Покорим Бесконечность Вместе!!!
Земля - колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели! (К. Э. Циолковский)
Проект Освоения Космоса


Мировые космические новости

20 июня 2003 г.

Содержание

Всего два дня для запуска "шаттла" в декабре

Ракета "Рокот" выведет на разные орбиты сразу восемь спутников

Неполадки на космическом солнечном телескопе SOHO

Космических туристов собираются возить в космос парами

"Росавиакосмос" подсчитывает миллионеров



Всего два дня для запуска "шаттла" в декабре

Руководство NASA недавно объявило о том, что первый после катастрофы Columbia "шаттл" отправится в космос, скорее всего, в декабре этого года, хотя комиссия по расследованию причин этой аварии еще не представила своих выводов. Одновременно с ориентировочной датой начала запусков были опубликованы и новые правила для них.

В частности там был пункт о времени старта: он должен производиться только в дневное время, чтобы обеспечить наилучшие условия для фотографирования "шаттла" в полете, чтобы выявить его повреждения, и отделение "шаттла" от топливного бака тоже должно производиться в светлой части небосклона.

Потом все подсчитали и оказалось, что выполнить этот пункт в декабре будет очень затруднительно. Дни в это время года короткие, а запуск "шаттла" нужно еще согласовать с движением МКС по орбите. Получилось, что упомянутому условию в декабре удовлетворяют всего два дня, а это очень мало для первого старта после долгого перерыва, когда будет многократно проверяться и перепроверяться работа всех систем. Так что, скорее всего, запуск будет отодвинут на первый квартал 2004 г., даже если все технические проблемы будут решены к декабрю этого года.

Относительно точную дату первого запуска "шаттла" NASA собирается объявить примерно через полтора месяца.


Ракета "Рокот" выведет на разные орбиты сразу восемь спутников

На 30 июня на космодроме Плесецк назначен запуск ракеты "Рокот", которая может выводить на полярные и солнечно-синхронные орбиты грузы весом до 1950 кг. Этот запуск будет коммерческим. Ракета должна будет вывести на разные орбиты 8 небольших иностранных спутников. Кроме того, на разгонном блоке ракеты будет смонтирован макет российского спутника MONITOR. Он не будет отделяться от разгонного блока, и они будут сведены с орбиты вместе.

Основной нагрузкой считаются два спутника: 66-килограмовый MIMOSA, принадлежащий Чешскому астрономическому институту, и спутник Канадского космического агентства MOST весом 51,3 кг. Остальные шесть спутников еще меньше, они относятся к категории наноспутников.

Во время этого запуска будет использована возможность неоднократного включения двигателя разгонного блока "Бриз". Сначала на эллиптическую орбиту будет выведен спутник MIMOSA. MIMOSA - это сокращение от полного названия MicroMeasurements Of Satellite Acceleration. Этот спутник будет заниматься измерением плотности верхних слоев атмосферы с помощью очень чувствительного акселерометра MACEK.

Затем на солнечно-синхронную орбиту высотой 820 км будет выведен спутник MOST (Microvariability & Oscillations of Stars). Он представляет собой первый канадский космический телескоп. Несмотря на свои малые размеры, он будет заниматься глобальными проблемами: определением возраста Вселенной и поиском планет вокруг звезд, отличных от нашего Солнца.

Далее через заданные интервалы времени на солнечно-синхронные орбиты будут выведены два японских спутника CubeSat XI и CUTE-I (размером около 10 см и весом около 1 кг), построенные студентами в учебных целях, два датских, один канадский и один американский спутник (все принадлежат университетам). Самый тяжелый из них весит 3 кг.

В общем, разгонный блок "Бриз" должен будет продемонстрировать свою способность последовательного вывода нескольких спутников на разные орбиты с достаточно высокой точностью.


Неполадки на космическом солнечном телескопе SOHO

Космический телескоп SOHO находится в первой точке Лагранжа между Землей и Солнцем на расстоянии 1,5 млн км от Земли и постоянно ведет наблюдение за нашим светилом. Он фотографирует вспышки на Солнце, выбросы вещества с его поверхности, а также пролетающие в окрестностях Солнца кометы.

Однако на днях после выполнения им очередного маневра выяснилось, что его основная антенна потеряла подвижность. Точнее, она может повернуться, но не более чем на 1 градус. А это ставит под угрозу полноценную связь с телескопом и передачу им на Землю записанной информации, так как исправной остается только вспомогательная антенна с малой пропускной способностью.

Специалисты наземного ЦУПа полагают, что дело в какой-то механической проблеме с мотором, приводящим антенну в движение. Уже проведены консультации с производителем этого двигателя, но выполнение его рекомендаций (попытаться "подвигать" антенну взад и вперед с частотой 100 Гц) не дало никакого положительного результата. Потом была дана команда на увеличение температуры двигателя, но поможет ли это, пока неизвестно. Если антенну не удастся реанимировать, то специалистам придется рассмотреть возможность изменения орбиты зонда SOHO, чтобы можно было с максимальной эффективностью использовать "парализованную" антенну.


