Покорим Бесконечность Вместе!!!
Земля - колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели! (К. Э. Циолковский)
Проект Освоения Космоса


Мировые космические новости

6 июня 2003 г.

Содержание

Спускаемый аппарат Beagle 2 прошел первый тест в космосе на пути к Марсу

К Марсу летит и японский зонд Nozomi

На Сатурне резко упала скорость ветра

Туманность Trifid - один и самых эффектных объектов в нашей галактике

Советский спутник не смогли продать с интернет-аукциона

Грузовой корабль "Прогресс М1-10" установлен на стартовую площадку

Участие российских ученых в проекте Mars Express



Спускаемый аппарат Beagle 2 прошел первый тест в космосе на пути к Марсу

2 июня с космодрома Байконур к Марсу отправился европейский исследовательский зонд Mars Express, на борту которого находится спускаемый аппарат Beagle 2, созданный в Великобритании. До цели зонду лететь еще полгода, а наземный ЦУП, который находится в Дармштадте (Германия), уже проводит проверки бортового оборудования. Например, Beagle 2 вчера успешно прошел первый тест. Он состоял в том, что по команде с Земли были отвинчены три болта, удерживавших спускаемый аппарат вместе с зондом Mars Express во время запуска.

Через некоторое время инженерам ЦУПа предстоит произвести кратковременное включение бортового двигателя для коррекции траектории движения Mars Express'а к Марсу.


К Марсу летит и японский зонд Nozomi

На днях к Марсу стартовал европейский зонд Mars Express, в течение июня туда же должны отправиться два американских зонда-близнеца. Все они должны прилететь к Красной планете в декабре-январе. Но есть и еще один космический аппарат, который сейчас находится на пути к Марсу. Это - японский зонд Nozomi, дорога которого оказалась очень извилистой.

Он был запущен к Марсу почти 5 лет назад в июле 1998 г., но до Марса пока не добрался из-за разных технических проблем. Неприятности начались в декабре 1998 г. во время маневра при облете Земли, в результате которого Nozomi должен был выйти на нужную траекторию, чтобы прибыть к Марсу в октябре 1999 г. Однако из-за неполадок с двигателем это сделать не удалось, и Nozomi пошел на новый виток вокруг Солнца. А инженеры из ЦУПа стали выбирать новую траекторию его движения, чтобы суметь и до Марса добраться и сохранить топливо для маневров на его орбите.

Однако на этом неприятности не закончились. На зонде вышел из строя передатчик S-диапазона, так что сейчас для связи с Землей на нем остался только передатчик X-диапазона. Кроме того, солнечные панели Nozomi пострадали во время одной из мощных вспышек на Солнце, и вышла из строя система питания. Одно время зонд даже был объявлен потерянным, но, через несколько месяцев связь с ним была восстановлена (не зря его назвали Nozomi - по-японски "надежда", а надежда, как известно, умирает последней).

В декабре прошлого года Nozomi успешно произвел маневр в гравитационном поле, и еще один аналогичный маневр ему предстоит совершить 19 июня этого года. И если все пройдет нормально, то в декабре-январе Nozomi сможет выйти на околомарсианскую орбиту.

На орбите Марса Nozomi должен будет заняться исследованиями верхних слоев атмосферы этой планеты и ее взаимодействием с солнечным ветром. Кроме того, в научной программе Nozomi значатся исследования магнитного поля Марса, фотографирование поверхности этой планеты и ее двух спутников Фобоса и Деймоса.


На Сатурне резко упала скорость ветра

Сатурн знаменит не только своими кольцами. Это одна из самых ветреных планет в нашей солнечной системе. Однако за последние 25 лет (срок по астрономическим масштабам мизерный) на Сатурне скорость ветров на экваторе снизилась чуть ли не вдвое (хотя она и сейчас немаленькая).

В 1980-1981 г. мимо Сатурна пролетал зонд Voyager, и на основе сделанных им фотографий была вычислена скорость экваториального ветра, она составила около 1700 км/ч. В 1996-2002 годах за Сатурном наблюдали с помощью космического телескопа Hubble. И выяснилось, что на экваторе Сатурна скорость ветра неожиданно упала до 990 км/час.

Пока астрономы не могут ответить на вопрос, почему это произошло. Здесь следует отметить, что ветры на планетах газовых гигантах, таких как Юпитер и Сатурн, имеют не такую природу как, например на "твердой" Земле. На Земле основным генератором ветров является солнечное облучение поверхности нашей планеты. А на Юпитере и Сатурне есть еще один мощный генератор ветров - внутренний источник тепла. И хотя интенсивность внутреннего разогрева на Сатурне не превышает интенсивности солнечного излучения на Земле, скорость ветра на Сатурне в несколько раз превышает скорость земных ураганов.

