Покорим Бесконечность Вместе!!!
Земля - колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели! (К. Э. Циолковский)
Проект Освоения Космоса


Мировые космические новости

12 мая 2003 г.

Содержание

Японский космический зонд отправился за образцами астероида

В катастрофе "шаттла" Columbia выжили подопытные черви

Индия во второй раз запустила свою самую большую ракету

Немягкая посадка

Космонавты рассказали о сбое при посадке "Союза"

Космонавты оправдываются

Экипаж "Союза" не нажимал на "не те кнопки"

Расследование с космической скоростью



Японский космический зонд отправился за образцами астероида

9 мая в 04:29 по Гринвичу с космодрома Кагосима на юге Японии стартовала очередная ракета H-2A, которая вывела в космос исследовательский зонд Muses-C весом около 530 кг. Его задача - долететь до астероида 1998 SF36, который находится на расстоянии 300 млн км от Земли, взять с его поверхности 1 грамм грунта и привезти этот образец на Землю. Если все пойдет по плану, то японцы получат образцы астероида уже через 4 года, и это будут первые образцы подобного грунта, попавшие в распоряжение ученых (у американцев есть аналогичный проект - зонд Stardust, отправившийся в космос в 1999 г., он в сентябре 2006 г. должен доставить на Землю образцы газа и пыли из окрестностей кометы).

Проект Muses-C обошелся Японии в 160 млн дол. Астероид 1998 SF36 имеет форму мяча для регби размером примерно 700 на 300 м. Это один из самых близких к Земле астероидов. Зонд Muses-C прилетит к нему в июне 2005 г., в течение нескольких покрутится на его орбите высотой около 20 км над поверхностью и совершит три маневра с кратковременным (на 1 секунду) касанием поверхности астероида, во время которых будет "стрелять" в грунт маленькими металлическими снарядами и собирать с помощью воронкообразного раструба разлетающиеся осколки (для исследовательских целей будет достаточно и грамма вещества). Перед этими маневрами с зонда будут сбрасываться на поверхность астероида светящиеся шарики-мишени, внутри которых находятся пластинки с выгравированными на них именами 877'490 человек, пожелавших таким способом оставить свой след в космосе.

Сам зонд на Землю садиться не будет: в июне 2007 г., пролетая мимо, он сбросит маленький контейнер с образцами на парашюте, который должен приземлиться в австралийской пустыне.

Напомним, что предыдущий запуск японской ракеты состоялся всего лишь полтора месяца назад. Тогда ракета H-2A вывела на орбиту два японских спутника-шпиона.


В катастрофе "шаттла" Columbia выжили подопытные черви

Среди обломков "шаттла" Columbia, который потерпел катастрофу во время захода на посадку 1 февраля этого года, несколько недель назад был найден контейнер с "экспериментальными" червями. Это маленькие червячки вида C elegans размером чуть больше булавочной головки. Как оказалось, они успешно пережили крушение "шаттла".

В открытом контейнере их было несколько тысяч. Специалисты полагают, что только часть из них действительно побывала в космосе, а остальные родились уже позже, когда контейнер валялся на земле. Эти черви известны своей способностью выживать в экстремальных условиях, в случае необходимости они умеют впадать в анабиоз, поэтому NASA и использовало их для экспериментов. Пока неизвестно, какую температуру и давление пришлось выдержать червячкам C elegans. По всей видимости, контейнер оказался достаточно прочным и устойчивым к высокой температуре, но специалисты были удивлены, они ожидали, что от контейнера останется оплавленная масса.


Индия во второй раз запустила свою самую большую ракету

8 мая в 11:28 по Гринвичу с космодрома Satish Dhawan на берегу Бенгальского залива в Индии был совершен второй запуск самой крупной индийской космической ракеты GSLV, которая предназначается для вывода спутников на геостационарные орбиты. Этот старт, так же как и первый считался испытательным. Хотя ракета GSLV вывела в космос самый настоящий, пусть и экспериментальный, спутник GSAT-2.

Через 17 минут после старта спутник GSAT-2 оказался на заданной переходной орбите с параметрами 35900 на 196 км и наклонением 19,2 градуса к экватору. Через некоторое время спутник будет переведен на круговую геостационарную орбиту высотой 35900 км и зависнет над экватором над Индийским океаном. Спутник GSAT-2 весит 1815 кг. Он предназначается для испытания системы связи и проведения других экспериментов. На нем установлено 6 ретрансляторов (4 C-диапазона и два - Ku-диапазона), прибор для измерения интенсивности радиации, детектор электрического заряда, спектрометр для наблюдения солнечных вспышек и радиомаяк для исследования атмосферы с использованием радиосигналов.

