Покорим Бесконечность Вместе!!!
Земля - колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели! (К. Э. Циолковский)
Проект Освоения Космоса


Мировые космические новости

4 июля 2003 г.

Содержание

Европейский зонд Mars Express пока успешно проходит тестирование на лету

Неполадки с антенной на солнечном телескопе SOHO. Все не так уж плохо

Канадские соискатели приза X Prize выбрали стартовую площадку для своей ракеты

Космический телескоп Hubble сфотографировал "руку Божью"

Не слушали подчиненных

В Питере построили марсоход



Европейский зонд Mars Express пока успешно проходит тестирование на лету

Месяц назад европейский зонд Mars Express отправился к Марсу с космодрома Байконур. Ему предстоит пролететь до цели около 400 млн км, прежде чем 25 декабря этого года он выйдет на орбиту Марса. А пока инженеры ЦУПа проводят всестороннее тестирование всех систем и оборудования корабля. В ходе этих проверок с наземного ЦУПа на каждый из семи научных приборов зонда посылались сигналы о включении и проводилась диагностика их состояния. Аналогичная процедура проводилась и со всеми подсистемами Mars Express.

Правда, без сбоев не обошлось. Возникли небольшие проблемы с одним из модулей памяти бортового компьютера, но во время повторной проверки он работал нормально. Кроме того, была зафиксирована проблема со связью между солнечными панелями и блоком регулирования мощности солнечной батареи. Из-за этого аппаратура и системы зонда могут использовать только 70% энергии, вырабатываемой солнечными панелями. Правда, на состояние корабля на пути к Марсу и на этапе выхода на околомарсианскую орбиту это не повлияет. Даже при такой нехватке мощности Mars Express сможет выполнить свою миссию.

Сейчас в ЦУПе готовятся к последнему этапу тестирования: 4-5 июля предстоит проверить работу оборудования спускаемого аппарата Beagle-2. На прошлой неделе Росавиакосмос объявил о потере связи между бортовым компьютером орбитального модуля Mars Express и Beagle-2, из-за чего зонд не сможет выполнить свою программу работ. Однако Европейское космическое агентство поспешило опровергнуть это категоричное заявление, сообщив, что оснований для беспокойства нет и проверка данной системы просто отложена. В общем, руководство проекта Mars Express уверено, что все тесты зонд пройдет нормально.


Неполадки с антенной на солнечном телескопе SOHO. Все не так уж плохо

Около двух недель назад на космическом телескопе SOHO, который ведет наблюдения Солнца, возникли неполадки с основной антенной. Она попросту перестала поворачиваться. Но в течение нескольких дней ее сигнал с результатами съемки Солнца принимался без проблем, так как антенна была повернута в сторону Земли. 30 июня связь через эту антенну прервалась, так как зонд при движении по своей орбите "отвернулся" этой антенной от Земли.

Было проведено несколько попыток реанимации поворотного механизма антенны, но они не дали желаемого результата. Уже пошли разговоры о необходимости измерения орбиты SOHO и даже о сворачивании всего проекта. Однако теперь специалисты, занимающиеся этим космическим телескопом, говорят, что дела обстоят не так уж плохо. Оказывается можно будет даже избежать "глухих" периодов в работе SOHO (когда главная антенна будет направлена в противоположную от Земли сторону и не сможет передавать снимки Солнца).

Инженерам ЦУПа удалось переключить SOHO в режим передачи телеметрической информации со средней скоростью с использованием вспомогательной антенны с малой полосой пропускания. Через эту антенну даже удалось передать научные данные, правда, только в режиме реального времени, а информацию, записанную на бортовой накопитель, в этом режиме передать нельзя. Так что потерь данных избежать не удастся, но они будут намного меньше, чем предполагалось в начале. То есть в течение 2-3 недель "глухого" периода, когда нельзя будет пользоваться основной антенной, будет теряться относительно небольшая часть научной информации, а когда Земля снова окажется в поле зрения основной антенны, телескоп будет работать с полной отдачей.

Чтобы направить антенну в сторону Земли на 8 июля назначено проведение маневра с разворотом SOHO на 180 градусов.


Канадские соискатели приза X Prize выбрали стартовую площадку для своей ракеты

В последнее время претенденты на победу в конкурсе ракетостроителей-любителей X Prize заметно активизировались. Напомним, что по условиям этого конкурса, приз в 10 млн дол. получит та команда, которая без государственной поддержки сконструирует и построит космический аппарат и до 1 января 2005 года дважды в течение двух недель запустит его с экипажем из трех человек на высоту 100 км и успешно посадит на землю.

Среди 24 команд, участвующих в этом конкурсе, есть группа канадских ракетостроителей, которая назвала свой проект Da Vinci. Недавно они объявили о выборе площадки для своего испытательного космодрома. Она находится вблизи небольшого городка Киндерсли (Kindersley) с населением в 5 тыс. жителей, который находится в канадской провинции Саскачеван. Соответствующее разрешение от местных властей уже получено. Помимо подходящей для стартов погоды, в городке есть почти все необходимое для любительского космодрома: аэропорт, несколько гостиниц и обширные равнинные окрестности. А местное население просто в восторге от перспективы жить рядом с космическим центром.

