Покорим Бесконечность Вместе!!!
Земля - колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели! (К. Э. Циолковский)
Проект Освоения Космоса


Мировые космические новости

31 июля 2003 г.

Содержание

Марс все ближе и ближе

Космические начальники решили поддержать проект МКС

iPAQ отправится на Луну

Трехсотая ракета Delta выведет в космос последний военный спутник связи семейства DSCS

Спутники NASA подтверждают, что озоновая дыра затормаживает свой рост

Космическая экономия



Марс все ближе и ближе

27 августа произойдет историческое событие: расстояние между Землей и Марсом достигнет своего минимума за последние 60 тысяч лет и составит 56 млн км. Соответственно сам Марс в ночном небе будет гораздо ярче и больше, чем обычно.

В последний раз "почти" такое же сближение Земли и Марса произошло в 1988 г., но тогда расстояние между ними было на 3,2 млн км больше. Так что нам предоставляется уникальный шанс. Такого на Земле не увидят еще 60 тысяч лет (а в прошлый раз могли видеть разве только неандертальцы).


Космические начальники решили поддержать проект МКС

На днях в США состоялась встреча руководителей пяти космических агентств США, России, Европы, Канады и Японии, на которой обсуждались проблемы реализации проекта Международной космической станции (МКС). Встреча на таком уровне произошла впервые после аварии "шаттла" Columbia, из-за которой пришлось кардинально перекроить планы эксплуатации и строительства станции.

Но, как и ожидалось, космические начальники проголосовали за продолжение поддержки проекта МКС. Выполнение работ по МКС и так опаздывало по сравнению с первоначальным графиком года на два. Теперь опоздание будет еще больше. Ничего страшного, планы можно новые написать. О корректировке планов по строительству и снабжению МКС в свете приостановки полетов "шаттлов" как раз и было подписано соглашение на этой встрече. Как было объявлено после переговоров, любое решение о дальнейшем строительстве МКС будет принято только после того, как "шаттлы" вновь начнут летать, а произойдет это, по словам администратора NASA Шона О'Кифа не раньше конца зимы - начала весны 2004 г.


iPAQ отправится на Луну

Компания HP сообщила о намерении в этом году запустить в космос свои карманные ПК HP iPAQ модели h5550 на борту космического корабля TrailBlazer, принадлежащего компании TransOrbital, которая получила от властей США разрешение на коммерческую фотосъёмку, исследование и совершение посадки на поверхность Луны. Карманный компьютер будет связан с бортовыми системами летательного аппарата TrailBlazer, что позволит компании TransOrbital осуществлять синхронизацию и совместное использование данных в открытом космосе, в ходе полёта на Луну и на лунной орбите.

Также планируется, что в ходе последующих запусков карманные ПК HP iPAQ будут использоваться для организации беспроводной связи с камерами, прикреплёнными к внешней поверхности космического летательного аппарата и передачи на Землю видеопотоков первоклассного качества. В числе возможных перспективных применений этих устройств - связь по электронной почте с аппаратом Trailblazer, находящимся на лунной орбите и на поверхности Луны.

TransOrbital стала первой и единственной частной компанией, получившей разрешение на осуществление полёта на Луну от Госдепартамента США и Национального управления по океанографии и исследованию атмосферы. В декабре 2002 года компания TransOrbital успешно осуществила вывод макета лунного космического аппарата на земную орбиту с использованием ракеты-носителя "Днепр" Международной космической компании (МКК) "Космотрас". Для реального запуска аппарата к Луне также будет использоваться предоставленная МКК ракета-носитель "Днепр".

МКК "Космотрас" - российский поставщик ракет-носителей, сотрудничающий со множеством компаний из различных стран мира. Работы по программе "Днепр", проводимые МКК "Космотрас", регулируются специальными постановлениями правительств России и Украины. Ракета-носитель "Днепр" создана на базе мощнейшей в мире межконтинентальной баллистической ракеты SS-18. "Днепр" отличается уникальными для лёгких РН характеристиками: в частности, она способна доставить на низкую околоземную орбиту 3500-4500 кг полезной нагрузки.


Трехсотая ракета Delta выведет в космос последний военный спутник связи семейства DSCS

Запуск очередного американского военного спутника связи DSCS 3-B6 назначен на 3 августа, воскресенье. Он состоится на космодроме на мысе Канаверал, окно запуска с 18:57 до 20:21 по местному времени. Это будет старт, примечательный с двух точек зрения. Во-первых, спутник DSCS 3-B6 - последний, 65-й по счету, из серии DSCS (Defense Satellite Communications System), начавшейся еще в 1971 году. А, во-вторых, его выведет на орбиту трехсотая ракета семейства Delta.

Разработкой и постройкой этих ракет занимается компания Boeing. Первая ракета Delta взлетела в мае 1960 г., но до космоса она не добралась. Авария произошла при включении второй ступени ракеты, и спутник Echo-1A был при этом потерян. Удачным оказался только второй запуск, состоявшийся в августе 1960 г. С тех пор у ракет Delta было 283 успешных запусков и 16 аварий.