Первый запуск ракеты GSLV состоялся в апреле 2001 г. Тогда руководство индийской космической организации объявило об успешном старте, но иностранные наблюдатели отметили, что спутник GSAT-1 оказался на более низкой орбите, чем планировалось. С тех пор в конструкции ракеты был произведен ряд усовершенствований, чтобы увеличить ее грузоподъемность. По всей видимости, эти меры дали свои результаты, ведь спутник GSAT-2 на 227 кг тяжелее GSAT-1 и пока его полет проходит нормально.

Теперь ракете GSLV предстоит еще один, третий по счету, испытательный полет, после чего она должна будет вывести на орбиту полнофункциональный спутник. А в перспективе у Индии - запуск зонда к Луне.

Отметим, что ракета GSLV имеет три ступени. Первая ступень оснащена четырьмя жидкотопливными ускорителями и одним твердотопливным двигателем, двигатель Vikas второй ступени работает на жидком гиперголовом топливе, а в третьей ступени установлен российский криогенный двигатель (правда, в 2005 году его, возможно, заменит двигатель собственной индийской разработки).


Немягкая посадка

Первое после катастрофы шаттла "Колумбия" возвращение на землю шестой основной экспедиции Международной космической станции заставило серьезно поволноваться наземные службы в России и США. На завершающем этапе полета спускаемый аппарат начал слишком быстрое снижение, а связь с экипажем - американцами Кеннетом Бауэрсоксом, Дональдом Петтитом и россиянином Николаем Будариным - была потеряна. Лишь через несколько часов после приземления аппарата астронавтов и космонавта обнаружили живыми и здоровыми приблизительно в 500 километрах от расчетной точки посадки. Этой информации ждали тысячи специалистов в российском и американском центрах управления полетами.

На радостях глава "Росавиакосмоса" Юрий Коптев назвал даже столь нервную посадку корабля штатной, однако специалистам уже дано задание выяснить, каким образом из всех вариантов снижения "Союза" был осуществлен самый экстремальный и почему ЦУП так долго не мог связаться с экипажем.

Впрочем, определенные волнения на Земле были и до "штатного" приземления. Все-таки из-за гибели "Колумбии" НАСА и "Росавиакосмосу" пришлось на ходу изменять планы возвращения экипажа с орбиты - вместо шаттла "Атлантис", который должен был доставить Бауэрсокса, Паттита и Бударина в Техас, на МКС с двухмесячной задержкой отправился российский "Союз". Поэтому ночь с субботы на воскресенье для многих стала бессонной. Около 3 часов по московскому времени космонавты отстыковали "Союз ТМА-1" от станции и начали сближаться с Землей. Для спуска с околоземной орбиты космическому кораблю необходимо еще как минимум трижды обогнуть землю. После последнего витка, в начале седьмого часа утра, в подмосковном ЦУПе ждали сигнала о приземлении аппарата, однако подтверждение факта посадки из Казахстана не поступало.

Напряжение в ЦУПе достигло предела: было очевидно, что на борту корабля что-то пошло не так, но что именно случилось и к каким последствиям это могло привести, предположить не мог никто.

Лишь через два часа выяснилось, что спуск "Союза" произошел так быстро и по такой крутой траектории, что спускаемый аппарат не долетел до предполагаемого места посадки почти пятьсот километров. Обнаружил капсулу экипаж поискового самолета Ан-12, который сообщил, что люк аппарата открыт. Тревога за экипаж "Союза" улеглась только после сообщения о том, что с космонавтами, наконец, налажена связь, правда, пока только "визуальная".

Космонавты самостоятельно выбрались из корабля и махали самолету руками, показывая, что с ними все в порядке. Зоркие вертолетчики прибыли к месту приземления лишь к половине одиннадцатого, спустя почти четыре часа после посадки. Спасатели констатировали, что самочувствие космонавтов нормальное. Это подтвердили и медики, которые вскоре провели первое послеполетное обследование экипажа. И уже вчера вечером Кеннет Бауэрсокс, Дональд Петтит и Николай Бударин были доставлены в подмосковный Звездный городок.

Казусу с затянувшимися поисками спускаемого аппарата довольно быстро нашлось объяснение: представители "Росавиакосмоса" ссылались на сложные метеоусловия и низкую облачность. А вот сам необычный спуск капсулы специалисты комментируют осторожно.

Отвечая на вопросы журналистов, Юрий Коптев пояснил, что полетная документация "Союзов" предусматривает три варианта посадки: в автоматическом режиме, в режиме ручного управления и по баллистической траектории. Управляемый спуск наиболее комфортен для космонавтов, однако вчерашний спуск "Союза ТМА-1" прошел по наиболее экстремальной баллистической траектории, которая грозит экипажу девятикратными перегрузками.

