Покорим Бесконечность Вместе!!!
Земля - колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели! (К. Э. Циолковский)
Проект Освоения Космоса


Мировые космические новости

15 мая 2003 г.

Содержание

NASA забьет сотни тысяч имен землян в комету Tempel 1

Кольцеобразная туманность Helix, подробности глазами телескопа Hubble

Экспериментальный космический аппарат Roton отправлен в вертолетный музей

В Греции теперь точно все есть, даже собственный спутник

Менеджеры NASA могли предотвратить гибель шаттла Columbia



NASA забьет сотни тысяч имен землян в комету Tempel 1

В декабре 2004 г. американское космическое агентство NASA собирается запустить в космос зонд Deep Impact, который отправится к комете Tempel 1. На его борту будет 390-килограммовый снаряд с медным наконечником. 4 июля 2005 года зонд подлетит к комете и этим снарядом выстрелит в ее ядро.

Врезавшись в комету со скоростью 37 тыс. км/час, снаряд проделает в ее ядре кратер диаметром в 100 м и глубиной от 25 до 50 м. А в это время аппаратура зонда Deep Impact будет вести съемку всего этого процесса и сфотографирует разлетающиеся обломки во всех спектральных диапазонах. Таким "военизированным" способом NASA собирается найти ответы на основные вопросы о природе и составе комет. Правда, это столкновение никак не повлияет на траекторию движения кометы Tempel 1 вокруг Солнца. Особо отметим, что никакой опасности для Земли эта комета не представляет.

Вместе с упомянутым снарядом вглубь ядра кометы попадет небольшой компакт-диск, на котором будут записаны имена всех землян, пожелавших участвовать в этой затее (предполагается, что таковых наберется несколько сотен тысяч). Запись желающих уже началась на Web-сайте проекта Deep Impact, и продлится она до февраля 2004 года включительно.


Кольцеобразная туманность Helix, подробности глазами телескопа Hubble

Планетарная туманность Helix, образовавшаяся в результате взрыва старой звезды, находится по космическим меркам совсем близко от нас - на расстоянии 650 световых лет в созвездии Водолея. После того как внешняя оболочка звезды улетела в космос, в центре образовавшейся туманности осталась очень горячая звезда - белый карлик. По форме туманность Helix похожа на не очень круглое кольцо размером около 3 световых лет в поперечнике. Она пользуется популярностью у астрономов-любителей, потому что ее можно увидеть и в бинокль. И тогда она выглядит как туманное зеленоватое облачко.

А такой туманность Helix увидели совместными усилиями космический телескоп Hubble и наземный телескоп Национальной оптической астрономической обсерватории в Аризоне, диаметр апертуры которого составляет 0,9 м. Кстати, астрономы, проанализировав изображения Helix, пришли к выводу, что она в действительности имеет форму цилиндра, а не "пузыря", и "дно" этого цилиндра обращено в сторону Земли. Правда, "высота" цилиндра по сравнению с его диаметром не велика - около 0,2 светового года.

Внутреннюю часть кольца пронзают тонкие нити, похожие на следы от комет. Конечно, это не кометы, а потоки горячего "звездного ветра", испускаемые центральной звездой и оставляющие следы в относительно холодных облаках пыли и газа. Голубой цвет на снимке соответствует светящемуся кислороду, а красный - водороду и азоту.


Экспериментальный космический аппарат Roton отправлен в вертолетный музей

Больше двух лет назад частная компания Rotary Rocket, разрабатывавшая вот этот любопытный аппарат, была вынуждена отказаться от этого проекта из-за проблем с финансированием. Предполагалось, что этот "пепелац", который называется Roton, будет взлетать как ракета и приземляться с помощью вертолетного винта. Был собран только опытный образец, который в марте 1999 г. был представлен публике. Потом он совершил несколько успешных полетов на малых высотах. Но на продолжение работ нужно было 150 млн дол., а инвесторов не нашлось, и имущество компании было выставлено на торги за неуплату налогов.

На прошлой неделе Roton совершил свой последний полет с аэродрома в Мойяве. Но не самостоятельный. Его подцепил вертолет Chinook и доставил в вертолетный музей, расположенный близ Сан-Диего в том же штате Калифорния. Ладно, хоть не на свалку.


В Греции теперь точно все есть, даже собственный спутник

13 мая в 18:10 по местному времени (14 мая 6:10 мск) с космодрома на мысе Канаверал стартовала ракета Atlas 5, на борту которой был первый греческий спутник связи Hellas Sat. Через 31 минуту он оказался на заданной переходной орбите с параметрами 85'458 на 312,2 км и наклонением 17 градусов к экватору.

Это был второй запуск для новой ракеты Lockheed Martin Atlas 5, в которой установлен российский двигатель РД-180. Ракеты этого семейства могут выводить на геосинхронные переходные орбиты груз весом 8,7 тонны.

Старт этот несколько раз откладывался. Изначально он был запланирован на 30 января, но к этому моменту был не готов к запуску сам спутник. В марте запуск отложили из-за необходимости замены разгонного блока Centaur, в котором нашли дефектный сварной шов. Да и на финишной прямой произошла задержка на сутки из-за технических проблем.

Hellas-Sat представляет собой спутник модели Astrium Eurostar 2000+. Его вес - 3250 кг. На нем установлено 30 ретрансляторов Ku-диапазона, которые будут обеспечивать работу служб голосовой и видеосвязи, а также систем обмена данными на территории Европы, Африки, Ближнего Востока и юго-восточной Азии. В частности, его планируется активно задействовать для передачи телетрансляций с летних Олимпийских игр 2004 года, которые пройдут в Афинах.

В течение ближайших 10 дней спутник с помощью собственного двигателя должен выйти на заданную геостационарную орбиту высотой 36 тыс. км и зависнуть над экватором в точке с координатой 39 градусов восточной долготы.


Менеджеры NASA могли предотвратить гибель шаттла Columbia

В среду председатель комиссии по расследованию гибели шаттла Columbia Гарольд Геман (Harold Gehman) заявил, что только недавно в ходе расследования поднят вопрос о том, могло ли NASA что-либо сделать для спасения команды, сообщает АР.

Рассмотрение этого вопроса началось всего 10 дней назад, однако Геман уже пришел к заключению, что "немыслимо" полагать, будто NASA не предприняло бы никаких действий, располагая данными об опасной неполадке левого крыла челнока.

"Если мы обнаружим, что все-таки что-то можно было сделать, то мягкие бюрократические решения, принятые (NASA) ранее, приобретают совсем иное значение," - уточнил Геман.

К таким решениям, в частности, относится отказ рассмотреть спутниковые снимки возможных повреждений левого крыла шаттла накануне катастрофы.

Геман посетовал, что менеджеры и администраторы "пропустили сигналы", отказавшись рассмотреть снимки. "Мы попытаемся подробно рассмотреть этот вопрос в нашем докладе, но по бюрократическим и административным причинам сигналы были пропущены. То, что мы узнаем, нам не очень нравится," - сказал председатель комиссии.

Однако, Геман не уверен, способны ли снимки даже с самых точных спутников выявить повреждение крыла шаттла, которое могло быть размером всего в пять квадратных сантиметров.

Председатель комиссии склонен винить в бюрократических проволочках не конкретноых лиц, а организацию работы в NASA.

Напомним, согласно основной версии следствия, причиной разрушения шаттла стало повреждение термоизоляционных панелей на левом крыле, в результате чего раскаленные атмосферные газы проникли внутрь конструкции и вызвали взрыв.



Нас считают