300-й старт произведет ракета Delta 4. Для этой модели это будет лишь третий запуск, а первая Delta 4 взлетела в ноябре 2002 г. Ракета Delta 4 разрабатывалась компанией Boeing в рамках программы ВВС США по созданию более дешевых и простых в эксплуатации ракет. Однако, как выяснилось, Boeing при получении государственных контрактов использовала секретные документы, украденные у своего конкурента компании Lockheed Martin. И на прошлой неделе ВВС США лишили Boeing контрактов на 7 ранее запланированных запусков ракет Delta 4 и отдали их ракетам Atlas 5 производства Lockheed Martin. Тем не менее, за ракетами Delta 4 еще осталось 12 запусков из заказов ВВС США, 10 из них будут произведены с мыса Канаверал, а 2 - с модернизированного стартового комплекса на базе ВВС США Ванденберг в Калифорнии.


Спутники NASA подтверждают, что озоновая дыра затормаживает свой рост

По данным наблюдений, проведенных с помощью аппаратуры, установленной на спутниках SAGE и HALOE космического агентства NASA, в настоящее время происходит снижение скорости уменьшения озонового слоя в верхних слоях атмосферы Земли на высоте 35-45 км. Причем процесс этот начался после 1997 г. Озоновый слой, конечно, уменьшается, но не так быстро как раньше, что само по себе уже радует, поскольку озон защищает поверхность Земли от ультрафиолетового излучения Солнца, вредного для человека и других живых организмов.

Кроме того, с помощью спутников, атмосферных зондов и самолетов-лабораторий было получено, что процесс замедления истощения озонового слоя совпал по времени с уменьшением промышленных выбросов в атмосферу веществ, содержащих хлор и бром, которые считаются разрушителями озонового слоя Земли.

Правда, считать человека главным виновником расширения озоновой дыры пока не стоит. Возможно, что процессы в озоновом слое Земли как-то связаны с общим изменением климата на нашей планете. Так что исследования атмосферного озона необходимо продолжать. Дело это долгое, поскольку процессы в озоновом слое происходят довольно медленно.

Кстати, и последние данные о динамике озонового слоя было бы невозможно получить, если бы спутники SAGE II и HALOE не работа ли бы так долго (они давно уже отработали свой гарантийный срок эксплуатации). Например, SAGE II скоро отметит 19-ю годовщину своей работе на орбите, а спутник HALOE функционирует уже 11 лет (он был выведен в космос с борта "шаттла" Discovery в 1991 г.).


Космическая экономия

Американцы вновь отодвинули сроки возобновления полетов своих челноков к Международной космической станции, приостановленные после катастрофы шаттла "Колумбия". Ранее США обещали возобновить полеты уже к осени, однако гендиректор НАСА Шон О'Киф вчера заявил, что рассчитывать на запуски шаттлов ранее весны будущего года не стоит.

Предполагалось, что на встрече глав космических ведомств России, США, Европы, Канады и Японии, прошедшей вчера в Монтеррее (штат Калифорния), США ознакомят партнеров с результатами работы комиссии по расследованию катастрофы "Колумбии" и назовут дату возобновления полетов шаттлов. Однако с возобновлением полетов американцы решили не торопиться, что сделало встречу во многом бессмысленной.

Что касается расследования причин катастрофы "Колумбии" и устранения возможности повторения ее в будущем, то американцы не продемонстрировали ни блеска технической мысли, ни фантазии. Если недавно НАСА обязало экипажи шаттлов выходить на орбите в открытый космос и визуально обследовать обшивку челнока перед спуском на Землю, то на этот раз представители агентства записали в свои правила, что отныне запуски должны проводиться только в светлое время суток для видеозаписи старта и последующего анализа. Шон О'Киф также отметил, что это нововведение внесет коррективы в утвержденный ранее график полетов, чем вызвал некоторое недоумение: мыс Канаверал находится совсем не на полюсе, и темное время суток там длится отнюдь не полгода.

Подобная позиция НАСА вызвала недовольство партнеров США, так как в условиях приостановки полетов к МКС американских челноков на остальных участников проекта, и прежде всего на Россию, ложится двойная нагрузка, как финансовая, так и технологическая. Участники встречи, правда, предпочли не распространяться о подробностях переговоров на эту тему, однако глава "Росавиакосмоса" Юрий Коптев обтекаемо сообщил, что "у российской делегации есть ряд вопросов, связанных с необходимостью обсуждения ситуаций, подобных возникающим при катастрофах шаттлов, а также касающихся баланса вкладов, вопросов взаимоотношений и учета интересов других партнеров по проекту, и прежде всего европейцев".

В результате итоги встречи оказались самыми скромными. Партнеры заявили о намерении продолжить участие в проекте, в чем, собственно, никто и не сомневался, если учесть, сколько денег уже потрачено на МКС, а Россия подтвердила, что продолжит обслуживание станции своими кораблями, что также не явилось неожиданностью, так как отказ России от полетов автоматически означал бы конец проекта.

Никаких конкретных решений принято не было. "Обсуждение дальнейших планов работ по строительству МКС состоится на следующей встрече, которая пройдет в Москве в октябре, - заявил начальник управления пилотируемых программ "Росавиакосмоса" Михаил Синельщиков. - Разговор о каких-то конкретных датах может идти только после опубликования в конце августа официального отчета комиссии НАСА о расследовании причин катастрофы шаттла "Колумбия" и его представления конгрессу США".



Нас считают