16 мая 2003 г.

NASA предложило подавать заявки на исследования обломков "шаттла" Columbia

На Нептуне началась весна?

Свидетельства столкновения над Землей двух астероидов

Бразилия хочет сотрудничать с Россией в космосе

Экипаж корабля "Союз" не виноват в спуске по баллистической траектории

Марс будут исследовать вездеходы "перекати-поле"

Mars Express стартует с Байконура 2 июня

Ночью Луна стала красной

NASA предложило подавать заявки на исследования обломков "шаттла" Columbia

"Шаттл" Columbia потерпел катастрофу 1 февраля этого года. Его обломки оказались разбросаны по территории нескольких штатов. Их поисками в течение почти трех месяцев занимались в общей сложности более 20 тысяч человек. Сейчас все найденные обломки находятся на космодроме на мысе Канаверал в одном из ангаров космического центра им. Кеннеди.

Именно этот центр на днях выпустил обращение ко всем заинтересованным организациям заявить о своих планах (если таковые имеются) использования упомянутых обломков в исследованиях, в том числе тех, которые касаются проблем входа космических аппаратов в атмосферу. Заявки будут приниматься до 6 июня от научных, академических и правительственных организаций. В заявке требуется подробно описать в каких целях будут использованы обломки, и какой от этого ожидается научный эффект. Кроме того, NASA ждет предложений о том, как лучше сохранить и распорядиться этими обломками. Предполагается, что эти исследования помогут в конструировании более безопасных космических кораблей.

Правда, опубликование призыва подавать заявки еще не означает, что NASA действительно будет раздавать эти обломки. Этого как раз никто не обещал. Просто NASA, изучив присланные заявки, решит, как лучше поступить в этой ситуации.

На Нептуне началась весна?

Наблюдения за Нептуном, которые в течение шести лет проводились с помощью космического телескопа Hubble, показали, что эта планета стала за эти годы заметно ярче (см. фото вверху). Причем самые заметные изменения произошли в южном полушарии: полосы облаков стали выделяться очень четко, они стали и шире и ярче. По мнению ученых, это говорит о том, что на Нептуне происходят сезонные изменения климата, подобные тем, что мы наблюдаем у себя на Земле.

Нептун - это восьмая планета от Солнца. Радиус его орбиты в 30,1 раз больше расстояния от Земли до Солнца. На Земле смена времен года происходит из-за того, что ось вращения Земли наклонена к плоскости ее орбиты и угол между осью и нормалью к этой плоскости составляет примерно 23,5 градуса. Ось вращения Нептуна тоже имеет наклон, только он немного больше - 29 градусов.

Климат на Нептуне довольно суровый. Здесь бушуют мощные штормы и дуют ураганные ветры, скорость которых достигает иногда полутора тысяч километров в час. Но сезонные изменения на Нептуне были подтверждены только недавно, благодаря телескопу Hubble, хотя увеличение яркости Нептуна было замечено еще в 80-х годах.

Как и на Земле на Нептуне имеют место четыре времени года, но если на Земле они длятся по три месяца, то на Нептуне - более 40 лет, так как эта планета делает один виток вокруг Солнца почти за 165 земных лет. Поэтому увеличение яркости южного полушария Нептуна астрономы будут наблюдать еще лет 20.

Правда, астрономы не ожидали обнаружить на Нептуне сезонные изменения, потому что Солнце на этой планете по причине своей удаленности выглядит в 900 раз менее ярким, чем на Земле. Тем не менее, изменения освещенности даже от такого "слабого" источника света приводят к определенным изменениям в атмосфере Нептуна и, следовательно, к изменениям климата. Но на этот процесс оказывает еще влияние и внутренний источник тепла Нептуна. А вообще-то, эта планета очень слабо изучена из-за своей сильной удаленности. Но если к самой дальней планете солнечной системы Плутону NASA все-таки собирается отправить в 2006 г. исследовательский зонд, то Нептун пока в планах не значится.

