 9-й и 10-й панелями. Практически одновременно произошло повреждение изоляции передней кромки лонжерона и началось разрушение всей его конструкции.

Еще через минуту произошел первый кратковременный обрыв связи с "шаттлом". Теперь специалисты считают, что все эти прерывания связи происходили из-за выделения расплавленного металла лонжерона крыла в окружающий "шаттл" горячий воздух. Этот эффект аналогичен тому, который бывает при разбрасывании военными самолетами противорадиолокационных отражателей для обмана вражеских ракет.

Еще через 20 секунд термопара на нижней поверхности левого крыла рядом с 9-й панелью зафиксировала нештатный рост температуры. Расположенный внутри лонжерона левого крыла датчик V09T9895 также начал показывать повышенную температуру. Это говорит о том, что раскаленный воздух сначала проник в полость за композитными панелями, а потом уже в полость самого крыла.

Через 7 минут 56 секунд после начала спуска телеметрия зафиксировала, что нос "шаттла" начал поворачиваться влево от курса, что объясняется разрушением левого крыла. Еще через 4 секунды факел раскаленного воздуха прорвался из полости за композитной панелью в полость крыла и прорвался в отсек для левого колеса шасси. После чего огонь начал распространяться по кабелям, и в течение 30 секунд постепенно прекратилось поступление информации с датчиков левого крыла.

На 10 минуте спуска бортовой самописец OEX зафиксировал аномальный нагрев левого борта фюзеляжа, который произошел из-за изменения воздушных потоков при разрушении левого крыла. Отклонение "шаттла" влево от курса продолжало увеличиваться.

Примерно в это время наблюдатели с земли заметили отделение от "шаттла" первых обломков, а еще через 35 секунд "шаттл" стал крениться в другую сторону (опять же по показаниям бортового самописца).

И только в это время, то есть через 10 минут и 15 секунд после начала спуска в наземном ЦУПе в Хьюстоне заметили неладное: один из сотрудников сообщил руководителю полета Лерою Кейну (Leroy Cain) о потере четырех датчиков температуры с левого борта "шаттла". Еще через 9 секунд наблюдавшие за спуском "шаттла" заметили яркую вспышку, которая, как предполагается, стала результатом включения маневровых двигателей и взаимодействием продуктов горения с обломками "шаттла".

А еще через 4 минуты 25 секунд в ЦУПе услышали слова командира "шаттла" Рика Хазбенда "And, uh, Hou(ston)...". Связь оборвалась, и через 30 секунд пропали показания всех датчиков температуры и давления "шаттла". Астронавт Чарльз Хобау (Charles Hobaugh) сообщил об этом на "шаттл" из ЦУПа. В 8:59:32 Хазбенд ответил "Roger, uh, buh...", и это были его последние слова, связь снова оборвалась. Менее чем через минуту - в 9:00:21 - произошел взрыв "шаттла".



Нас считают