22 июля 2003 г.

Потерянные звезды бродят по Вселенной

NASA, может быть, продемонстрирует публике обломки "шаттла" Columbia

Китай рвется на Луну за гелием-3

Космический корабль "Союз" сделают туристическим автобусом

Погода теперь будет чаще мешать запускам "шаттлов"

Внеземную жизнь будут искать у богатых металлами звезд

Тренировки космонавтов для полетов на Марс начнутся не позднее 2005 года

Росавиакосмос отправит на МКС двух туристов одновременно

Потерянные звезды бродят по Вселенной

На 25-й Генеральной ассамблее Международного астрономического союза был представлен доклад американских и английских астрономов об открытии нового типа звездных скоплений, которые, как предполагается, заполняют пустые места между галактиками.

Многие галактики окружены десятками, сотнями и даже тысячами старых звездных скоплений. Например, у нашей галактики Млечный Путь есть около 150 так называемых шаровых скоплений звезд. Они представляют собой системы, в которых может содержаться до миллиона звезд. Гравитационные силы удерживают эти звезды в виде довольно плотных сферических по форме группах. В центре этих скоплений плотность звезд так велика, что даже самые мощные телескопы не различают их. Шаровые скопления считаются самыми старыми объектами в нашей галактике.

Но, как оказалось, звездные скопления бывают и "бесхозными". Они не привязаны гравитационными силами ни к одной из галактик и свободно странствуют в межгалактическом пространстве. Такие скопления были обнаружены на снимках, сделанных космическим телескопом Hubble и 10-метровым телескопом Keck, который находится на горе Мауна-Ки на Гавайях.

В принципе, теоретики еще полвека назад предсказали существование таких звездных скоплений. Но астрономы-практики впервые подтвердили их существование лишь недавно. По мнению руководителя этой группы астрономов д-ра Майкла Уэста (Michael West) из Гавайского университета, эти шаровые звездные скопления, ведущие бродячий образ жизни, когда-то были нормальными звездными скоплениями, привязанными к своим галактикам, но под действием гравитационного притяжения какой-нибудь другой проходившей мимо галактики они снялись с насиженного места и пустились в свободное плавание. Такие же скопления могли образоваться в результате полного или частичного разрушения галактик при столкновениях с другими галактиками.

Обнаружить бродячие шаровые скопления был нелегко. Почти все они были найдены на расстоянии нескольких миллионов световых лет, и даже в космический телескоп Hubble они видны как слабые точечные источники света на фоне огромного черного пространства. То есть, рядом с ними нет ничего и они в одиночестве движутся куда-то. Но если на своем пути они окажутся в зоне гравитационного притяжения какой-то галактики, то на этом их бродячая жизнь закончится.

NASA, может быть, продемонстрирует публике обломки "шаттла" Columbia

Космическое агентство NASA пока ничего официально не объявляло, но его представители явно ждут от властей США какого-нибудь намека на то, что теперь делать с обломками "шаттла" Columbia, коих было собрано около 84 тысяч штук. Несколько американских городов уже направили в NASA письма с просьбой предоставить несколько обломков для музеев. Есть также предложения устроить публичную демонстрацию этих обломков, хотя такого прецедента в истории американской космической программы еще не было (обломки "шаттла" Challenger, взорвавшегося вскоре после старта в январе 1986 г., до сих пор находятся в двух опечатанных ракетных бункерах на территории центра им. Кеннеди).

Родственники погибших астронавтов "шаттла" Columbia по разному отзываются об этой идее. Муж Лорел Кларк считает, что все, кто увидит эти обломки, поймет важность космических исследований для человечества. А сестра пилота Columbia Уильяма Мак'Кула не видит в этой демонстрации никакого смысла, хотя поддерживает использование этих обломков для исследований.

А пока обломки лежат на полу одного из ангаров космического центра им. Кеннеди на мысе Канаверал. Они будут находиться здесь как минимум до конца августа, пока комиссия по расследованию этой катастрофы не закончит работу над отчетом.

В мае NASA опубликовало открытое письмо для исследователей, работающих в самых разных организациях и в самых разных областях науки и техники, с просьбой прислать предложения о сохранении и использовании обломков "шаттла" Columbia. Уже поступило около 20 таких предложений. Например, летно-космический центр им. Маршалла хочет получить обломки для исследований прочностных характеристик материалов и их свойств в условиях высокой температуры. Несколько университетов хотят получить обломки в учебных целях.

