21 июля 2003 г.

Новая модификация ракеты Atlas 5 успешно вывела в космос спутник Rainbow 1

Второй американский марсианский зонд провел коррекцию своей траектории

Российские ученые призывают землян задуматься об астероидной опасности

Марсианский зонд Mars Express оглянулся назад

Европейский зонд Mars Express стартовал к Марсу 2 июня этого года. А 3 июля он повернул видоискатель своей камеры назад, чтобы сфотографировать Землю и Луну с расстояния 8 млн км. Этот снимок можно считать уникальным. Цвета здесь соответствуют действительным: голубой Тихий океан и белые облака над ним.

Заодно зонд провел дистанционные измерения химического состава Земли, чтобы проверить показания своих приборов. Исследования проводились с помощью спектрометра OMEGA в видимом и ближнем ИК-диапазоне длин волн. В полном соответствии с действительностью спектрометр получил пики, соответствующие спектрам излучения воды, углекислого газа, молекулярного кислорода, озона, метана и некоторых других газов. Теперь над поверхностью Марса этому спектрометру предстоит составить карту молекулярного и минералогического состава всей поверхности этой планеты.

Проверки инструментов, установленных на зонде Mars Express будут проводиться вплоть до прибытия зонда на околомарсианскую орбиту в декабре 2003 г.

Ближайший к Солнцу космический мираж

Международная группа исследователей, используя оборудование Европейской южной обсерватории в Чили сообщила о наблюдении редкого явления - космического миража, позволяющего одновременно увидеть четыре изображения одного и того же квазара.

Используя 3,6-метровый телескоп в Ла-Силья (Чили), астрономы обнаружили феномен в южном созвездии Чаши. Выяснилось, что один и тот же квазар почему-то находится на небе в четырех экземплярах. Детальное исследование спектра всех "ипостасей" данного космического объекта позволило прийти к выводу, что спектр их действительно абсолютно идентичен.

Таким образом, ученые наблюдали один оригинал и несколько копий того же объекта. Подобный мираж возник, потому что на излучение квазара - яркого космического объекта, расположенного от Земли на расстоянии в 6,3 млрд. световых лет от - воздействует "гравитационная линза", то есть массивный космический объект, способный искривлять лучи света. Такой объект вскоре был обнаружен: им оказалась эллиптическая галактика, которая находится примерно на полпути между квазаром и Солнечной системой - на расстоянии в 3,5 млрд. световых лет.

Группа также наблюдала и исследовала эффект так называемого "микролинзирования", то есть, слабого гравитационного действия на свет квазара одной или нескольких звезд внутри линзирующей галактики. Следствием такого влияния стала одна нечеткая, сравнительно плохо различимая копия квазара.

Особый интерес астрономов к открытому еще в 1916 году эффекту гравитационной линзы объясняется его важностью для дальнейших астрономических исследований. Возможность естественного "копирования" звезд и галактик позволяет использовать гравитационные линзы в качестве "естественных телескопов". Они позволяют наблюдать наиболее отдаленные объекты, слишком слабо светящиеся, чтобы астрономы могли зафиксировать их с помощью доступных им в настоящее время астрономических телескопов.

Российский космонавт собрался было жениться в космосе, но потом одумался

В пятницу СМИ распространили информацию о том, что российский космонавт Юрий Маленченко, который сейчас находится на борту МКС, собрался жениться прямо в космосе. Его невеста, американка российского происхождения Екатерина Дмитриева, проживает в штате Техас, и по законам этого штата разрешается, чтобы на церемонии бракосочетания вместо одного из брачующихся присутствовал его представитель. И ЗАГС Техаса дал согласие на такую полузаочную свадьбу, поскольку причина отсутствия жениха была признана уважительной. Кстати, именно мисс Дмитриева была инициатором проведения такой брачной церемонии. Еще бы, первая космическая свадьба, сколько было бы шуму и пыли! Была уже назначена дата свадьбы - 10 августа и назван представитель жениха - приятель Дмитриевой Харри Ноэ (Harry Noe).

Однако по российским законам на церемонии бракосочетания необходимо личное присутствие жениха и невесты, и космический брак Маленченко по российским законам был бы недействительным. К тому же, Маленченко является летчиком ВВС России и на брак с иностранкой он должен получить разрешение и от своего командования и от российских спецслужб.

Как сказал представитель Росавиакосмоса Сергей Горбунов, Россия послала в космос первого человека и первого космического туриста, а вот лавров первой свадьбы в космосе она не ищет.