Как сказал руководитель команды Брайан Фини (Brian Feeney), они искали подходящее место два года и главным образом именно в провинции Саскачеван, популярной среди любителей полетов на воздушных шарах за то, что здесь обычно не бывает сильных ветров. Такие погодные условия нужны и для испытаний построенного группой DaVinci корабля Wild Fire.

Его запуск будет производиться с наполненного гелием шара, который предварительно поднимется на высоту порядка 24 км. Далее корабль Wild Fire должна поднять на высоту 100 км ракета, работающая на керосине и жидком кислороде. При этом пассажиры должны испытать невесомость в течение 3,5 минут. Затем начнется спуск, во время которого для торможения будут использоваться специальная надувная конструкция и парашют.

О сроках первого запуска пока ничего не сообщается.


Космический телескоп Hubble сфотографировал "руку Божью"

Этот любопытный снимок был сделан космическим телескопом Hubble в 1999 г. Это плотное облако газа и пыли, похожее по форме на "указующий перст", представляет собой часть туманности Киля, расположенной на расстоянии около 8 тысяч световых лет от Земли. Туманность Киля известна как область активного образования новых звезд. Но конкретно в этом облаке звезды не сформировались, и вряд ли сформируются, так как это облако постепенно тает под действием мощного излучения окрестных ярких звезд. Через пару миллионов лет оно исчезнет совсем.


Не слушали подчиненных

Американское агентство по аэронавтике и освоению космического пространства, похоже, нашло первых претендентов на роль "стрелочников", которым придется в той или иной степени нести ответственность за катастрофу шаттла Columbia 1 февраля. Несмотря на то что официальное расследование обстоятельств трагедии, унесшей жизни семи членов экипажа, еще продолжается, руководители НАСА уже начали кадровые чистки. Во всяком случае именно в этом ключе трактуются последние перестановки подразделениях агентства, отвечающих за наземное сопровождение полетов космических челноков.

Вчера, в частности, было объявлено о переводе на новую должность главного инженера программы шаттлов космического центра имени Джонсона Ральфа Ро. Хотя г-н Ро и считается высококлассным специалистом и знатоком челноков (ранее от отвечал за их запуск на космодроме имени Кеннеди), нынешний руководитель программы Уильям Парсонс подписал постановление о его направлении в подразделение, не связанное с этим проектом. Как ожидается, в ближайшее время на другую работу будут переведены еще два ключевых менеджера проекта, отвечавших за управление последним полетом шаттла Columbia, - Линда Хам и Ламберт Остин.

В такой ситуации в несколько ином свете выглядит и недавняя отставка "по собственному желанию" бывшего руководителя программы полетов кораблей многоразового использования Рона Диттмора. Сам он утверждал, что это решение не связано с катастрофой, - мол, просто хочется сменить госслужбу на работу в частной компании. И в НАСА эту версию не опровергали, пытаясь сохранить репутацию столь уважаемого специалиста. Однако сейчас в американской прессе появилась информация о том, что во время полета Columbia ключевые менеджеры допустили ряд серьезных просчетов.

Не исключено, что утечка информации из комиссии по расследованию обстоятельств катастрофы была тактическим ходом руководства НАСА, однако в любом случае речь не идет о подтасовке фактов: менеджеры действительно нарушали предписания инструкций. В частности, комиссия по расследованию располагает данными об отсутствии Диттмора и Ро на рабочих местах в ответственные моменты полета, о том, что совещания руководителей полета проводились реже, чем требовалось, и, что самое главное, на них не уделялось должного внимания анализу происшествия во время старта Columbia - когда обломок обшивки топливного бака повредил термозащиту левого крыла челнока.

Сегодня именно этот инцидент эксперты считают главной причиной катастрофы, и, как выясняется, предупреждения о серьезности повреждений рядовые инженеры неоднократно посылали своим руководителям. Впрочем, обвинений в халатности увольняемым сотрудникам пока никто не предъявляет. Официальные лица в НАСА объясняют кадровые перестановки желанием предугадать возможные рекомендации комиссии по расследованию катастрофы. Однако глава комиссии адмирал Гарольд Геман уже заявил, что считает главной проблемой недостатки в самой системе управления полетами. По его словам, нужно менять не столько конкретных менеджеров, сколько саму процедуру работы команды, отвечающей за полеты шаттлов.


В Питере построили марсоход

В лабораториях Санкт-Петербургского Института транспортного машиностроения завершилась разработка и изготовление модели аппарата для изучения поверхности Марса. Машина способна с легкостью преодолевать препятствия и двигается с довольно большой для своих размеров скоростью - полкилометра в час. Но предназначен этот уникальный марсоход не для России. Два года назад разработку аппарата заказало французское космическое агентство, и уже в ближайшие дни машина отправится за границу.

Кстати, как сообщает ГТРК "Санкт-Петербург" , другие макеты из богатой коллекции института вскоре тоже покинут Петербург - их передадут космическому музею в Тольятти. Ученые говорят, что оставить экспозицию в городе невозможно - нет подходящего помещения. Часть макетов разместили в музее ракетной техники и космонавтики в Петропавловской крепости, что-то безвозмездно передали Московскому политехническому музею, остальное будут распродавать. В институте останутся только те модели, которые необходимы для дальнейшей работы.



Нас считают