Первый спутник европейской навигационной системы Galileo будет испытательным
Евросоюз и Европейское космическое агентство несколько лет дебатировали по поводу проекта европейской спутниковой навигационной системы Galileo. Разногласия были исключительно финансовыми, так как не все страны, изначально согласившиеся участвовать в этом проекте, готовы были выложить требуемые суммы. Возникли даже опасения, что проект этот так и не будет реализован, но вот недавно лед тронулся и был принят окончательный вариант бюджета.
А на днях был подписан контракт на постройку первого тестового спутника навигационной системы Galileo. Его получила известная английская компания Surrey Satellite Technology Ltd (SSTL), специализирующаяся на постройке спутников. Стоимость контракта составляет 28 млн евро. Он предусматривает создание демонстрационного спутника Galileo System Test Bed v2A (GSTB-v2A), который должен выдать первый навигационный сигнал из космоса, протестировать основные технологии, используемые в системе Galileo и заодно провести измерения радиационного фона на орбите, на которую планируется вывести остальные спутники этого семейства.
Спутник GSTB-v2A будет выведен на круговую орбиту высотой 23'616 км и наклонением 56 градусов к экватору. С учетом результатов его работы будут доработаны и построены остальные 29 спутников системы Galileo. Такой подход позволит снизить риск неудачных технологических решений при создании целого созвездия спутников.
Запуск первого тестового спутника запланирован на 2005 год.
Туманность "Сова" из созвездия Большой Медведицы
В созвездии Большой Медведицы есть планетарная туманность "Сова", которая давно известна астрономам. Официально она называется NGC 3587. Она находится на расстоянии около 2 тыс. световых лет от Земли. Ее снимок показан вверху. Она действительно несколько напоминает физиономию совы (во всяком случае, два больших "глаза" у нее есть). Эта туманность имеет довольно сложную структуру, состоящую из трех оболочек: тусклого внешнего гало, шаровидной средней и эллиптической внутренней оболочек. Во внутренней эллиптической оболочке и находятся два "глаза", а также относительно яркий "лоб" и "клюв".
Недавно астрономы представили модель эволюции этой планетарной туманности, которая объясняет ее форму. Этому посвящена статья международной группы астрономов, опубликованная в июньском номере Astronomical Journal.
Планетарные туманности, вообще-то не имеют никакого отношения к планетам, просто в средневековых телескопах они выглядели как планеты. Они представляют собой то, что остается после взрыва звезды на определенном этапе ее развития. В результате наблюдений туманности "Сова" с помощью наземных телескопов астрономы пришли к выводу, что ее гало образовалось, когда та самая звезда после прекращения ядерной реакции в ее ядре в первый раз выбросила в космос изрядную часть своей материи. Этот катаклизм породил звездный ветер, который совместными усилиями "раздували" пульсации звезды и давление ее излучения.
В результате дальнейшей эволюции звезды звездный ветер стал таким мощным, что в космос были вынесены огромные массы газа и пыли, из которых сформировалась средняя оболочка. Далее звездный ветер усилился еще больше и при его взаимодействии с ранее выброшенной материей сформировалась внутренняя оболочка - структура с двумя "глазами". А потом после окончательной смерти звезды звездный ветер прекратился, и получившаяся структура начала "сдуваться", как сдувается шарик, если прекратить надувать его.
За X Prize намерены побороться и израильские ракетостроители-любители
В последние несколько месяцев сообщения о работах участников конкурса X Prize появляются чуть ли не каждый день. Оно и неудивительно: упомянутый конкурс должен завершиться 1 января 2005 г., так что участники должны в ближайшие месяцы начать испытательные запуски.
Напомним, что по условиям конкурса X Prize, приз в 10 млн дол. получит та команда конструкторов, которая без государственной поддержки сможет дважды в течение двух недель запустить аппарат с экипажем из трех человек на борту на высоту 100 км над Землей и вернуть его обратно.
В этом конкурсе участвует и израильская компания IL Aerospace Technologies (ILAT). Она работает над проектом Negev 5, который предполагает подъем ракеты с капсулой для экипажа на высоту 25 км с помощью большого гелиевого надувного шара. После достижения нужной высоты включится ракетный двигатель, и капсула с экипажем по суборбитальной траектории должна подняться на высоту 100 км. Такой способ запуска не требует наличия настоящего космодрома с его дорогостоящим оборудованием. Так что место для старта найти будет несложно.
Капсула для экипажа будет оборудована всеми приборами, необходимыми для навигации, связи и жизнеобеспечения экипажа. Ее планируется сделать из легких авиационных сплавов и композитных материалов.
О сроке первого запуска пока ничего не сообщается.
Ловля хвоста кометы в верхних слоях атмосферы Земли
Космическое агентство NASA уже более 20 лет практикует запуски высотных самолетов для сбора космической пыли, которая представляет собой мелкие осколки комет и астероидов из внутренней части нашей солнечной системы. Таким способом можно получить информацию об образовании и эволюции солнечной системы.
В апреле этого года была предпринята попытка аналогичным способом собрать пыль конкретной кометы, которая называется кометой Григга-Скджеллерупа (Grigg-Skjellerup).
Для этого нужно было в первую очередь определить точное время встречи Земли с хвостом этой кометы, а потом уже отправлять в верхние слои атмосферы самолет. Для этого была создана специальная компьютерная модель, с помощью которой было получено, что собирать пыль кометы Григга-Скджеллерупа лучше всего в течение недели, начиная с 22 апреля 2003 г. В это время Земля как раз должна была пройти через пылевой поток, вылетающий с указанной кометы, при ее движении вокруг Солнца.
