Безголовые кометы - самые живучие
За окрестностями Солнца постоянно ведет наблюдение космический телескоп SOHO (Solar and Heliospheric Observatory). Недавно с его помощью удалось зафиксировать явление, ранее казавшееся невозможным. 24 мая 2003 г. камера телескопа сфотографировала две кометы, которые выжили, пролетев сквозь раскаленную солнечную корону, температура которой составляет несколько миллионов градусов. Они прошли над поверхностью Солнца на расстоянии всего одной десятой его радиуса.
Правда, при этом они лишились своих голов (в состав головы кометы входит ядро и кома - пыль и газ, выделившиеся из ядра). От этих двух комет остались одни хвосты, которые сейчас удаляются от Солнца. Конечно, эти хвосты выглядят очень тусклыми по сравнению с былым ярким ядром, но в телескоп SOHO они были видны.
Хвост кометы состоит главным образом из пылевых частиц, ранее входивших в состав ядра, но оказавшихся в космосе после испарения скреплявшего их льда. Причем после вылета из ядра эта пыль была отброшена далеко в космос (на миллионы километров) под действием светового давления солнечного излучения.
Две живучие кометы принадлежат к семейству комет Kreutz, орбита которых почти касается Солнца. Кометы этого семейства очень часто видны на снимках с телескопа SOHO. Как правило, их первая встреча с Солнцем становится последней - комета попросту испаряется под действием мощного солнечного излучения еще на подлете к Солнцу. Но, как оказывается, бывают и исключения. Правда, очень редкие.
Телескоп SOHO работает больше шести лет, и за это время он сфотографировал более 600 комет, движущихся к Солнцу по скользящей траектории. За это время было зафиксировано лишь три случая выживания безголовых комет (например, пара аналогичных комет была замечена в июне 1998 г.).
Самая плоская звезда
Вообще-то, в первом приближении форму звезд и планет обычно считают круглой. Правда, планеты за счет вращения вокруг собственной оси получаются немного приплюснутыми с полюсов. Наша Земля - не исключение, но в "земном" случае отклонение эллипсоида от шара совсем небольшое: экваториальный радиус Земли всего лишь на 21 км (на 0,3%) больше полярного.
Со звездами, которые представляют собой гигантские газовые сферы, картина частенько получается иной. Некоторые звезды очень быстро вращаются вокруг своей оси, что неизбежно должно приводить к их сплющиванию. Вопрос только в том, насколько сплюснутой может оказаться быстро вращающаяся звезда.
Недавно удалось найти ответ этот вопрос в отношении звезды Ахернар, самой яркой звезды из созвездия Эридана. С помощью большого интерферометрического телескопа VLT Interferometer (VLTI) обсерватории ESO Paranal Observatory удалось получить наиболее подробное на сегодняшний день изображение формы этой звезды.
Исследования показали, что экваториальный радиус звезды Ахернар как минимум в полтора раза больше полярного. То есть эта звезда оказалась намного более плоской, чем предсказывалось теоретически (по теории выходило, что экваториальный радиус в 1,14 раза больше полярного). Так что астрофизикам-теоретикам еще предстоит объяснить это явление с учетом возможных меридиональных потоков вещества на поверхности звезды и неоднородного вращения различных внутренних слоев звезды.
Звезда Ахернар, которая находится на расстоянии 145 световых лет от земли, относится к горячим звездам B-типа. Ее масса в 6 раз больше массы Солнца, а температура поверхности составляет около 20 тыс. град. С.
В "шаттлах" нашли еще одну потенциально опасную деталь
В ходе расследования причин катастрофы "шаттла" Columbia, произошедшей во время его возвращения с орбиты 1 февраля этого года, почти сразу было объявлено о возможном повреждении крыла "шаттла" куском теплоизолирующей пены, упавшего с топливного бака во время старта. Эта версия и сейчас считается основной. Во всяком случае компьютерное моделирование и эксперименты в аэродинамической трубе подтвердили высокую вероятность именно такого развития событий.
Однако недавно комиссия по расследованию выявила еще одно потенциально опасное место в конструкции всех "шаттлов". Речь идет о больших пироболтах, которые крепят два твердотопливных ускорителя к центральному топливному баку в течение первых двух минут полета после старта. После того как топливо в ускорителях сгорает, последние должны отделится от топливного бака и упасть вниз. Отделение производится путем взрыва болтов, а их обломки, во избежание повреждения "шаттла", захватываются специальной улавливающей конструкцией.
Однако проведенные в ходе данного расследования испытания пироболтов показали, что улавливающая конструкция может выдержать несколько запусков, а потом она может отвалиться и причинить при этом гораздо больший ущерб "шаттлу", чем осколки пироболта или кусок теплоизолирующей пены, поскольку весит эта штука около 18 кг. Комиссии неизвестно, как себя вели уловители осколков пироболтов в последнем полете "шаттла" Columbia, но радар на космодроме на мысе Канаверал засек, что от твердотопливных ускорителей приблизительно в момент их отделения оторвался некий фрагмент. Правда, нет никаких других данных, указывающих на то, что "шаттл" был поврежден не только куском пены, но и какими-то другими осколками.
Тем не менее, в выводах комиссии, возможно, будет пункт о необходимости доработки конструкции пироболтов и уловителей их осколков до возобновления полетов оставшихся трех "шаттлов".
Японско-французско-американский космический альянс
Японская компания Mitsubishi Heavy Industries, которая является производителем ракет H2-A, объявила о ведении переговоров с двумя другими ракетными компаниями - европейской Arianespace и американской Boeing - о создании альянса в деле запуска коммерческих спутников.
Чем закончатся эти переговоры конкурентов, еще неизвестно, но если вопрос о создании альянса будет решен положительно, то клиенты упомянутых компаний смогут в случае аварии ракеты, выбранной ими для запуска спутника, "пересесть" на ракету другой компании и без особых задержек вывести спутник на орбиту. Пока же в случае неудачного запуска ракеты ее производитель должен предоставить замену, а это не всегда получается в приемлемые сроки.
Предполагается, что в новом "ракетном" союзе примут участия японская ракета H2-A, европейская Ariane 5 и ракета "Зенит", стартующая с плавучей платформы "Морской старт" (в консорциуме компаний, занимающимся "Морским стартом" компания Boeing является главным акционером). Тогда клиент любой из трех компаний сможет выбрать любую из двух "резервных" ракет для запуска своего спутника.
|