Луна в атмосфере Земли. Вид с МКС
С борта МКС многие объекты выглядят совсем не так как привыкли их видеть мы, обитатели Земли. Полярные сияния члены экипажей МКС видят внизу, рассвет они могут встречать каждые полтора часа, затмения Солнца и Луны им тоже "показывают" особенные. Предыдущие экипажи уже фотографировали и красную, и расплющенную Луну.
А нынешнему, седьмому по счету, долговременному экипажу МКС довелось сфотографировать Луну, которая как будто бы плывет в атмосфере Земли. Эта фотография была сделана 11 мая в то время, когда МКС пролетала над Россией. Конечно, это оптический обман. На самом деле Луна находится на расстоянии 400 тыс. км от Земли, а толщина атмосферы нашей планеты составляет порядка 100 км. Весь фокус здесь в необычном освещении. В этот момент высота солнца составляла всего 6 градусов. Слева была уже ночь, а справа - еще день. Атмосферный воздух, расположенный перед Луной, оказался слабо освещен, а Луна наоборот хорошо освещалась Солнцем. Поэтому получилось, что Луна как бы находится "впереди" атмосферы.
На Марсе оказалось все не так
Американский зонд Mars Odyssey работает на орбите Марса уже почти полтора года. В числе многочисленных приборов на его борту установлена инфракрасная система формирования изображения Thermal Emission Imaging System (THEMIS), с помощью которой составляется геологическая карта Марса.
По заявлению специалистов, анализ данных, полученных этой системой в течение года, показал, что геология этой планеты оказалась совсем не такой, какой ее себе представляли раньше. Как сказал ведущий специалист по системе THEMIS профессор геологии университета штата Аризона Филип Кристенсен (Philip Christensen), новые данные дадут ученым пищу для раздумий на ближайшие 20 лет.
Изображения, полученные с помощью системы THEMIS, выявили такие детали геологического строения Марса, которые нельзя было обнаружить с помощью камеры высокого разрешения на орбитальном зонде Mars Global Surveyor (MGS), поскольку разрешение системы THEMIS в 300 раз лучше, чем у спектрометра теплового излучения на зонде MGS. Среди самых значимых открытий системы THEMIS можно назвать открытие слоистой структуры марсианской поверхности, что указывает на то, что на этой планете в прошлом неоднократно происходили серьезные геологические и климатические изменения.
Ракета "Протон" взлетела в 300-й раз
В субботу 7 июня в 2:15 по московскому времени с космодрома Байконур стартовала ракета "Протон К" с разгонным блоком "Бриз М". Это был коммерческий запуск: ракета успешно вывела на орбиту телекоммуникационный спутник AMC 9, принадлежащий американской компании SES AMERICOM. Стартовый вес спутника составил 4100 кг.
Через 9 часов после старта после 5 включений двигателя разгонного блока спутник оказался на геосинхронной переходной орбите с параметрами 35736 на 6661 км и наклонением 17,43 градуса к экватору. Теперь с помощью собственного двигателя спутник AMC 9 к 20 июня должен выйти на круговую геостационарную орбиту высотой 36 тыс. км и оказаться над экватором над точкой с координатой 82 градуса западной долготы. Отсюда он будет обслуживать системы спутниковой связи на территории Северной Америки. Для этого на нем имеются 48 ретрансляторов С- и Ku-диапазонов.
Следует отметить, что это был 300-й по счету запуск ракеты "Протон". Он дважды откладывался в апреле и в мае из-за технических проблем с ракетой. При этом ракету дважды выкатывали на стартовую площадку и закатывали обратно в ангар для ремонта. В первый раз неполадки возникли в блоке сбора данных о параметрах работы ракеты, а во второй раз пришлось заменить гироскоп. А еще раньше этот запуск переносился из-за аварии ракеты "Протон", случившейся в ноябре прошлого года, когда спутник Astra 1K не вышел на заданную орбиту и был потерян. Тогда виновником аварии был признан разгонный блок "ДМ". Изначально и нынешний запуск планировался с разгонным блоком "ДМ", но после публикации результатов расследования причин неудачного запуска спутника Astra 1K клиент (компания SES AMERICOM) решил доверить свой спутник проверенному разгонному блоку "Бриз М".
"Союз-У" вывел на орбиту грузовой корабль "Прогресс М1-10"
Ракета-носитель "Союз-У" в воскресенье в 14:43 по московскому времени вывела на целевую орбиту грузовой корабль "Прогресс М1-10", сообщает "Интерфакс".