Этому есть два разных объяснения. Согласно первому из них, на планетах гигантах ветры проникают очень глубоко в газовую толщу планеты и вытягивают за собой на поверхность тепло, выделяемое из ее недр, за счет чего и разгоняются до вышеуказанных скоростей. Вторая версия гласит, что циркуляция ветров в атмосфере газовых гигантов происходит практически так же как на твердых планетах, но Солнце нагревает только верхний слой атмосферы и ветры достигают высоких скоростей за счет большой разности температур в верхних и нижних слоях атмосферы. Обе гипотезы имеют свои недостатки, но ни одна из них не объясняет мощных ветров именно на экваторе планеты.

Для объяснения этого явления, скорее всего, придется проводить долговременные измерения ветров в экваториальной области Сатурна, их сезонные изменения и зависимость от интенсивности излучения Солнца.


Туманность Trifid - один и самых эффектных объектов в нашей галактике

Туманность Trifid (трехнадрезная, трехраздельная) в каталоге фигурирует под наименованием M20. Она находится в нашей галактике Млечный Путь на расстоянии около 9 тысяч световых лет от нас. Увидеть ее можно только в хороший телескоп (лучше в ультрафиолетовый). Выглядит она очень эффектно.

Представленный здесь снимок был сделан с помощью космического телескопа Hubble. На нем видно, что эта туманность представляет собой облако газа и пыли, подсвечиваемое изнутри большой центральной звездой, масса которой в несколько раз превышает массу нашего Солнца. Звезда эта не видна за облаками пыли, но ее мощное ультрафиолетовое излучение ионизирует газ, разогревает пыль и вообще красиво освещает этот кусочек Вселенной.


Советский спутник не смогли продать с интернет-аукциона

Копию первого советского спутника, запуск которого в 1957 году положил начало освоению космического пространства, не смогли продать с интернет-аукциона Ebay, сообщает информационное агентство Reuters.

Точная копия созданного в 1950-х годах спутника модели ПС-1 была выставлена на продажу американской компанией Sovietski Collection, специализирующаяся на антиквариате времен СССР. Торги начались с заявленной цены в 25 тысяч долларов США.

По словам Роба Фесса (Rob Fess), представителя расположенной в Сан-Диего компании-продавца, - "Этот лот вызвал среди участников торгов ажиотаж. Очень скоро цена возросла до 200 тысяч, а затем до 500 тысяч долларов".

"Когда же мы увиди, что ставки поднялись сначала до двух миллионов, а вскоре и до 99 миллионов долларов, мы обратились к администрации аукциона с просьбой снять спутник с торгов", - рассказал Фесс.

Представитель интернет-аукциона Кевин Пурсглав (Kevin Pursglove) сказал, что, несмотря на то, что Ebay Inc. является известной и уважаемой организацией с ежедневным товарооборотом в 50 миллионов долларов, время от времени, когда на торги выставляется подобный лот, некоторые участники могут сорвать торги, делая нереальные ставки.


Грузовой корабль "Прогресс М1-10" установлен на стартовую площадку

Грузовой корабль "Прогресс М1-10", состыкованный с ракетой-носителем "Союз-У", установлен утром в пятницу на стартовой площадке космодрома "Байконур", сообщает агентство ИТАР-ТАСС.

Второй после гибели шаттла Cloumbia запуск корабля к Международной космической станции (МКС) намечен на 8 июня. Всего в этом году Россия отправит к МКС четыре "Прогресса", один из них - внеплановый.

"После приостановки полетов американских шаттлов из-за февральской трагедии в небе над Техасом доставка экипажей и грузов полностью легла на Россию, что потребовало строительства дополнительного, четвертого "Прогресса", - подчеркнул первый заместитель генерального конструктора Ракетно-космической корпорации "Энергия" Николай Зеленщиков. По его словам, "строительство четвертого корабля уже началось, хотя по-прежнему нет ясности с финансированием". Запуск нового "Прогресса" намечен на ноябрь, уточнил Зеленщиков. До этого на орбиту 30 августа направится "Прогресс М-48", который в настоящее время проходит завершающие этапы подготовки.


Участие российских ученых в проекте Mars Express

2 июня с космодрома Байконур в Казахстане стартовал космический аппарат Mars Express. Для его запуска использовался российский ракетоноситель в комплексе с разгонным блоком "Фрегат". Это произведенное в МПО им. Лавочкина устройство представляет собой четвертую ступень ракетоносителя.