Свидетельства столкновения над Землей двух астероидов

Шведские ученые обнаружили свидетельства того, что в глубокой древности недалеко от Земли произошло столкновение двух крупных астероидов. Их осколки затем падали на нашу планету в течение 5-10 млн. лет. На ранних этапах формирования Солнечной системы столкновения астероидов происходили достаточно часто, в том числе и недалеко от нашей планеты. Теперь же столкновения сосредоточены преимущественно в поясе астероидов, находящемся между Марсом и Юпитером.

По данным исследователей, столкновение астероидов рядом с Землей произошло около 480 млн. лет назад. Столкнувшиеся объекты имели размеры около 1000 км в поперечнике. К такому выводу ученые пришли, изучив морские отложения на юге Швеции. В этих отложениях были найдены небольшие, размером с песчинку, частицы минерала хромита. Этот минерал беден железом и имеет космическое происхождение. На основании количества и размеров частиц хромита ученые определили дату столкновения астероидов и предположили, что в течение нескольких миллионов лет после столкновения интенсивность падения метеоритов на Землю примерно в сто раз превышала нынешнюю.

Что касается влияния столкновения астероидов на жизнь на Земле, то здесь остаются вопросы. По свидетельству одного из участников исследований, Биргера Шмитца из Гётеборгского университета, изменения в биоте за период интенсивных метеоритных дождей были значительными и происходили под влиянием климатических изменений. Однако случаев массовой гибели живых организмов в этот период не наблюдалось. Были ли климатические изменения связаны с метеоритами, также неясно. Достоверно можно сказать лишь то, что для катастрофы, влекущей за собой массовую гибель живых существ, обломки астероидов были недостаточно крупными.

Бразилия хочет сотрудничать с Россией в космосе

Бразилия выступает за развитие отношений с Россией в области освоения космического пространства и обмена перспективными ракетно-космическими технологиями.

Об этом заявил в интервью корреспонденту РИА "Новости" министр экономического развития, промышленности и внешней торговли Бразилии Луиш Фернанду Фурлан, возглавляющий делегацию бразильских предпринимателей, которая прибывает 19 мая в Москву.

"Мне кажется, что у наших двух стран есть очень хорошие перспективы для сотрудничества в области освоения космического пространства, да и вообще, в области науки и технологий. Россия обладает технологиями, которые могли бы заинтересовать нашу страну. Нужно лишь сесть за стол переговоров и все обсудить. Сотрудничество между нашими двумя странами вполне может быть поднято до уровня передовых технологий", - сообщил министр в эксклюзивном интервью корреспонденту РИА "Новости".

"В целом, прирост объема товарооборота между нашими двумя странами до 5 млрд. долларов в год - цель вполне реальная, и мы сделаем все возможное для ее достижения", - отметил Фурлан.

Экипаж корабля "Союз" не виноват в спуске по баллистической траектории

Наиболее вероятной причиной спуска космического корабля "Союз ТМА-1" по баллистической траектории 4 мая явился отказ одного из приборов в его автоматической системе, сообщили корреспонденту РИА "Новости" специалисты Ракетно-космической корпорации "Энергия" им. С.П. Королева.

При этом в РКК "Энергия" отметили, что вывод, полученный результате работы технической комиссии, является предварительным. "Возвращение на Землю корабля "Союз ТМА-1" в режиме баллистического спуска явилось штатным. Оно отличается лишь двукратным повышением перегрузки на участке аэродинамического торможения в верхних слоях атмосферы, и экипажи кораблей "Союз" всегда готовятся к возможности реализации и этого режима. Увеличение же времени поиска и эвакуации экипажа 6-й долговременной экспедиции Международной космической станции (МКС) после его посадки на Землю было связано с некоторой организационной несогласованностью и имеющимися финансовыми ограничениями, не позволившими полномасштабно развернуть средства поиска и спасания по трассе возвращения корабля на Землю", - отметили в "Энергии".

Специалисты корпорации намерены определить не только место отказа, но и детализировать причину его возникновения и выработать конкретные рекомендации, направленные на предотвращение подобных ситуаций в последующих полетах кораблей "Союз ТМА". Первый заместитель генерального конструктора "Энергии" Николай Зеленщиков отметил, что вины экипажа в произошедшем нет.