Возможно, часть обломков отправят Национальный космический музей в Вашингтоне, где хранятся почти все американские космические корабли Mercury и Apollo. Там нет только спускаемой капсулы Liberty Bell 7, которую извлекли со дна океана только в 1999 г., и корабля Apollo 1, сгоревшего в 1967 г. на стартовой площадке вместе с экипажем во время испытаний. Последний хранится в исследовательском центре NASA в Лэнгли.

Китай рвется на Луну за гелием-3

В этом году Китай собирается отправить на орбиту свой первый пилотируемый космический корабль. Когда это произойдет и сколько человек будет на борту, пока неизвестно, но китайцы уже замахнулись на исследования Луны. Конспективно китайская лунная программа была изложена на 25-м Ежегодном конгрессе Международного астрономического союза, который состоялся в Сиднее. Правда, китайский представитель был скуп на какие-то детали.

В общем, сначала Китай собирается отправить к Луне несколько автоматических зондов. Первый из них должен выйти на окололунную орбиту в 2005 году и проработать там более года. На 2010 год Китай запланировал мягкую посадку своего зонда на лунную поверхность и исследование лунного грунта. Апофеоз наступит в 2020 году, когда беспилотный зонд должен взять на Луне образцы грунта и доставить их на Землю.

Почти никаких технических деталей этих экспедиций не было озвучено, в том числе и основных параметров космических аппаратов. Было сказано только, что первый китайский лунный зонд выведет в космос ракета Long March 3A. Сначала корабль выйдет на околоземную орбиту ожидания, с которой он перейдет на эллиптическую орбиту, охватывающую Луну, а потом на окололунную полярную орбиту высотой 200 км над поверхностью Луны.

Зато список научной аппаратуры, которая будет установлена на этом зонде, было довольно подробным, причем с указанием веса и мощности каждого прибора. Китайцы собираются исследовать луну с помощью двух камер, нескольких спектрометров гамма- и рентгеновского диапазонов длин волн, лазерного дальномера, микроволнового сенсора и детекторов частиц с разными энергиями. Общий вес этих приборов составит 130,5 кг, а потребляемая мощность - 161 Вт. При этом вес всего зонда не был указан.

С помощью микроволнового сенсора, который просветит лунный грунт на глубину около 10 метров, китайцы собираются составить карту распределения по поверхности Луны изотопа гелия-3, в ядре которого имеются два протона и один нейтрон (в обычном гелие-4 в ядре находятся два протона и два нейтрона). Гелий-3 считается очень перспективным топливом для будущих термоядерных реакторов. На Земле этот изотоп в большом дефиците, а производство его очень дорого, зато на Луне его довольно много.

Космический корабль "Союз" сделают туристическим автобусом

Российское авиационно-космическое агентство собирается продать пилотируемый корабль "Союз" для коммерческих запусков, сообщает Вести.Ru.

По словам официального представителя "Росавиакосмоса" Вячеслава Михайличенко, этим предложением уже заинтересовалась американская компания Space Adventures, которая организовывает туристические путешествия на МКС.

Компания уже выставила на продажу две путевки в космос, одна из которых продана. Однако пока что программа коммерческих полетов приостановлена в связи с катастрофой шаттла Columbia.

"Компания может в этом году заказать постройку своего корабля, чтобы не ждать свободных мест для туристов в "Союзах", которые в первую очередь будут обеспечивать доставку основных экипажей МКС и экспедиции посещения", - заявил представитель "Росавиакосмоса" Вячеслав Михайличенко. По его словам, Росия технически может построить специальный туристический корабль и запустить его в космос.

"На трехместном "Союзе", пилотируемом профессиональным космонавтом, можно будет отправить на орбиту сразу двух туристов", - рассказал Михайличенко. По его словам, подготовка туриста к полету займет от трех месяцев до полугода.

Погода теперь будет чаще мешать запускам "шаттлов"

Комиссия по расследованию катастрофы "шаттла" Columbia готовит сейчас свой отчет о проделанной работе, в котором будут представлены рекомендации по новым правилам запусков "шаттлов". Часть из них уже опубликована (а публикация полного отчета ожидается в конце августа). В числе мер обеспечения безопасности полетов американских челноков есть и требование о подробной фото- и видеосъемке "шаттлов" на всех этапах запуска. А для того чтобы снимки и видеоизображение были достаточно высокого качества, неизбежно придется внести коррективы в требования к освещенности всего происходящего, то есть к погоде.

