Покорим Бесконечность Вместе!!!
Земля - колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели! (К. Э. Циолковский)
Проект Освоения Космоса


Мировые космические новости

20 мая 2003 г.

Содержание

Зонд Rosetta, задержка с запуском может стоить очень больших денег

В небе над Баку два часа висел НЛО

Коммерческий запуск ракеты "Протон" опять отложен

NASA выделило 20 млн дол. на разработки перспективных двигателей

Почему "Союз" приземлился по баллистической траектории, рабочая гипотеза

В Звездном городке прошла торжественная встреча шестой экспедиции МКС

На старт. Внимание. Марс!

Без претензий



Зонд Rosetta, задержка с запуском может стоить очень больших денег

В декабре прошлого года во время своего первого запуска потерпела аварию модернизированная ракета Ariane 5 повышенной грузоподъемности. Из-за этой катастрофы были отложены запуски всех остальных ракет Ariane 5, и в результате на Земле остался зонд Rosetta, который должен был до конца января стартовать к комете Wirtanen.

Пришлось для этой миссии подбирать другую цель при условии, что Rosetta сможет стартовать не раньше декабря 2003 г. Этой целью стала комета Чурюмова-Герасименко, а в качестве даты запуска ракеты Ariane 5G+ с зондом на борту был назван февраль 2004.

Недавно в Европейском космическом агентстве (ЕКА) было проведено специальное совещание административного и финансового комитетов по поводу будущего этого проекта. Правда, это совещание не прояснило главной проблемы - с финансированием. В принципе зонд Rosetta был фактически подготовлен к запуску, но его длительное хранение, обслуживание и подготовка к новому старту требуют немало средств. Как было сказано на упомянутом совещании, один год задержки с отправкой зонда может потребовать на этот проект дополнительно от 80 млн дол. до более чем 1 млрд дол. (последнее - в случае серьезной переделки планов миссии). А годовой бюджет научных программ ЕКА составляет всего 430 млн дол., который распределяется по нескольким проектам. Кстати, по двум находящимся сейчас в работе проектам космических телескопов Herschel и Planck наблюдается перерасход средств по сравнению с составленной сметой, и это делает финансирование зонда Rosetta и других проектов весьма проблематичным.

Возможно, какие-то волевые решения будут приняты на совещании ЕКА на уровне министров, которое должно состояться 27 мая. Ходят слухи, что ЕКА из-за финансовых проблем может вообще отказаться от проекта Rosetta.


В небе над Баку два часа висел НЛО

Сотни жителей Баку в понедельник вечером стали свидетелями необычного явления - над городом завис неопознанный летающий объект.

НЛО наблюдали в различных частях столицы примерно с 17:00 до 19:00, сообщает азербайджанская газета "Эхо". В абсолютно безоблачном небе появилось крупное светлое пятно, похожее на вытянутую каплю молока. Объект не был похож ни на облако, ни на самолет или вертолет, так как перемещался по сложной траектории.

В 18:35 "капля" внезапно стала быстро удаляться, пока не растворилась в небе.

Аномальный объект вызвал интерес не только у жителей Баку, но и у экспертов. НЛО удалось заснять на видеопленку директору НИИ по прогнозированию и изучению землетрясений, руководителю комиссии по аномальным явлениям при президиуме НАНА профессору Эльчину Халилову.

Халилов отметил, что в настоящее время в комиссии изучается запись. "С подобным мы сталкиваемся впервые", - отметил он.

"Уже однозначно ясно, что зафиксированный объект - это не самолет, вертолет или другое летательное средство. НЛО представляет собой достаточно сложную, слегка вытянутую форму. При этом совершенно очевидно, что это объект технического происхождения", - сказал эксперт.


Коммерческий запуск ракеты "Протон" опять отложен

Ракета "Протон К" с разгонным блоком "Бриз-М" должна была еще в прошлом году вывести на орбиту телекоммуникационный спутник AMC 9, принадлежащий оператору спутниковой связи компании SES AMERICOM. Однако по самым разным техническим проблемам он неоднократно откладывался. Сначала он был перенесен на конец января, потом - на конец апреля. Но из-за проблем с телеметрической системой разгонного блока ракету пришлось снять со стартовой площадки и вернуть в ангар для ремонта.

