2 сентября 2003 г.

Воду на Марсе нашли с Земли

К Земле летит гигантский астероид

Британские стратонавты в русских скафандрах побьют рекорд высоты с опозданием на сутки

МКС: с новыми запасами и старыми проблемами

Специалисты "Росавиакосмоса" расследуют аварию в Бразилии

Бразилия к 2006 году запустит новую ракету

Сотрудникам космодрома на мысе Канаверал предложено открыто высказываться по проблемам безопасности полетов, не опасаясь репрессий

Воду на Марсе нашли с Земли

27 августа Марс приблизился к Земле на минимальное за последние 60 тысяч лет расстояние. Этим редким явлением воспользовались многие обсерватории для проведения детальных исследований Красной планеты. Например, астрономы из Англо-Австралийской обсерватории использовали для поиска признаков былого существования на Марсе жидкой воды инфракрасный телескоп UKIRT, установленный на Гавайях.

Для этого применялась та же технология дистанционного зондирования и спектроскопии, которая используется геологами для составления карт распределения минералов по поверхности Земли. Все минералы имеют совершенно определенные спектры поглощения и отражения солнечного света. На то, что на данной территории когда-то была жидкая вода, указывает наличие гидратированных глиноземов. Их и искали на поверхности Марса астрономы.

Этот снимок, сделанный телескопом UKIRT с использованием спектрометра, представляет собой композицию трех фотографий, сделанных с тремя фильтрами для трех длин волн - 1,57, 1,64 и 2,12 мкм. Здесь внизу в районе южного полюса Марса видно слабое зеленоватое свечение. Оно является результатом поглощения солнечного излучения имеющимся здесь водяным льдом.

Аналогичные результаты были получены и аппаратурой американского зонда Mars Odyssey, который находится на околомарсианской орбите. Он обнаружил под поверхностью Марса огромные залежи водорода, который, как предполагается, входит в состав обычного льда.

Правда, точного ответа на вопрос, была ли когда-нибудь на Марсе жидкая вода, пока нет. Но кое-какие доказательства в пользу этой гипотезы есть: например, другой американский зонд Mars Global Surveyor нашел на Марсе довольно крупные залежи красного железняка - минерала, который в земных условиях, образуется только в присутствии жидкой воды. Этими же проблемами займутся на поверхности Марса два американских марсохода и английский спускаемый аппарат Beagle 2 (он прибудет на Марс первым - в декабре этого года на борту европейского зонда Mars Express).

К Земле летит гигантский астероид

По данным американских астрономов, к Земле приближается гигантский астероид. Ученые считают, что столкновение нашей планеты с астероидом может произойти около 2014 года.

По словам представителя Информационного центра околоземных объектов Великобритании, эффект от столкновения будет соответствовать суммарной мощности 20 млн атомных бомб, эквивалентных бомбе, разрушавшей Хиросиму. Астероид был обнаружен американскими астрономами в обсерватории в Нью-Мексико. По мнению ученых, вероятность столкновения Земли и гигантского астероида, получившего название 2003 QQ47, равняется всего лишь одному шансу из 909 тыс., передает Reuters.

В Британии на сутки отложен старт стратостата, пассажиры которого намерены покорить рекорд высотного полета в стратосферу, сообщает BBC News.

Первоначально запуск был намечен на вторник, на 6:00 по Гринвичу, однако позже его перенесли на 24 часа. Пилоты Колин Прескот (Colin Prescot) и Энди Элсон (Andy Elson) винят в отсрочке проходящий атмосферный фронт, который может послужить причиной обледенения аппарата.

В случае если к среде погода стабилизируется, два пилота, надув гигантский стратостат, объемом превышающий американский небоскреб Эмпайр Стейт Билдинг, поднимутся с установленной на корабле Triton площадки на высоту 39 с половиной километров. Набор высоты займет около 5 часов. Приземлится аппарат в море, в радиусе 80-160 километров от точки старта.

Платформа, на которой будут бить рекорд высоты британцы, открытая. От низких температур и отсутствия кислорода пилотов защитят разработанные российским научно-производственным предприятием "Звезда", скафандры, подобные тем, что уже полвека специалисты предприятия выпускают для космонавтов.

Предыдущий рекорд подъема на стратостате был установлен двумя американцами в 1961 году и был равен 34 километрам 667 метрам.

МКС: с новыми запасами и старыми проблемами

Утром 31 августа российский грузовой космический корабль "Прогресс-М48" успешно состыковался с Международной космической станцией. Он доставил на МКС топливо, воду, продукты питания, научную аппаратуру, а также книги, кинофильмы и музыкальные диски - всего около 3 тонн различных грузов. Однако, как заявляют представители "Росавиакосмоса", нынешняя ситуация с финансированием МКС не может продолжаться бесконечно: без дополнительного привлечения средств со стороны США и других стран, участвующих в этой программе, будущее МКС остается под вопросом.

На МКС в настоящее время работает международный экипаж в составе российского космонавта Юрия Маленченко и астронавта США Эдварда Лу. Они уже вскрыли люки "Прогресса - М48" и начали его разгрузку.

Со времени катастрофы челнока "Колумбия" американская космическая программа была приостановлена, и единственным каналом связи между МКС и Землей остаются российские грузовые и посадочные модули. В программе МКС участвуют 16 стран, однако, по словам российских представителей, именно Россия сейчас несет на себе основную тяжесть забот по поддержанию жизнеспособности МКС.

