21 мая 2003 г.

Через год на небе может появиться новая яркая комета

Военный метеоспутник DMSP опаздывает на орбиту на два с половиной года

Космический телескоп SIRTF отправится на орбиту 27 августа

Пришла весна, а с ней и возгонка сухого льда на Марсе

Этот снимок поверхности Марса орбитальный зонд Mars Global Surveyor (MGS) сделал в конце апреля. Сейчас в южном полушарии Марса весна и происходит сезонное испарение льдов. Испарение - потому, что лед здесь сухой. Это замерзшая углекислота, которая при нагревании сразу переходит из твердого в газообразное состояние, минуя жидкую фазу.

На этом снимке на фоне темного льда видны светлые трещины, которые образуют полигональную картину. В этих трещинах происходит испарение сухого льда. Аналогичные структуры наблюдаются и в приполярных областях Земли, но только с замерзшим водяным льдом, из которого сначала образуется вода.

На Марсе в южной полярной шапке тоже есть водяной лед, но он находится под сухим льдом и показывается на поверхности только в тех местах, где полностью испаряется твердая углекислота.

Через год на небе может появиться новая яркая комета

Новая комета, получившая в каталоге название NEAT C/2001 Q4, была открыта в августе прошлого года, когда астрономы Паломарской обсерватории работали по программе поиска астероидов, пролетающих вблизи орбиты Земли.

Тогда эта комета находилась на расстоянии около 1,6 млрд км от Солнца и выглядела как объект 20-й величины. Однако большинство комет, находящихся на таком расстоянии вообще не видны в телескоп, с помощью которого была открыта NEAT C/2001 Q4. Это означает, что данная комета может оказаться аномально большой и яркой, и когда она подлетит к Земле поближе (а произойдет это в мае 2004 г.), то зрелище в небе может оказаться очень эффектным.

Но произойдет ли это, пока точно сказать нельзя. Во всяком случае, сейчас эта комета выглядит как объект 14 величины, то есть она в 1600 тусклее звезды, которую человек может увидеть невооруженным глазом. Расположена она сейчас в созвездии Печь, но наблюдать ее сейчас даже в телескоп нельзя, так как этот участок неба находится над горизонтом только в дневное время.

Весной будущего года комета NEAT C/2001 Q4 подлетит ближе к Солнцу, и 15 мая 2004 г. пройдет точку перигелия, когда расстояние между ней и Солнцем составит около 144 млн км. Правда, многие кометы - довольно непредсказуемые объекты, и может так статься, что через год NEAT C/2001 Q4 сильно умерит свою активность и будет не такой уж яркой. Такие истории с кометами случаются довольно часто.

Военный метеоспутник DMSP опаздывает на орбиту на два с половиной года

В январе 2001 г. на космодроме на базе Ванденберг в Калифорнии обратный отсчет при запуске ракеты Titan 2, на которой должен был отправиться на полярную орбиту военный метеоспутник DMSP F-16, был остановлен буквально в последние секунды. Неполадки были обнаружены и в ракете и в самом спутнике. Из-за этого запуск был отложен на неопределенное время, которое продлилось уже почти два с половиной года.

И вот лед опять тронулся. Назначено новое время старта 19 июля 2003 г. и началась подготовка к нему. Сейчас спутник готовится к установке на ракету Titan 2. Эта процедура назначена на 22 июня.

После выведения на орбиту спутник DMSP F-16 заменит старый спутник DMSP F-15, а последний будет переведен на другую орбиту. Метеоданные со спутников DMSP американские военные используют для стратегического и тактического планирования своих операций. Правда, пока эта спутниковая система успешно справлялась со своими обязанностями и без DMSP F-16.

Космический телескоп SIRTF отправится на орбиту 27 августа

Запуск космического инфракрасного телескопа SIRTF (Space Infrared Telescope Facility) должен был состояться еще в июле прошлого года. Но по разным техническим причинам он неоднократно откладывался, и в последний раз это произошло в конце апреля. К запуску была не готова ракета-носитель Delta 2, в ней нужно заменить два из девяти твердотопливных ускорителей и вторую ступень. Телескоп SIRTF сняли с ракеты и отправили обратно в ангар в чистую комнату, а первая ступень ракеты осталась на стартовой площадке. Она будет использоваться для запуска второго марсианского зонда Mars Exploration Rover-B, который должен стартовать к Марсу 25 июня. Вторую ступень ракеты и недостающие ускорители доставят на стартовую площадку к концу мая.

Названа и следующая дата запуска космического телескопа SIRTF - 27 августа. Кроме того, объявлено о возможности замены еще трех твердотопливных ускорителей из-за того, что срок их годности подходит к концу. Телескоп SIRTF будет находиться в чистой комнате вплоть до того момента, как его нужно будет вернуть на стартовую площадку, и произойдет это в начале августа.