"Фрегат" нужен, для того чтобы вывести аппарат с околоземной орбиты на высокую (геостационарную или межпланетную) орбиту, и представляет собой красивую конструкцию из шести сферических баков. В момент старта разгонный блок был расположен на третьей ступени ракетоносителя, а на ней находился Mars Express. В комбинации с "Союзом" "Фрегат" позволяет запускать к Марсу космические аппараты массой свыше тонны. Начальный вес Mars Express - около 1200 килограммов.

Однако ракетоноситель и разгонный блок - отнюдь не вся техника для Mars Express, созданная в России. Как сообщил научный руководитель российской исследовательской группы, принимающей участие в проекте, заместитель директора Института космических исследований (ИКИ) Олег Кораблев, российские ученые приняли активное участие в создании приборов, размещенных на межпланетной станции.

Среди них - картирующий спектрометр "Омега" для ведения ареографических и ареологических наблюдений. С его помощью исследователи надеются в разных диапазонах проводить спектральные исследования минерального состава поверхности Красной планеты. "Омега" позволит получить карту распределения на поверхности Марса определенных химических веществ.

Сканер "Омеги" почти полностью разработан в ИКИ, и по словам О.Кораблева, практически не отличается от похожего прибора с аппарата "Марс-96". Для создания сканера использовалась запасная модель прибора, размещавшегося на погибшем в 1996 году аппарате. На его основе сканер для "Омеги" был изготовлен в отделении ИКИ в Тарусе и "подогнан" к условиям работы и техническим особенностям Mars Express.

Еще один прибор, созданный при участии российских исследователей - планетарный спектрометр Фурье. Он изучает спектр, и, прежде всего, тепловое излучение поверхности и атмосферы Марса. Идея этого устройства была выдвинута в России еще в 1986 году, а его реализация вначале планировалась учеными ИКИ совместно с коллегами из Восточной Германии. Однако после объединения Германии группа исследователей распалась, и сотрудники ИКИ наладили сотрудничество с итальянцами, которые постепенно начали играть ведущую роль в проекте. Впрочем, российские ученые тоже приняли участие в создании сканера (идея россиян, реализация поляков). К тому же, на спектрометре Фурье стоят детекторы инфракрасного излучения, разработанные и изготовленные учеными ИКИ.

Группой Олега Кораблева полностью создан и универсальный спектрометр SPICAM, предназначенный для атмосферных исследований. В числе других задач прибор позволяет исследовать верхние слои атмосферы Марса (150 километров и выше) в ультрафиолетовом диапазоне спектра. Он также позволит исследовать разные марсианские атмосферные явления, вроде полярных сияний. Сведения, полученные с помощью этого аппарата, вероятно, сыграют важную роль при разработке новой космической техники.

Дело в том, что многие современные космические корабли, особенно аппараты NASA, в целях экономии топлива приспособлены к выходу из космоса на орбиту Земли или любой другой планеты посредством торможения о ее атмосферу. Возвращаясь из космоса, аппарат вначале оказывается на более высокой орбите. Но затем, за счет трения об атмосферу, снижается. Плотность верхних слоев марсианской атмосферы непостоянна. Если она окажется слишком высокой, аппарат при использовании такого метода торможения может перегреться.

Для торможения Mars Express такая технология не используется, но она применялась для американских аппаратов. Если когда-нибудь состоится полет человека на Марс, ее применение будет обязательно: масса космического корабля с большими запасами топлива может оказаться недопустимо большой, так что необходимо будет экономить любыми способами.

Кроме того, в ИКИ создан так называемый инфракрасный канал SPICAM - небольшой прибор весом всего в 700-800 граммов. Он позволит измерять уровень содержания водяных паров в атмосфере Марса. Любопытно, что воду в марсианском грунте впервые удалось обнаружить с помощью российских приборов. Российский прибор HEND, который и сейчас работает на Mars Odyssey, помог определить, что в на глубине до 2-3 метров в полярных районах Марса, а также в двух местах на экваторе содержание воды в почве достигает 35 процентов. О. Кораблев полагает, что прибор для исследования воды в дальнейшем можно усовершенствовать - приспособить для получения карт источников воды.

"Росавиакосмос" и ИКИ активно участвовали в техническом оснащении межпланетной станции. Роль российских ученых в чисто исследовательской части проекта тоже весьма велика. По словам О.Кораблева, в следующем проекте ЕSA Venus Express она станет еще больше.



Нас считают