22 мая 2003 г.

Квинтет Стефана, спиральные галактики превращаются в эллиптические

Третья звезда от Солнца

Комиссия по расследованию катастрофы "шаттла" Columbia копает глубже и шире

Марсианские вихри дьявола

Эта фотография была сделана в мае этого года американским зондом Mars Global Surveyor, который работает на орбите Марса. Сфотографированный участок имеет следующие координаты: 40,2° южной широты и 237,7° западной долготы. На снимке видно, что поверхность Марса испещрена какими-то полосами и пятнами. Это следы марсианских пыльных бурь и вихрей, которые наблюдаются в начале марсианского лета в южном полушарии Красной планеты.

Погода на Марсе имеет много общего с земной, и тут и там бывают пыльные бури и ураганы. Но на Земле атмосферные вихри обычно не забираются на высоту более 600 м, а в марсианской разреженной атмосфере пыльные бури могут подниматься на высоту до 8 км. Кроме того, на Марсе ураганы по своим размерам гораздо крупнее земных, бывает даже, что они охватывают всю планету. Хотя на данном конкретном снимке все гораздо мельче: поперечный размер всего участка, попавшего в кадр, составляет около 2 км.

Квинтет Стефана, спиральные галактики превращаются в эллиптические

Это - Квинтет Стефана, скопление из пяти галактик в созвездии Пегаса. Галактики, обозначенные буквами A, B, D и E находятся на расстоянии около 280 млн световых лет от Земли. Крупная галактика F в свое время была зачислена в Квинтет Стефана ошибочно, так как на самом деле она находится на расстоянии 35 млн световых лет от нас. Но, чтобы не переименовывать Квинтет в Квартет некоторые предлагают включить в него стоящую поодаль галактику С, которая находится на том же расстоянии от Земли, что и остальная четверка.

Между галактиками "квартета" находятся газовые перемычки. Газ этот виден только в рентгеновский телескоп (голубой цвет на снимке слева).

Его температура составляет около 6 млн градусов. Нагревается он из-за быстрого движения спиральной галактики, обозначенной буквой В на верхнем снимке. Движение галактик в горячем газе и гравитационное взаимодействие их между собой вытягивает холодный газ из галактик и лишает их материала, из которого могут формироваться новые звезды. Через несколько миллиардов лет такой жизни спиральные галактики Квинтет Стефана, скорее всего, превратятся в эллиптические.

Третья звезда от Солнца

Астрофизики Центра космических полетов им. Годдарда и Лаборатории реактивного движения NASA открыли звезду, которая по последним данным является третьей по удаленности от Солнца. В каталоге они числится под наименованием "SO25300.5+165258". Она находится на расстоянии около 7,8 световых лет от Земли в направлении созвездия Овна.

Из известных звезд ближе нее к Солнцу находится только система Альфа-Центавра (которая на самом деле состоит из трех звезд), до которой немногим более четырех световых лет, и звезда Барнарда, свет которой идет к нам около шести лет.

По своим параметрам звезда SO25300.5+165258 относится к категории красных карликов. Ее масса составляет всего лишь 7% от массы Солнца, а ее радиус в семь раз меньше, чем у Солнца. Это довольно тусклая звезда, поэтому, несмотря на ее близость, ее открыли только сейчас. Ее яркость в 300 тыс. раз меньше, чем у Солнца. Да и открыли ее совершенно случайно во время работ по программе поиска белых карликов в сентябре 2002 г. (для проверки подлинности находки понадобилось несколько месяцев). Правда, некоторые характеристики этой звезды еще предстоит уточнить. Астрономы отнесли ее к категории красных карликов спектрального диапазона M6.5, но светит она в три раза слабее, чем должна светить звезда такого типа на расстоянии в 7,8 световых лет. Поэтому планируется провести более точные измерения положения звезды с помощью телескопа обсерватории ВМФ США (Naval Observatory).

Комиссия по расследованию катастрофы "шаттла" Columbia копает глубже и шире

Комиссия по расследованию катастрофы "шаттла" Columbia должна представить отчет о проделанной работе к концу июля. На прошлой неделе некоторые из членов этой комиссии во главе с ее председателем отставным адмиралом Гарольдом Геманом посетили ангар, где находятся обломки "шаттла", и лично осмотрели то, что осталось о левого крыла, из-за повреждения которого, как предполагается, все и произошло.

Пока Геман не дает четких оценок происшедшего. На днях он даже сказал, что не исключает возможности того, что так и не удастся установить точную последовательность событий, приведших к катастрофе. Но в любом случае эта трагедия, как это ни кощунственно звучит, пойдет на пользу дела. Геман заявил, что в отчете его комиссии будет не только разбор технических тонкостей повреждения крыла, но и исследование всей системы организации производства в NASA, и что он намерен копать глубже и шире, чем это делала в 1986 году комиссия по расследованию катастрофы "шаттла" Challenger.

Геман также сказал, что даже если специалистам удастся точно определить причину аварии или даже установить конкретно, кто совершил роковую ошибку, он не будет чувствовать себя удовлетворенным от проделанной работы, если не будет выяснено, как и почему дала сбой вся система контроля NASA, которая должна была бы предотвратить аварию. В общем, Геман намерен разобраться даже с психологическим климатом и с системой руководства в NASA.