В последний раз запуск был назначен на 19 мая, но его опять пришлось отложить из-за неполадок с одним из гироскопов ракеты. Гироскоп придется заменить и только после этого будет объявлена новая дата старта.


NASA выделило 20 млн дол. на разработки перспективных двигателей

Космическое агентство NASA провело конкурс предложений в области разработки новых двигателей, которые, как предполагается, смогут существенно продвинуть вперед исследования нашей солнечной системы. Из проектов-претендентов было отобрало 22 наиболее перспективных, которые были предложены 15 частными компаниями, государственными и академическими организациями.

Новые двигатели должны заметно увеличить скорость перемещения исследовательских зондов между объектами солнечной системы, чтобы сократить сроки экспедиций до приемлемых значений.

Двигателями для вывода зондов на заданные орбиты с использованием технологии аэродинамического торможения будут заниматься компании Ball Aerospace и Lockheed Martin. Разработкой двигателей на химическом топливе займутся компании TRW Space & Electronics и VACCO Industries, а также Лаборатория реактивного движения NASA. Киловаттный солнечный электрический двигатель будут делать исследовательский центр им. Гленна агентства NASA и компания Busek. Электродинамические двигатели будут разрабатывать компании Tethers Unlimited и Lockheed Martin, команды из Смитсониевской астрофизической обсерватории и Технологического университета штата Теннеси. Возлагаются большие надежды и на солнечный парус. Эта технология фигурирует в проектах Исследовательского центра NASA в Лэнгли, Лаборатории реактивного движения NASA, госуниверситета штата Аризона, исследовательского центра NASA им. Маршалла, Исследовательской лаборатории ВМФ США и компании SRS Technologies.

Они будут работать в течение трех лет и получат в общей сложности за эти контракты 20,2 млн дол. (9,6 млн дол. NASA выделило на 2003 финансовый год, 10,2 млн дол. на 2004 г. и 0,6 млн дол. на 2005 г.). Затем будет проведен новый этап отбора проектов и их авторы получат уже более серьезные деньги.


Почему "Союз" приземлился по баллистической траектории, рабочая гипотеза

Как известно, посадка шестого долговременного экипажа МКС, который 4 мая возвратился на Землю на корабле "Союз ТМА-1", была довольно жесткой. Российский космонавт Николай Бударин и американцы Кен Бауэрсокс и Дон Петтит испытали при этом более сильные чем обычно перегрузки. Корабль спускался по баллистической траектории и приземлился в 500 километрах от расчетной точки.

Хотя все закончилось благополучно, тем не менее в РКК "Энергия", где строятся "Союзы", была создана комиссия по выяснению причин этого инцидента. Окончательный отчет, как предполагается, комиссия представит к 25 мая, а пока обнародована рабочая гипотеза.

Анализ бортовых самописцев показал, что система управления спуском могла недостаточно быстро среагировать на отклонение гироскопа после болтанки корабля на начальном этапе спуска. Система управления включила двигатели корабля, чтобы предотвратить дальнейшее отклонение гироскопа, но опоздала с этим на несколько миллисекунд.

В РКК "Энергия" было проведено моделирование процесса спуска "Союза" на специальном стенде, но из нескольких попыток только во время одной был зафиксирован тот же сбой в работе системы управления, который произошел в реальности. Сейчас инженеры "Энергии" проверяют каждый из элементов системы управления, чтобы выяснить, какой из них и почему сработал неправильно, и тогда можно будет сделать вывод, случайным ли был спуск по баллистической траектории и нужно ли что-нибудь менять в корабле "Союз ТМА-3", который должен отправиться к МКС в августе-сентябре этого года.

Что-либо исправить в "Союзе ТМА-2", который сейчас пристыкован к МКС, уже нельзя, но его экипаж во время посадки сможет (если получит такие инструкции) в случае сбоя системы управления перейти на ручное управление.


В Звездном городке прошла торжественная встреча шестой экспедиции МКС

Торжественная встреча экипажа шестой космической экспедиции, вернувшегося с МКС, прошла 19 мая в Звездном городке. Как сообщает информационное агентство РИА "Новости", астронавты (американцы - командир экипажа Кеннет Бауэрсокс, бортинженер Дональд Петтит и россиянин - бортинженер Николай Бударин) возложили цветы к памятнику Юрия Гагарина и сфотографировались на его фоне вместе с другими космонавтами и руководством ЦПК.