Марс будут исследовать вездеходы "перекати-поле"

Скоро к Марсу отправится сразу три космических аппарата, два из которых принадлежат NASA. На их борту находятся, можно сказать, традиционные вездеходы на колесном ходу, двигатели которых будут работать на солнечных батареях. Но NASA занимается и перспективными проектами, которые, возможно, будут использованы в следующих марсианских экспедициях.

Например, NASA финансирует работу группы студентов и сотрудников университета штата Северная Каролина, которая разрабатывает "вездеход", движимый энергией ветра. Он перемещается, подгоняемый ветром, как перекати-поле. Во время такого движения такой "вездеход" может собирать образцы грунта и окружающей его атмосферы там, куда его занесет ветер. А ветры на Марсе бывают очень сильные, время от времени они поднимают грандиозные песчаные бури.

Прототип марсохода-перекати-поле, который получил называние Tumbleweed Earth Demonstrator (TED), уже прошел испытания в аэродинамической трубе. Он получился намного проще по конструкции, чем те марсоходы, которые через месяц-полтора отправятся к Марсу. Соответственно, такой марсоход получится и намного дешевле.

Немаловажно и то, что для "перекати-поля" нет таких жестких ограничений на неровности рельефа, ведь для нынешних марсоходов пришлось долго выбирать место для посадки: чтобы не было больших камней, крутых обрывов и оврагов, но чтобы при этом местность была геологически интересной, а не какой-нибудь скучной пустыней. Возможно, в одной из будущих марсианских миссий, зонд, севший на поверхность Марса, выпустит сразу несколько катающихся по воле ветра аппаратов, и они отправятся искать воду или исследовать марсианский климат. Более подробную информацию об этом студенческом проекте можно найти здесь.

Mars Express стартует с Байконура 2 июня

Запуск европейского зонда Mars Express со спускаемым аппаратом Beagle 2, который должен отправиться исследовать Марс, вроде бы, окончательно назначен на 2 июня. Этот зонд выведет в космос ракета "Союз", которая стартует с космодрома Байконур приблизительно в 21:45 по московскому времени.

Сроки этого запуска неоднократно передвигались, причем в обе стороны. Изначально он был назначен на 1 июня. Потом его перенесли на 23 мая, а затем из-за технических проблем отложили на 6 июня. Однако потом выяснилось, что подготовку к старту можно провести быстрее, и была названа дата 2 июня.

К Марсу зонд будет лететь почти 7 месяцев и выйдет на его орбиту приблизительно 26 декабря 2003 г. Затем Mars Express начнет вращаться вокруг Марса по орбите высотой 250 км, делая каждый виток за 6,7 часа, а аппарат Beagle 2 спустится на поверхность Марса на парашюте. Установленное на Beagle 2 оборудование предназначено в первую очередь для поиска на Марсе признаков жизни. На нем есть "бор-машина" для измельчения и сбора образцов грунта и приборы для анализа этих образцов.

Предполагается, что Mars Express будет работать на орбите Марса два марсианских года (по 687 земных дней каждый), но топлива для маневрирования на орбите в его баке хватит еще на два года.

Ночью Луна стала красной

В ночь с четверга на пятницу произошло полное лунное затмение, которое могли наблюдать жители Северной и Южной Америки, Африки и Западной Европы, сообщает сайт телекомпании BBC News. На несколько часов лунный диск стал ярко-красным. Полностью тень Замли скрыла Луну почти на 53 минуты.

Отличные условия для наблюдения затмения сложились в целом ряде стран, в том числе в Греции, Германии, США и Парагвае. В России затмение не было видно из-за того, что оно пришлось на утренние часы. Оно началось в 4:05 по московскому времени и достигло своего пика в 6:40.

Полное лунное затмение случается в среднем два раза в год, следующее предстоит 9 ноября. Его смогут наблюдать в том числе и жители России.