Космических туристов собираются возить в космос парами

До сих пор в космос за свой счет слетали два человека Дэнис Тито из США и Марк Шаттлворт из ЮАР. Каждый из них заплатил за 10-дневное путешествие на МКС на корабле "Союз" и курс подготовки космонавта по 20 млн дол. личных денег.

Из-за катастрофы "шаттла" Columbia, случившейся 1 февраля этого года, были приостановлены все запуски "шаттлов" и очередной экипаж МКС пришлось доставлять на станцию на российском корабле "Союз" (старому экипажу тоже пришлось спускаться на Землю на "Союзе"). Поэтому туристические поездки на "Союзах" тоже были приостановлены. Но в конце этого года или в начале следующего "шаттлы" снова должны начать летать, и снова должны возобновиться "такси"-визиты "Союзов" на МКС. Соответственно, в них снова появятся места для космических туристов. И работа в этом направлении уже ведется.

На этой неделе компания Space Adventures, которая была посредником при организации полетов Тито и Шаттлворта, Росавиакосмос и РКК "Энергия" объявили о том, что в начале 2005 года состоится очередной "туристический" рейс корабля "Союз" на МКС. Причем, на нем отправятся в космос сразу два туриста, а третьим будет командир - профессиональный российский космонавт.

По всей видимости, организаторы подобного рода полетов решили наверстать упущенное, ведь каждый турист все равно заплатит по 20 млн дол., и за один полет удастся выручить уже 40 млн дол.

Как сообщается, в списке желающих полететь сейчас фигурирует порядка 10 человек. Двоих из них выберут через 2-3 месяца.


"Росавиакосмос" подсчитывает миллионеров

Решение России возобновить полеты туристов на Международную космическую станцию, о котором на днях сообщили руководители "Росавиакосмоса", вызвало большой энтузиазм среди экспертов в нашей стране и за океаном. Несмотря на то что "Росавиакосмос" намеревается продать лишь два места на кораблях "Союз" в течение следующих двух лет, американские предприниматели уже мечтают сделать космический туризм массовым, а российские специалисты и вовсе предлагают оборудовать на МКС специальный "гостиничный модуль" с необходимыми удобствами.

Перспективы новой туристической отрасли были поставлены под угрозу после катастрофы в США шаттла "Колумбия". Тогда стало ясно, что в отправляющихся на орбиту российских кораблях могут путешествовать только профессионалы. Но Россия слишком заинтересована в таком источнике внебюджетных доходов, как миллионеры-романтики, и поэтому настаивала на продолжении программы туристических полетов. Причем традиционные упреки со стороны партнеров по проекту МКС на сей раз можно было спокойно проигнорировать - ведь НАСА отказалось финансировать постройку дополнительных кораблей, которые понадобятся для поддержания станции на орбите в работоспособном состоянии. А бюджетных ассигнований российским космическим фирмам для выполнения своих обязательств явно не хватает.

В конце апреля партнеры по МКС с коммерческими инициативами россиян согласились. На днях же "Росавиакосмос" и РКК "Энергия" закрепили этот успех, подписав с компанией Space Adventures соглашение об отправке на МКС в 2004-2005 годах двух туристов на российских кораблях "Союз ТМА".

Комментируя это событие, обещающее пополнить бюджеты космических корпораций, глава Space Adventures Эрик Андерсон выразил уверенность, что в ближайшие годы в космос будут отправлять до десяти туристов в год. По его словам, к нему уже обратилось около десяти человек с просьбой о содействии в отправке на орбиту. Стоимость полета по-прежнему составляет порядка 20 млн долларов, но, как заметил г-н Андерсон, только в США насчитывается свыше 5 млн миллионеров, которым эта сумма по плечу. Он также выразил надежду, что двух туристов, которых предполагается запустить в космос в 2004-2005 годах, удастся посадить в один корабль. По его мнению, это даст возможность сделать космический туризм также и семейным.

Еще дальше в фантазиях на эту тему пошли российские специалисты. Командир второй основной экспедиции на МКС Юрий Усачев, принимавший на орбите первого космического туриста американца Дениса Тито, заявил, что для регулярных полетов непрофессионалов, к тому же заплативших круглую сумму, "необходимо создать нормальные условия". По мнению г-на Усачева, для таких "дорогих" клиентов можно было бы построить специальный гостиничный модуль или еще лучше - отдельную станцию.

Кстати, отвечая на подразумевающуюся критику со стороны НАСА, недовольного желанием России заработать на миллионерах-космонавтах, г-н Усачев отметил, что Дэнис Тито "не только не мешал постоянному экипажу выполнять ежедневную работу, но и старался оказывать посильную помощь". Российский астронавт заявил, что "экспедиции посещения, прилетающие на шаттлах, выбивают постоянный экипаж из рабочего ритма гораздо больше, чем туристы".



Нас считают