До сих пор баллистический спуск произвели лишь два космических аппарата, однако, по словам главы "Росавиакосмоса", корабль "Союз" имеет "большие резервы" и обеспечивает "даже баллистический спуск без ущерба для здоровья космонавтов".

Г-н Коптев не стал торопить события и до заключения экспертов делать выводы о том, почему спуск космического корабля стал неуправляемым: было ли это вызвано отказом бортового оборудования при автоматическом спуске, либо неумелыми действиями экипажа при ручном управлении.

Специалисты же среднего звена пока считают ошибку экипажа вполне вероятной - ведь космонавты изначально готовились к полету на шаттле. Опыт спуска на "Союзе" был только у россиянина Николая Бударина, а командир экипажа Кеннет Бауэрсокс ни разу не сажал "Союз" и осваивал премудрости российской техники уже на орбите.


Космонавты рассказали о сбое при посадке "Союза"

Экипаж шестой долговременной экспедиции МКС отрицает, что сбой в режиме посадки корабля "Союз ТМА-1" произошел по их вине. Об этом, согласно сообщению РИА "Новости", члены экипажа - российский космонавт Николай Бударин, американские астронавты Кеннет Бауэрсокс и Дональд Петтит - заявили на брифинге в Центре подготовки космонавтов имени Гагарина, который прошел во вторник в Звездном городке.

При посадке спускаемый аппарат космического корабля "Союз-ТМА-1" на 460 километров отклонился от заданной траектории. По утверждению президента РКК "Энергия" Юрия Семёнова, к отклонению от траектории при посадке спускаемого аппарата с членами шестого постоянного экипажа МКС привела ошибка одного из американских космонавтов. "Когда мы спускались, то американский космонавт - понятно, для него это новый корабль - нажал не ту кнопку", - сообщил он телекомпании "ТВС".

Единственным американцем, который играл активную роль в посадке, был Бауэрсокс. Бауэрсокс отметил, что "кнопка" в управлении корабля существует, но она плотно закрыта. Вдобавок, Бударин внимательно стерёг её, пошутил он.

"Экипаж при спуске корабля не нажимал ни на какие кнопки, тем более ошибочно, как об этом сообщил ряд средств массовой информации", - заявил Бударин.

По словам Бударина, после поступившей из Центра управления полетами команды на включение автоматического режима спуска на корабле неожиданно сработала система "КОС", которая перевела спуск на баллистическую траекторию.

"Из-за нештатной баллистики спуска нам пришлось выдержать очень большие перегрузки. Нас сильно вдавило в кресла, было трудно дышать. Но такая плотная фиксация в креслах помогла нам перенести "жесткую" посадку корабля", - рассказывает Бударин.

"Бударин самостоятельно открыл люк капсулы корабля, в которой мы спускались, выполз из капсулы, вытащил нас и мы полтора часа ползали и лежали на земле", - сообщил Бауэрсокс.

Бударин тем временем пытался связаться с поисковой группой, организовывал радиосвязь. При приземлении произошел обрыв нескольких строп парашюта, в которые была вплетена антенна радиопередатчика корабля и связь оборвалась. Космонавты пытались использовать радиостанцию США, которая была в капсуле корабля, но она оказалась маломощной.

Командир экспедиции Бауэрсокс отметил, что будущим космическим пилотам все же надо учитывать, что космос оказывает на людей сильное влияние, и у них могут быть ошибки. "Мы будем ждать анализ комиссии", - сказал он. "Категоричности в оценке действий экипажа, которая появилась в СМИ, не должно быть. Все покажет проверка телеметрии", - подчеркнул он.


Космонавты оправдываются

Находящимся на карантине в Звездном городке членам экипажа шестой основной экспедиции на Международную космическую станцию пришлось во время встречи с журналистами оправдываться за "необычную" посадку корабля "Союз" в минувшее воскресенье. Представлявший в экипаже Россию Николай Бударин поспешил опровергнуть версию о причастности космонавтов к тому, что корабль спускался по баллистической траектории и потому оказался в 500 километрах от расчетного места приземления.

"Экипаж не давал команд, которые могли бы привести к баллистическому спуску аппарата", - заявил он. Это подтвердил и командир экспедиции Кеннет Бауэрсокс, который даже получившуюся отнюдь не мягкой посадку назвал "удобной". Кроме того, американцы не поскупились на комплименты в адрес российского Центра подготовки космонавтов, отметив, что полученные перед полетом навыки им пригодились во время приземления и затянувшегося ожидания поисковых групп.

Тем не менее слова космонавтов нельзя считать исчерпывающим объяснением обстоятельств случившегося. Несмотря на то что глава Росавиакосмоса Юрий Коптев сразу после приземления "Союза" пояснил, что баллистический вариант спуска наряду с автоматическим снижением и ручным управлением является штатным вариантом посадки корабля, уже создана экспертная комиссия, которой предстоит ответить, почему космонавтам пришлось пережить стрессовую ситуацию.

