Покорим Бесконечность Вместе!!!
Земля - колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели! (К. Э. Циолковский)
Проект Освоения Космоса


Мировые космические новости

15 июля 2003 г.

Содержание

Три компании борются за контракт NASA

Частная ракета Falcon застолбила два американских космодрома

NASA готовит к запуску спутник, который должен проверить общую теорию относительности Эйнштейна

На Марсе обнаружен свежий кратер от удара метеорита

Испытания прототипа космического корабля Джона Кармака

Неистовый ветер в галактике NGC 1068

Аэродром Плесецк к осени модернизируют для приема шаттлов "Байкал"



Три компании борются за контракт NASA

Как известно, после катастрофы шаттла "Колумбия" NASA пришло к выводу о необходимости создания орбитального космического самолета (OSP). Это транспортное средство предназначено для доставки экипажа на международную космическую станцию, а также возвращения астронавтов с МКС на Землю. От традиционного "шаттла" OSP отличается, прежде всего, по своим размерам, и к тому же, имеет более безопасные, чем у "шаттла", посадочные модули и механизм аварийного катапультирования экипажа. Вдобавок, аэрокосмический самолет будет иметь сравнительно более надежную и термоустойчивую обшивку.

До недавнего времени NASA рассчитывало получить такой самолет к 2010 году, но недавно планы агентства изменились. "Мы хотим ускорить разработки OSP и завершить проект до 2008 года", - сообщила Ким Ньютон, пресс-атташе Маршалловского центра космических полетов NASA в Хантсвилле, штат Алабама.

За право реализации проекта OSP в настоящее время борются три компании - Boeing, Loсkheed Martin и Orbital Sciences Corp. при поддержке Northrop Grumman. Все они получили в апреле от NASA по 45 миллионов долларов США на разработку летательного аппарата. В начале следующего года агентству предстоит сделать выбор из представленных проектов космического самолета и определить основного подрядчика.

Руководители Loсkheed Martin считают, что у них шансов больше, чем у конкурентов. "Если мы получим контракт, то возьмем на себя разработку большей части конструкции, - утверждает вице-президент космической программы корпорации Loсkheed Martin Майкл Коутс. - Проектировка самолета займет у нас три или четыре года, и позволит создать пару сотен новых рабочих мест".

В настоящее время в штате подразделения Lockheed Martin Space Systems служат около 4800 человек. Компания производит ракеты, спутники для NASA и Пентагона, а также системы слежения наземного базирования.


Частная ракета Falcon застолбила два американских космодрома

Компания SpaceX (Space Exploration Technologies Corporation), возглавляемая Internet-предпринимателем Элоном Маском (Elon Musk), уже получила разрешение на использование для запуска своей новой ракеты Falcon одной из стартовых площадок космодрома на мысе Канаверал. Как предполагается, состоится этот запуск в начале 2004 г.

Но самый первый старт этой ракеты произойдет на другом побережье США - в Калифорнии на базе ВВС США Ванденберг. Этот запуск пока запланирован на декабрь 2003 г. Причем компания SpaceX, которая является новичком в ракетостроении, смогла получить для этого запуска телекоммуникационный спутник министерства обороны США. Более того, по заявлению Элона Маска, у него уже есть договоренности на запуски еще двух спутников, а по поводу следующих 2-3 спутников переговоры еще идут.

Конкуренция на рынке коммерческих запусков очень сильная, но Маск со своей еще не летавшей ракетой привлек клиентов небывало низкими ценами: он обещает запустить спутник весом до 500 кг на низкую околоземную орбиту всего за 6 млн дол.

Первый вариант ракеты Falcon имеет две ступени с двигателями, работающими на керосине и жидком кислороде. По техническим параметрам эту ракету можно сравнить с ракетой Pegasus, которая стартует после сброса с борта самолета. Но запуск ракеты Pegasus стоит 20 млн дол. и этим она сильно проигрывает Falcon.

На июль у ракеты Falcon намечены огневые испытания двигателя второй ступени. В сентябре планируется провести моделирование запуска ракеты, и к ноябрю она должна быть готова к полету.

Следует отметить, что 80% конструкций ракеты Falcon можно использовать повторно. Первая ее ступень упадет в океан, откуда ее можно будет выловить. В дальнейшем создатели Falcon планируют модернизировать ее так, чтобы ее можно было целиком использовать еще не раз и не два. Для сравнения: в запусках "шаттлов" используется повторно около 90% деталей.

Вообще-то у компании SpaceX далеко идущие планы в отношении этой ракеты. Во-первых, планируется сделать трехступенчатую модель этой ракеты для запуска более тяжелых спутников. Если все пойдет нормально, то "тяжелый" Falcon появится через 3,5 года. Кроме того, Маск не исключает возможности использования ракеты для космического туризма. Цены у него для этого подходящие.


NASA готовит к запуску спутник, который должен проверить общую теорию относительности Эйнштейна

В ноябре этого года с космодрома на базе ВВС США Ванденберг в Калифорнии должна стартовать ракета Delta 2. Она выведет на околоземную орбиту спутник Gravity Probe B (GP-B), который на прошлой неделе прибыл на космодром для подготовки к запуску. Вообще-то этот старт должен был состояться еще 30 октября 2002 г., но неоднократно откладывался из-за неготовности зонда к полету. А задача у него весьма амбициозная: он должен проверить два положения общей теории относительности Эйнштейна об искривлении пространства и времени в присутствии массивных объектов.