Как передает информагентство, под звуки марша Бауэрсокс, Петтит и Бударин прошли вдоль строя полка летчиков в Дом космонавтов, где их приветствовали и вручили памятные подарки представители Росавиакосмоса, Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства, ВВС России, аэрокосмических предприятий и ЦПК имени Гагарина. Космонавтам также были вручены медали NASA "За полет в космос".

Напомним, шестая экспедиция работала на МКС 163 суток - на два месяца больше ранее запланированного времени. Это было связано с гибелью американского шаттла "Колумбия". Экипаж выполнил на станции около 20 научно-исследовательских работ, занимался и дооснащением МКС исследовательским оборудованием. А 4 мая экипаж вернулся на Землю в российском космическом корабле "Союз ТМА-1". С того дня до 19 мая астронавты проходили послеполетную реабилитацию в одном из пансионатов Звездного городка.

Как сообщает информационное агентство "Интерфакс", по оценке руководителей Росавиакосмоса, экспедиция полностью выполнила свою программу. "Экипаж отлично справился с поставленной перед ними задачей. В ходе экспедиции были в полном объеме выполнены все намеченные работы по обслуживанию станции, а также программа экспериментов на МКС", - сказал первый замглавы Росавиакосмоса Николай Моисеев на торжественной встрече экипажа в Звездном городке.

В свою очередь представитель NASA в Москве Джеймс Ньюман также отметил высокую профессиональную и техническую подготовку экипажа. "Этот экипаж чрезвычайно хорошо подходит для выполнения длительных полетов на станцию. Экипаж полностью выполнил всю программу полета", - приводит информагентство слова Ньюмана.

Как заявил на встрече первый заместитель руководителя ракетно-космической корпорации "Энергия" Николай Зеленщиков, шестая экспедиция поставила перед конструкторами вопросы о дальнейшем совершенствовании космической техники. "Командир экспедиции Кеннет Бауэрсокс, бортинженер Николай Бударин и научный специалист, бортинженер Дональд Петтит впервые испытали новый пилотируемый космический корабль "Союз ТМА-1", и эти испытания показали, что системы управления и мягкой посадки требуют доработки. В частности, прибор для мягкой посадки не менялся уже 25 лет", - приводит информационное агентство РИА "Новости" слова Зеленщиков.

Ожидается, что 21 мая экипаж шестой экспедиции вылетит в США. Об этом РИА "Новости" сказал 19 мая член экспедиции Николай Бударин. "Я вылетаю со своими американскими коллегами по экспедиции - Кеннетом Бауэрсоксом и Дональдом Петтитом, - отметил он. - После недельной встречи с космическими специалистами США и врачами я вернусь в Россию и отправлюсь с семьей на отдых". О своих планах дальнейшей работы в отряде космонавтов Бударин что-либо сообщить отказался.

Касаясь вопроса о послеполетном самочувствии, американский астронавт Кеннет Бауэрсокс сообщил информагентству, что он с Дональдом Петтитом "почти восстановили свое физическое состояние, которое имели до полета". "В США мы продолжим отдых под наблюдением врачей. Наблюдения медиков теперь будут продолжаться, видимо, до конца жизни, так как каждое пребывание человека в новой для него среде - космическом пространстве - является важным для осмысления и получения научных данных", - считает космонавт.

На вопрос корреспондента РИА "Новости" Дональду Петтиту, встретился ли он в полете с чем-то неожиданным, что не вошло в предполетные тренировки на Земле, астронавт США заявил, что "у природы такое воображение, которого нет в мозгу ни у одного человека, поэтому каждый полет будет удивлять его безграничными возможностями". "Я был поражен новизной своих ощущений и мыслей настолько, что написал об этом стихи", - сказал американец.


На старт. Внимание. Марс!

На днях в Лондоне был дан символический старт проекту "Марс Экспресс" - самому масштабному проекту Европейского космического агентство (ЕКА) при участии России, в рамках которого к красной планете будет запущена исследовательская станция "Марс Экспресс" с британским спускаемым аппаратом "Бигль-2".