До публикации официальных выводов комиссии все версии в Росавиакосмосе считают несостоятельными и спекулятивными. Комиссия же, по словам генерального конструктора ракетно-космической корпорации "Энергия" Юрия Семенова, намерена изучить все версии, в том числе и о случайном нажатии не той кнопки. Итоги этого расследования, считает г-н Семенов, могут быть опубликованы к июню.


Экипаж "Союза" не нажимал на "не те кнопки"

По словам одного из ведущих специалистов РКК "Энергия", который попросил не называть его имени, предварительный анализ бортовых самописцев, установленных на борту корабля "Союз ТМА-1", показал, что во время посадки упомянутого корабля 4 мая этого года его экипаж не совершил никаких ошибочных действий, и в не очень мягкой посадке виноват, скорее всего, какой-то технический сбой.

Напомним, что посадка "Союза" произошла по баллистической траектории - самой крутой из трех штатных траекторий спуска, из-за чего "Союз" приземлился в 500 км от заданной точки, а экипаж испытал повышенные перегрузки. Ранее только два корабля "Союз" приземлялись по баллистической траектории. Было это довольно давно - в апреле 1979 и в мае 1980 года.

Сейчас корабль "Союз ТМА-1" находится в РКК "Энергия", где специалисты восстанавливают картину его спуска. Следует отметить, что этот корабль отличается от своего предшественника "Союза ТМ" усовершенствованными бортовым компьютером и системой управления. Возможно, сбой произошел именно в них.

Инженеры РКК "Энергия" уже проанализировали все записи разговоров членов экипажа во время спуска, которые по правилам должны вслух объявлять все команды и действия, которые они производят во время спуска. Звукозапись указывает на то, что экипаж действовал в соответствии с инструкцией и не нажимал ни на какие "не те кнопки". Но для подтверждения правильности действий экипажа предстоит проанализировать записи показаний всех остальных систем корабля.


Расследование с космической скоростью

Недавние заявления главы НАСА Шона О'Кифа о скором возобновлении полетов шаттлов к Международной космической станции были скептически восприняты российскими экспертами. Однако американцы, похоже, действительно не намерены откладывать дело в долгий ящик и готовы возобновить полеты челноков на основании лишь предварительных выводов комиссии по расследованию обстоятельств катастрофы.

На недавнем брифинге в Хьюстоне глава комиссии Гарольд Гехман заявил, что причины катастрофы в принципе уже известны. В соответствии с выводами экспертов, гибель "Колумбии" при заходе на посадку 1 февраля текущего года была предопределена уже через полторы минуты после старта корабля. Таким образом, верной была признана самая первая версия: повреждение теплоизоляции крыла во время старта.

Как известно, на 81-й секунде полета от главного топливного бака ракеты-носителя оторвался кусок теплоизолирующей пены весом около 0,5 кг и на скорости более 700 километров в час врезался в левое крыло шаттла. Этот момент зафиксирован многочисленными телекамерами и не вызывает сомнений.

По мнению экспертов, удар вызвал повреждение нескольких термоизолирующих плиток и Т-образной заглушки между ними. Оторвалась заглушка уже на орбите - в момент маневрирования корабля радары зафиксировали отделение от него некоего объекта. Появившаяся щель между плитками теплоизоляции на левом крыле "Колумбии" стала роковой для семерых членов экипажа. Заходя на посадку, корабль вошел в плотные слои атмосферы - и раскаленный до нескольких тысяч градусов воздух проник через щель во внутреннюю полость крыла шаттла и сжег его изнутри.

По словам Гэхмана, комиссия намерена провести серию экспериментов, обстреливая челноки килограммовыми кусками теплоизолирующей пены. Эксперимент должен выявить слабые места шаттлов, а также доказать, что кусок теплоизоляции мог стать причиной катастрофы. По мнению эксперта, эта работа займет еще несколько месяцев, в течение которых программа полетов шаттлов должна быть приостановлена. Однако глава космического агентства США Шон О'Киф уже дал команду о начале подготовки к полету на МКС шаттла "Атлантис" и назвал примерную дату его старта - начало октября.

Впрочем, российские эксперты тоже идут на рекорд по срокам расследования обстоятельств недавней посадки-падения "Союза ТМА-1". Глава комиссии, первый заместитель генерального конструктора Ракетно-космической корпорации "Энергия" Николай Зеленщиков обещал представить результаты своей работы уже к 23 мая. Правда, российские специалисты, слава богу, имеют дело не с катастрофой, а с вариантом штатной посадки и исследуют положения тумблеров в целом корабле, в отличие от своих американских коллег, разложивших остатки "Колумбии" в одном из ангаров НАСА.



Нас считают