Сам Юрий Маленченко, как оказалось, был несколько обескуражен вниманием СМИ к его матримониальным планам. Немного поразмыслив, он решил отложить затею со свадьбой до возвращения с орбиты, то есть, как минимум до октября, о чем он, по словам Горбунова, и сообщил в ЦУП.

Новая модификация ракеты Atlas 5 успешно вывела в космос спутник Rainbow 1

17 июля вечером на космодроме на мысе Канаверал состоялся успешный запуск новой модификации ракеты Atlas 5, которая отличается двумя твердотопливными ускорителями и новым крупным обтекателем для полезной нагрузки (диаметр старого обтекателя составляет 4 м, а нового - 5 метров). Отметим также, что в первой ступени этой ракеты установлен российский двигатель РД-180.

Ракету выкатили на стартовую площадку за 10 часов до запуска. Старт был задержан на 25 минут из-за облачности и двух небольших технических неполадок. Но в итоге все прошло нормально, и ракета успешно вывела на орбиту телекоммуникационный спутник Rainbow 1, который будет работать в системе прямого спутникового телевизионного вещания.

Этот запуск был примечателен тем, что впервые было решено выловить в Атлантическом океане отработанные твердотопливные ускорители ракеты, которые отстреливаются от ракеты через 2 минуты после старта. NASA уже давно вылавливает ускорители от "шаттлов", но с другими ракетами таких операций не проводилось. В море для поиска ускорителей, длина которых 20,5 м, а диаметр - 1,5 м, отправилось то же судно, которое занимается вылавливанием ускорителей "шаттлов". Правда, в данном случае ускорители из композитного материала хотели выловить не для повторного использования, а для их инспекции, чтобы определить, что происходит с ними при запуске (особенно интересно в этом отношении сопло двигателя).

Но эта поисковая операция была не очень успешной. К ночи 17 июля удалось найти только носовой конус от одного из ускорителей. По всей видимости, остальные части ускорителей не выдержали удара о воду и сильно разрушились или затонули.

Второй американский марсианский зонд провел коррекцию своей траектории

Космическое агентство NASA сообщило о том, что второй американский марсианский зонд Opportunity провел в пятницу 18 июля первую коррекцию своей траектории на пути к Марсу. Opportunity отправился в полет 7 июля и сейчас он находится на расстоянии около 32 млн км от Земли.

Для выполнения маневра зонд по команде с Земли выполнил последовательность включений своего бортового двигателя. Сначала была проведена коррекция направления оси вращения зонда (кстати, Opportunity во время полета вращается вокруг собственной оси со скоростью около 2 оборотов в минуту), затем в течение 54 минут двигатель разгонял зонд в направлении оси вращения и в заключение зонд принял новую ориентацию в пространстве, соответствующую его теперешнему направлению движения, чтобы антенна смотрела в сторону Земли, а солнечные панели были развернуты в сторону Солнца.

В результате этого маневра скорость зонд увеличилась на 16,2 м/с. Это позволило на полтора дня приблизить расчетный выход Opportunity на околомарсианскую орбиту, так что посадка его спускаемого аппарата должна состояться в районе Meridiani Planum 25 января 2004 г.

Напомним, что Spirit, зонд-близнец Opportunity, отправился к Марсу 10 июня. Он провел первую коррекцию своей траектории 3 недели назад и сейчас он находится на расстоянии около 107 млн км от Земли. На Марсе оба зонда будут искать геологические доказательства былого существования воды на этой планете.

Российские ученые призывают землян задуматься об астероидной опасности

Институт прикладной астрономии РАН подготовил научную монографию "Астероиды и кометы, сближающиеся с Землей", передает ИТАР-ТАСС. По данным петербургских ученых, в будущем Земле с прогнозируемой вероятностью могут угрожать около 400 астероидов и 30 комет. Их орбиты, физические параметры и энергия приведены в каталоге названной работы.

По словам директора института Андрея Финкельштейна, Международный астрономический союз призвал мировое научное сообщество всесторонне исследовать проблему астероидной опасности. Государственные программы по этому вопросу уже приняты в США, Великобритании и Японии.

Задача, которую к 2008 году предстоит решить ученым - это определение орбит не менее 90 процентов всех астероидов размером в километр и более, которые могут приблизиться к Земле.

Столкновение с таким космическим телом, как считает Финкельштейн, приведет к "катастрофе с неизбежной гибелью цивилизации".