В принципе и раньше запуски "шаттлов" довольно часто откладывались из-за неблагоприятных метеоусловий. В частности из-за слишком низкой температуры, слишком сильного ветра, низкой облачности, близости грозового фронта и т.п. По всем этим параметрам есть утвержденные цифры предельно допустимых значений. Теперь к этим требованиям наверняка добавится минимальная высота облаков 3 км, чтобы за взлетающим "шаттлом" можно было наблюдать как можно дольше. Правда, представитель NASA, выступавший на прошлой неделе на конференции в Американском институте аэронавтики и астронавтики, сказал, что рекомендации комиссии не являются директивами, обязательными для исполнения, и NASA рассматривает их как некую базу для дальнейшего обсуждения. Но, конечно, безопасность полетов "шаттлов" будет превыше всего.

Внеземную жизнь будут искать у богатых металлами звезд

Как установили ученые, планетные системы, в первую очередь, следует искать возле богатых металлами звезд. Таким образом поиск планет, где существует жизнь, подобная земной, значительно упрощается, утверждают специалисты.

"У 20% богатых металлами звезд есть планеты - это поразительно", - говорит Дебра Фишер (Debra Fisher) из Калифорнийского университета в Беркли. На съезде Международного астрономического союза, проходящем в Сиднее, она сообщила, что этот результат был получен в результате исследования более чем 750 звезд. При этом под "металлами" понимались все элементы, кроме водорода и гелия.

Планеты также состоят из относительно тяжелых элементов, поэтому ученые предположили, что и встречаются они с большей вероятностью вблизи богатых металлами звезд. Новое открытие позволит предварительно отбирать наиболее вероятных кандидатов для поиска планетных систем, существенно повысив эффективность подобного поиска.

Предполагается, что металлы в космическом пространстве появляются благодаря умирающим звездам. Из их вещества образуются звезды новые, уже изначально богатые металлами. Тем самым наблюдается следующая тенденция: со временем содержание металлов в звездах растет; в результате у более молодых звезд шансы "обзавестись" планетной системой повышаются.

На прошлой неделе астрономы сообщили об открытии планеты у удаленной звезды, возраст которой всего на один миллиард лет моложе, чем у нашей Вселенной (ей, по современным оценкам, четырнадцать миллиардов лет). Тем самым выяснилось, что период планетообразования начался гораздо раньше, чем предполагали ученые прежде.

Тренировки космонавтов для полетов на Марс начнутся не позднее 2005 года

Несмотря на то что сами пилотируемые полеты на Марс, по самым оптимистичным прогнозам, будут возможны только после 2010 года, в России уже со следующего года будут тренировать космонавтов для полета к Красной планете.

В Институте медико-биологических проблем РАН "Интерфаксу" сообщили, что эксперимент по подготовке космического полета человека на Марс, участники которого проведут более полутора лет в замкнутом пространстве, начнется не позднее 2005 года.

"Предполагается, что в эксперименте будут участвовать шесть человек, которые в течение 500 дней будут безвыходно находиться в замкнутом пространстве наземного модуля космической станции. Этот эксперимент имитирует ряд условий полета к Марсу", - рассказал представитель ИМБП.

Он сообщил, что участники эксперимента возьмут с собой около трех тонн воды и пяти тонн пищи, а запасы воды и кислорода будут восстанавливаться по замкнутому циклу из продуктов жизнедеятельности космонавтов.

Росавиакосмос отправит на МКС двух туристов одновременно

Представители Росавиакосмоса заявили, что в 2005 году возможна ситуация, когда на МКС одновременно полетят сразу два туриста и только один профессиональный космонавт, передает "Интерфакс".

"Если нас это устроит и нам будет выгодно, то туристы полетят вдвоем в одном корабле "Союз-ТМА", если же нет - полетят по одному с разными экспедициями. Все это пока предварительные версии, еще ничего до конца на определено, однако такой вариант возможен", - рассказал во вторник сотрудник Росавиакосмоса Сергей Горбунов.

При этом, если такое решение все-таки будет принято, то одному из туристов придется пройти курс дополнительной подготовки и стать бортинженером космического корабля.

Как сообщалось ранее, путешествие продолжительностью 8-10 дней обойдется каждому пассажиру в 20 миллионов долларов. Из них около шести дней путешествия туристы проведут на МКС.