Для этого на нем установлено четыре сверхточных гироскопа, а роль массивного объекта будет исполнять Земля. С помощью этих гироскопов будет измеряться степень деформации пространства и времени в присутствии Земли и влияние вращения Земли на искривление пространства и времени вокруг нее. Научной стороной этого проекта занимаются Стэнфордский университет и компания Lockheed Martin.


На Марсе обнаружен свежий кратер от удара метеорита

Американский зонд Mars Global Surveyor (MGS), который работает на орбите Марса, сфотографировал на марсианской поверхности вот этот кратер, оставшийся после удара метеорита. Его диаметр не превышает 400 м. По мнению специалистов, это совсем свежий кратер, так как он очень хорошо сохранился. В качестве доказательства они приводят лучеобразную картину выброса грунта вокруг этого кратера. Хотя может оказаться, что этому кратеру уже многие тысячи или даже несколько миллионов лет.

Этот кратер расположен внутри намного большего по размерам кратера Crommelin в точке с координатами 5,6 градусов северной широты и 10 градусов западной долготы. На снимке Солнце освещает картину слева.


Испытания прототипа космического корабля Джона Кармака

Компания Armadillo Aerospace, принадлежащая легендарному создателю игр Doom и Quake Джону Кармаку, провела очередные испытания прототипа частного космического корабля. Эти работы компания ведет в рамках участия в конкурсе X-Prize, победитель которого, первым поднявшийся на высоту 100 км на частном трехместном космическом корабле, получит приз в размере 10 млн. долларов США. О еще одном проекте-участнике X-Prize - корабле SpaceShipOne - "Компьюлента" уже сообщала.

Пока Armadillo Aerospace далека от создания готовой космической ракеты, но активно работает по нескольким основным направлениям. Во-первых, ее специалисты занимаются разработкой компактных ракет, работающих на перекиси водорода. На базе этих ракет, в перспективе, должна быть построена действующая система подъема космического корабля с экипажем на суборбитальную высоту. Во-вторых, компания ведет работы над самим космическим кораблем. Испытания именно его прототипа и были недавно проведены компанией в Техасе.

В рамках испытаний модель космического корабля была поднята на вертолете (см. фото вверху) и сброшена вниз. Чтобы имитировать реальную загрузку космического корабля в его кабину были положены мешки с песком, а роль двигателей "исполняли" блины спортивной штанги. Через несколько секунд после сброса капсулы раскрылся ее парашют. В процессе снижения и приземления перегрузки достигали 10 g, что оказалось несколько выше, чем в ходе предшествующих испытаний. Посадка получилась достаточно жесткой и привела к заметной деформации носового обтекателя (см. фото ниже). В целом же, испытания были признаны успешными, а их результаты будут учтены в дальнейшей работе над космическим кораблем.


Неистовый ветер в галактике NGC 1068

Это изображение спиральной галактики NGC 1068, составленное из снимков, сделанных в рентгеновском (голубоватые и зеленоватые тона) и видимом (красный цвет) диапазоне длин волн. В центре этой галактики находится сверхмассивная черная дыра, а вокруг нее - светящееся облако газа, сдуваемое ветром, скорость которого составляет около 1,5 млн км/час. Масса этого газового облака примерно в 5 млн раз превышает массу Солнца, а его температура - около 100 тыс. град. С. По составу этот газ похож на атмосферу Солнца, за исключением дефицита атомов кислорода.

Во внутренних частях спиральных рукавов этой галактики находятся области интенсивного образования новых звезд: они ярко светятся и в оптическом и в рентгеновском диапазоне длин волн.


Аэродром Плесецк к осени модернизируют для приема шаттлов "Байкал"

Взлетно-посадочная полоса аэродрома Плесецк будет подготовлена для приема многоразовых космических аппаратов "Байкал". Как сообщили РБК в пресс-службе Космических войск РФ, укладка железобетонных плит в основание ВПП началась 12 июля. После завершения реконструкции осенью 2003 г. аэродром будет способен принимать всю существующую современную авиационную технику.

Многоразовый ускоритель "Байкал" предназначен для "разгона" первой ступени ракеты-носителя легкого класса "Ангара". Его использование при запуске ракет сведет к минимуму ущерб, наносимый при таких пусках окружающей среде.

Аэродром Плесецк входит в комплекс космодрома (1-го Государственного испытательного космодрома), расположенного в 180 километрах к югу от Архангельска. Основан в 1960 г. как первая отечественная ракетная база МБР Р-7 и Р-7А (объект "Ангара"). Комплекс включает стационарные технические и стартовые комплексы всех типов отечественных ракет-носителей легкого и среднего класса. Ведется строительство стартовых и технических комплексов для ракет-носителей "Зенит" и "Рокот". Плесецк обеспечивает основную часть космических программ, связанных с оборонными, народохозяйственными, научными и коммерческими пусками непилотируемых космических аппаратов.



Нас считают