"Стыковка грузового корабля с МКС запланирована на 15:17 по московскому времени 11 июня. "Прогресс М1-10" впервые будет пристыкован к модулю "Пирс", а не к модулю "Звезда", - сообщил представитель Центра управления полетами.
Корабль доставит седьмой постоянной экспедиции МКС - россиянину Юрию Маленченко и астронавту NASA Эдварду Лу - около 2,3 тонны грузов: топливо, контейнеры с продуктами питания, воду, воздух, оборудование для научных экспериментов и спутниковый телефон.
Кроме посылок и писем от друзей члены седьмой экспедиции МКС получат аудиозаписи шума дождя, ветра и прибоя, используемые для психологической терапии, а также российские и французские комедии, которые попросил доставить на борт корабля Маленченко.
На станцию также будет доставлено 330-340 килограммов воды. Как пояснил представитель ЦУП, предыдущий грузовой корабль доставил лишь 70 килограммов воды, до аварии Columbia воду на станцию в основном возили шаттлы.
Американским марсоходам-близнецам дала имена бывшая российская девочка
8 июня американское космическое агентство NASA объявило результаты конкурса на лучшее название двух марсоходов-близнецов, которые через полгода должны высадиться на Марсе. Этот конкурс был объявлен в январе этого года NASA совместно с Планетарным обществом и компанией-производителем игрушек LEGO. Участие последней объясняется тем, что конкурс предназначался для американских школьников. По условиям конкурса, участники должны были предложить сразу два названия и объяснить свой выбор, изложив свои соображения в виде текста длиной от 50 до 500 слов. На конкурс было подано более 10 тыс. заявок.
До сих пор марсоходы фигурировали под официальными названиями Mars Exploration Rover-A (MER-A) и Mars Exploration Rover-B (MER-B). Теперь они будут называться "Spirit" (есть масса значений, в том числе "характер", "решительность") и "Opportunity" ("возможность"). Такие названия предложила победительница конкурса - Софи Коллис (Sophie Collis) ученица третьего класса начальной школы из Скоттсдейла (шт. Аризона), бывшая российская подданная, которая в двухлетнем возрасте была удочерена супружеской парой из США. Это в своей речи не преминул отметить администратор NASA Шон О'Киф, который сказал, что названия, предложенные Софи, несут в себе "двойные традиции" двух самых передовых космических наций, то есть США и России.
В Техасе экспериментально подтвердили одну из гипотез гибели "Колумбии"
В пятницу в американском городе Сан-Антонио (San Antonio) сотрудники техасского исследовательского института Саус-Уэст (Southwest Research Institute) провели эксперимент, который, по их мнению, подтвердил гипотезу о том, что причиной катастрофы космического шаттла "Колумбия" было повреждение обшивки корабля обломком внешней изоляции ракеты-носителя, отколовшимся во время старта 16 января, сообщает Associated Press.
В ходе этого эксперимента панель крыла шаттла, взятая с другого американского космического челнока - "Дискавери", подверглась обстрелу фрагментом теплоизоляционной пены, весом до 700 граммов, который был выпущен со скоростью около 800 километров в час из специального устройства, используемого для испытаний самолетов.
После удара пены в обшивке крыла шаттла образовалась трещина длиной более 7,5 сантиметров. Исследователи утверждают, что в ходе эксперимента им достаточно точно удалось воссоздать условия старта "Колумбии".
Эксперимент снимали на высокой скорости 12 видеокамер, шесть из которых находились внутри крыла. После окончания эксперимента ученые просмотрели запись одной из камер, на которой было видно как пена обрушивается на панель крыла, сотрясая его. В результате, на панели образовалась трещина, которую можно заметить даже невооруженным глазом. По мнению исследователей, это именно то, что случилось с обшивкой корабля при старте, и что стало причиной катастрофы.
За экспериментом наблюдали около 100 человек, среди которых были два астронавта, ранее совершавших полеты на шаттлах. Присутствовавший при эксперименте Скотт Хаббард (Scott Hubbard), один из участников расследования катастрофы "Колумбии", сказал: "Как мне представляется, это значительный шаг вперед в расследовании катастрофы, но нам нужно еще закончить серию испытаний. Нам предстоит еще многое выяснить, чтобы понять, что произошло с "Колумбией".
|