Как сообщили РИА "Новости" в Британском национальном космическом центре, входящем в общую структуру ЕКА, задачами этого крупномасштабного проекта будут поиски воды, выяснение причин потери Марсом своих водных ресурсов и атмосферы, изучение внутреннего строения и геологической структуры красной планеты, поиски следов существовавшей и, возможно, существующей на ней жизни, а также составление очень подробной и самой новой компьютерной карты поверхности Марса.

Станция "Марс Экспресс" будет выведена на орбиту российской ракетой-носителем "Союз" с космодрома Байконур в Казахстане.

Самое удобное стартовое "окно" для запуска "откроется" 23 мая и будет продолжаться около четырех недель. Сейчас планируется, что запуск будет произведен 2 июня, но возможны изменения графика на несколько дней в ту или иную сторону, уточняют в ЕКА.

В августе Марс сблизится с Землей на кратчайшее расстояние за последние 17 лет, поэтому полет станции будет проходить по выгодному короткому маршруту. Как ожидается, экспедиция продлится около полугода, и в декабре "Марс Экспресс" приблизится к красной планете и будет вращаться вокруг нее по собственной орбите. После этого от станции отделится ключевой элемент проекта - британский робот-марсоход "Бигль-2". Он снабжен сверхпрочным буром и может проводить раскопки и анализировать состав найденных глубоко под поверхностью воды и минералов. Вся собранная марсоходом информация будет передаваться на станцию, а оттуда - непосредственно на Землю.

"Бигль-2" способен выдерживать температуру до 100 градусов по Цельсию и будет получать энергию от солнечных батарей и собственных элементов питания.

В сооружении станции "Марс Экспресс" принимали участие Великобритания, Германия, Франция, Италия, другие страны, входящие в ЕКА, а также США. Весь проект "Марс Экспресс", по словам его организаторов, стал самым дешевым в истории освоения красной планеты - бюджет его составляет 150 млн евро.


Без претензий

По данным российских экспертов, причиной посадки-падения космического корабля "Союз ТМА-1", возвращавшего 4 мая с МКС российско-американскую экспедицию, стал отказ в одном из приборов системы управления спуском. В результате трое космонавтов испытали почти девятикратные перегрузки и приземлились в пятистах километрах от запланированного места посадки. В конце прошлой недели результаты работы комиссии, расследовавшей спуск корабля, были переданы представителям НАСА, а вчера были доведены до широкой общественности заместителем генерального конструктора ракетно-космической корпорации "Энергия" Николаем Зеленщиковым.

Главным итогом работы экспертов стала реабилитация экипажа корабля. Согласно первой версии, озвученной президентом корпорации "Энергия" Юрием Семеновым, причиной столь экстремальной посадки могли быть неадекватные действия американского астронавта, "нажавшего не ту кнопку". Г-н Зеленщиков снял эти обвинения, подчеркнув, что у комиссии нет претензий к экипажу, однако тут же принялся их высказывать.

По его словам, во время спуска космонавты поддерживали связь с поисковым самолетом, но до момента обрыва связи экипажи говорили о чем угодно, только не о том, что корабль перешел в режим баллистического спуска. Затем эксперт отметил, что претензий нет и к поисковым службам, которые не могли найти корабль в течение двух часов. Отсутствующие претензии сводились к ряду технических накладок и неверным действиям поисковиков, отправивших самолет в противоположном от корабля направлении.

Несмотря на выявленные недостатки, в целом выводы комиссии внушают оптимизм. Экипаж корабля в составе Кеннета Бауэрсокса, Дональда Петтита и Николая Бударина перенес посадку и связанные с ней перегрузки без последствий для здоровья, а корабли "Союз" в очередной раз продемонстрировали свою надежность и безопасность даже в критических ситуациях.

Кроме того, комиссия исключила версию аварии по причине сбоя в модернизированном бортовом компьютере корабля и новом программном обеспечении. Если бы эта версия подтвердилась, то устранение выявленных недостатков на корабле "Союз ТМА-2", находящемся на орбите, могло бы обернуться большими проблемами. По словам эксперта, система управления спуском "Союзов" используется уже не один десяток лет и доказала свою надежность, а сбой в работе одного из ее устройств носит разовый характер. Г-н Зеленщиков пообещал, что причины неполадок будут изучены на компьютерной модели и устранены.



Нас считают