24 апреля 2003 г.

С "Байконура" запущен российский военный спутник

Планета, так не похожая на Землю

Отряд китайских тайконавтов готовится к космическим полетам

Звезда с двумя северными магнитными полюсами

У комиссии по расследованию причин гибели шаттла "Колумбия" приоритетных версий нет

С "Байконура" запущен российский военный спутник

С космодрома "Байконур" стартовала ракета-носитель тяжелого класса "Протон-К" с космическим аппаратом военного назначения серии "Космос". Запуск выполнен в интересах Минобороны России в четверг в 8:23:13 московского времени, сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе Космических войск.

В 8:33 - расчетное время - "Протон-К" вывел космический аппарат на опорную круговую орбиту.

Как отметили в пресс-службе, это первый в нынешнем году запуск ракеты-носителя "Протон-К". Он выполнен боевыми расчетами Космических войск России.

Теперь, сообщили РИА "Новости" в пресс-службе Космических войск, двигательная установка разгонного блока, соединенная со спутником, выведет космический аппарат сначала на переходную, а затем - на целевую (геопереходную) орбиту. Отделение космического аппарата от разгонного блока на целевой орбите планируется в 15:00 московского времени в четверг.

Это уже 297-й пуск ракеты-носителя "Протон-К" с космодрома "Байконур". 261 из них были успешными, отметили в пресс-службе.

Планета, так не похожая на Землю

Астрономы, работающие на Большом телескопе Южной Европейской обсерватории в Чили, обнаружили очередную планету у далекой звезды. Звезда называется OGLE-TR-3. Планету у нее обнаружили по изменению ее светимости, когда планета пересекает диск этой звезды.

Планета эта совсем не похожа на Землю. Во-первых, она очень близко располагается к своей звезде - радиус ее орбиты составляет 3,5 млн км (радиус орбиты Земли 150 млн км), а во-вторых, она очень быстро вращается вокруг своей звезды (при таком радиусе орбиты это совсем не удивительно) - один виток она делает за 28,5 земных часа. На поверхности планеты, обращенной к звезде, температура составляет около 2000 градусов C. Атмосферы на этой планете, скорее всего, никакой уже нет (ее сдуло в космос из-за высокой скорости движения планеты). По размерам эта планета немного больше Юпитера, но по массе она вдвое легче него.

Вот такая планета. Ничего общего с Землей.

Отряд китайских тайконавтов готовится к космическим полетам

В этом году, приблизительно в октябре-ноябре, Китай собирается отправить в космос первого своего гражданина. Но, первых китайских тайконавтов (так у них называют космонавтов) будет двое или трое, так как космический корабль Shenzhou 5, на котором пройдет этот полет, вмещает троих человек.

Известно также, что в китайском отраде тайконавтов сейчас числится 14 человек. Все они готовятся к полету, но кому именно выпадет такая честь - пока неизвестно. Неизвестна и продолжительность первого китайского пилотируемого полета. Если исходить из предыдущих испытательных полетов кораблей Shenzhou, то полет продлится неделю. Но, может быть, китайцы ограничатся и одним днем. Зато галочка будет поставлена: китаец побывал в космосе. Но на этом остановки не будет, следующая цель Китая - Луна.

Звезда с двумя северными магнитными полюсами

Обычно у звезд и у нашего Солнца имеется магнитное поля и два магнитных полюса - северный и южный. Однако три года назад в марте 2000 г. южный магнитный полюс исчез, а на его месте появился северный полюс. То есть у Солнца было два северных магнитных полюса. Звучит просто невероятно, но, по словам ученых, все обстояло действительно так. Причем, для Солнца это было почти нормальное явление, которое является побочным эффектом циклической активности Солнца.

Каждые 11 лет во времена, когда Солнце находится приблизительно в максимуме своей активности, его магнитное поле начинает вести себя довольно хаотично. Хотя в действительности южный полюс никогда не исчезает. Он просто время от времени смещается к северу и превращается в полосу, растянутую вдоль экватора. Но так бывает недолго. Например, после пропажи южного магнитного полюса в марте 2000 г. к маю он снова был на подобающем ему месте вблизи географического южного полюса. Правда, он там не задержался, и в 2001 г. солнечные магнитные полюса поменялись местами. В таком состоянии они пребывают и сейчас.

Все эти данные были получены с помощью исследовательского зонда Ulysses, который вращается вокруг Солнца по полярной орбите, плоскость которой перпендикулярна плоскости солнечной системы. С такой орбиты Ulysses может разглядеть полярные области Солнца, которые с Земли увидеть практически невозможно.

В принципе и на Земле случаются катаклизмы в магнитном поле, когда оно меняет свое направление, но эти явления происходят гораздо реже, примерно раз в 200 тыс. лет.

Комиссия, занимающаяся расследованием гибели в феврале этого года американского космического корабля Columbia, во вторник в очередной раз отчиталась о проделанной работе.

Глава комиссии, отставной адмирал Гарольд Геман-младший (Harold Gehman Jr), заявил, что после 11 недель работы у комиссии нет какого-либо наиболее предпочтительного варианта из всех возможных версий.

Как известно, согласно первой из появившихся версий, во время старта корабля от ракеты-носителя откололся кусок термоизоляции, ударивший по левому крылу шаттла. Предположительно, в месте удара образовалась трещина, в которую при входе шаттла в атмосферу во время возвращения на Землю попал нагретый газ, что привело к разрушению корабля.

Согласно другой версии, во время нахождения шаттла на орбите от его левого крыла отлетел фрагмент термостойкой обшивки. Это было обнаружено после катастрофы при изучении записей показаний радиоприборов. Один из членов комиссии заявил, что предполагает, что фрагмент отделился не сам по себе из-за износа или трения, а в результате какого-то внешнего воздействия. Как полагает следствие, отсутствие подобного фрагмента изоляции также могло послужить причиной попадания раскаленного газа внутрь левого крыла и привести к разрушению корабля.

Следствие также изучило топливный бак, аналогичный тому, что использовался на "Коламбии", и пришло к выводу, что он обладает рядом дефектов, которые также теоретически могли привести к разгерметизации корабля.

Члены комиссии также заявили, что в ходе расследования у 7 из 77 полетных диспетчеров не оказалось необходимой сертификации, но это, как было отмечено, вряд ли было причиной катастрофы.

Окончательные выводы комиссия, как ожидается, должна сделать в середине лета, сообрает агентство Associated Press.