Кометная пыль несколько отличается от частиц из метеорных потоков. Частицы кометной пыли по размерам намного меньше метеоров, которые могут достигать размеров песчинки. Кометные пылинки летят гораздо медленнее, поэтому они могут не сгореть при входе в атмосферу и их можно собрать с помощью специальной ловушки, установленной на самолете.
Правда, исследования пыли кометы Григга-Скджеллерупа, собранной в апреле этого года, могут занять несколько лет (основной инструмент этих исследований - электронный микроскоп). Так что результатов придется подождать.
Шаттл "Колумбия" погиб из-за грубых и многочисленных ошибок руководства NASA
Независимая комиссия по расследованию причин катастрофы шаттла "Колумбия" под руководством отставного адмирала Харолда Гемана-младшего (Harold W. Gehman Jr.) опубликовала данные, из которых следует, что большое количество высокопоставленных сотрудников NASA, руководивших полетом шаттла, допустили множество ошибок - как во время самого полета, так и впоследствии, при объяснении причин гибели корабля, сгоревшего при входе в земную атмосферу 1 февраля 2003 года.
Особое внимание сотрудников адмирала Гемана привлекла запись совещания руководителей полета, состоявшаяся на пятый день после старта шаттла, взлетевшего с мыса Канаверал 16 января. Собравшиеся в Хьюстоне специалисты должны были обсудить ход полета "Колумбии" и оценить риск, которому подвергся корабль после удара обломка внешней изоляции по термоизоляционным панелям левого крыла.
Взяв слово, Линда Хэм (Linda Ham) - глава группы специалистов, управлявших полетом "Колумбии" - заявила, что, по ее мнению, ей и ее коллегам не следует утруждать себя попытками получить более четкое изображение места повреждения, организовывать ремонтные работы в космосе или прорабатывать планы по внеплановой эвакуации экипажа.
"Не думаю, чтобы мы могли тут что-нибудь поделать", - сказала она.
Между тем, по словам специалистов из Независимой комиссии, именно на пятый день полета необходимо было предпринимать срочные меры, чтобы у экипажа шаттла могли появиться шансы на спасение.
Изначально адмирал Геман планировал составить отчет своей комиссии, работавшей над расследованием падения "Колумбии" в течение полугода, таким образом, чтобы по возможности ни на кого не возглать персональную ответственность за катастрофу. Однако отдельные замечания его коллег, в том числе касавшиеся выступления Линды Хэм, проникли в прессу и стали достоянием гласности.
Так, известно, что руководитель NASA Шон О'Киф (Sean O'Keefe) заявил на пресс-конференции 12 февраля, что удар куска теплоизоляционной обшивки по крылу был настолько маломощным, что его можно сравнить лишь с ударом куска пенопласта, оторвавшегося от впереди идущей машины, по капоту следующего за ней автомобиля. Однако по расчетам физиков это сравнение неточно - на самом деле удар, полученный "Колумбией", можно уподобить удару от 25-килограмммового мешка с цементом, падающего на лобовое стекло автомобиля, который движется со скоростью 60 миль в час.
Далее, 5 февраля генерал-майор Майкл Костельник (Michael Kostelnik), заместитель первого помощника руководителя NASA, заявил журналистам, что оторвавшийся кусок обшивки по своим параметрам был вполне "обычным" - то есть не превышал размеров и веса других обломков, которые отрывались во время предыдущих стартов американских шаттлов. Однако довольно быстро стало известно, что на этот раз речь шла о гораздо более тяжелом куске, на 70% превышавшем по своим размерам все известные до сих пор.
По словам О'Кифа, приборы шаттла даже не зафиксировали удар по крылу, хотя, как оказалось, и это было не так. И в противоположность тому, о чем еще 1 февраля заявил руководитель программы шаттлов Роналд Дитмор (Ronald D. Dittemore), военные спутники легко могли сделать подробные снимки поврежденного места на корпусе "Колумбии", с помощью которых можно было бы определить характер полученных повреждений.
Далее, Дитмор и Костельник 5 февраля заявили о том, что экипаж "Колумбии" был сразу же поставлен в известность об инциденте при взлете, хотя на самом деле астронавтам сообщили об этом лишь на восьмой день полета, причем им было сказано, что это повреждение не стоит внимания и о нем нужно знать лишь для того, чтобы, вернувшись, не путаться при ответах на вопросы журналистов.
Наконец, комиссия адмирала Гемана готовится оспорить ключевое высказывание, прозвучавшее 7 февраля из уст Дитмора, - о том, что специалисты NASA с самого начала предпринимали все меры, чтобы свести риск от разрушения термоизоляционной обшивки левого крыла к минимуму.
По словам адмирала Гемана, почти все руководители NASA, комментировавшие события после гибели "Колумбии", вели себя подобно водителю, случайно оставшемуся в живых после крупной аварии и способному ответить на вопрос о ее причинах лишь следующее: "все было как обычно, я ничего не заметил".
"Еще очень долго после катастрофы "Колумбии" отрыв куска термоизоляции оставался для руководителей NASA слепым пятном", - заявил Геман.
По словам одного из членов Независимой комиссии, нобелевского лауреата физика Дугласа Ошероффа (Douglas D. Osheroff), те же руководители и во время полета "приняли несколько принципиально неверных решений. Надеюсь, эти люди больше не будут работать в NASA".
В конечном итоге Независимая комиссия адмирала Гемана пришла к следующему выводу: причиной гибели семи членов экипажа шаттла "Колумбия" стал отрыв куска изоляционной обшивки, пробившей термоизоляцию на левом крыле. Подобные отрывы регулярно происходили и раньше, однако NASA не обращало на них внимания, потому что раньше это ни разу не заканчивалось гибелью корабля.
|