Кроме пищи - как обычной, так и духовной, и научного оборудования, на МКС доставлены спутниковые телефоны. Необходимость в подобных устройствах была продемонстрирована в мае этого года, когда спускаемый аппарат с предыдущим экипажем МКС приземлился в 500 километрах от запланированного места посадки. Спасателям удалось обнаружить космонавтов лишь через два часа интенсивных поисков. Если бы не катастрофа "Колумбии", космонавты вернулись бы на Землю на одном из челноков, а не на посадочном модуле "Союз".

Специалисты "Росавиакосмоса" расследуют аварию в Бразилии

Бразилия обратилась к российской компании "Росавиакосмос" с просьбой предоставить своих экспертов для расследования взрыва бразильской ракеты на стартовой площадке.

Представитель "Росавиакосмоса" Константин Крейденко сообщил, что в Бразилию отправятся "около 10 человек". По словам Крейденко, "это - представители российской космической промышленности, стартовики, специалисты средств выведения и по системам управления". По основной версии, бразильская ракета-носитель взорвалась из-за несанкционированного срабатывания одного из двигателей, сообщает ИТАР-ТАСС. В результате катастрофы, происшедшей 22 августа 2003 года, на бразильском космодроме погиб 21 человек.

Бразилия к 2006 году запустит новую ракету

После недавней аварии на космодроме Алкантара, когда взорвалась готовящаяся к запуску ракета VLS и погиб 21 человек из обслуживающего персонала, Бразилия по-прежнему полна решимости продолжать свои космические поползновения. Хотя ни одного удачного запуска у Бразилии еще не было: в 1997 и в 1999 годах взлетавшие с Алкантары две ракеты были уничтожены по команде с земли из-за технических проблем в их работе. Нынешняя третья попытка вообще не дошла до стадии старта: ракета взорвалась за три дня до намеченного запуска.

Но правительство Бразилии уже объявило о том, что новая ракета будет готова к старту не позднее 2006 года, то есть до окончания срока правления нынешнего президента страны Луиса Инасио Лула да Силва (Luiz Inacio Lula da Silva), который пообещал семьям погибших полную компенсацию материального ущерба. Как сообщается, правительство собирается представить в Конгресс на утверждение предложение о выплате семьям погибших по 33 тыс. дол. и оплате обучения их детей в университетах.

Уже оценен и объем работ по восстановлению разрушенной стартовой площадки и наземного оборудования - 33 млн дол. По всей видимости, проблем с выделением таких средств из бюджета страны не будет (хотя космический бюджет Бразилии в 2003 г. составлял 12 млн дол.). Кроме того, Бразилия намерена продолжить переговоры с Украиной о запуске с космодрома Алкантара украинских ракет "Циклон".

Комиссия, расследовавшая причины аварии "шаттла" Columbia, вывела на свет неприятные для руководства NASA факты преследования сотрудников этого космического агентства, критиковавших состояние дел с безопасностью полетов "шаттлов". Критика, мягко говоря, не приветствовалась, а самых непримиримых поборников безопасности "уходили" из NASA. Во время того злополучного полета "шаттла" Columbia, старшие менеджеры NASA тоже не прислушивались к специалистам, высказывавших опасения по поводу повреждений, полученных "шаттлом" во время старта, что в итоге и привело к трагедии.

Теперь же после публикации доклада комиссии, в котором было уделено особое внимание порочной корпоративной практике, сложившейся в NASA, космические топ-менеджеры резко меняют курс. Во всяком случае, на словах (как все будет обстоять на практике, станет ясно несколько позднее).

Например, на прошлой неделе Джим Кеннеди (Jim Kennedy), директор космического центра им. Кеннеди, на территории которого на мысе Канаверал находится космодром, с которого взлетают "шаттлы", объявил, что все сотрудники этого центра могут смело говорить о любых проблемах обеспечения безопасности полетов, не опасаясь каких-либо репрессий. Причем, сотрудников даже всячески приглашают к таким высказываниям. Директор даже заявил репортерам, что если кто-нибудь когда-нибудь увидит, что он критикует кого-либо из сотрудников, открыто и честно высказавших свое мнение, то он подаст в отставку.

Ну а для улучшения подготовки "шаттлов" к полетам Джим Кеннеди предложил следующий план действий на вверенной ему "территории":

1. Обновить наземное оборудование и ПО систем запуска с тем, чтобы можно было обеспечить работу дополнительных обогревателей внешнего топливного бака "шаттла". Эти нагреватели должны заменить теплоизоляцию из пены, кусок которой и повредил крыло "шаттла" Columbia во время старта.

2. Обеспечить установку дополнительных камер, которые должны во всех подробностях должны зафиксировать падение любых кусков пены с топливного бака во время запуска (значит, от теплоизолирующей пены, все-таки, не откажутся?), причем, как минимум одну камеру установят на топливном баке, а остальные - на внешней поверхности самого "шаттла".

3. Количество наземных камер, следящих за запуском "шаттлов", будет удвоено (раньше их было 5, теперь станет 10), что должно обеспечить как минимум три качественных изображения "шаттла" в любой момент времени в течение 2 минут и 45 секунд после старта.

4. Планируется наладить мониторинг космического мусора, который может повредить "шаттл" на орбите.

5. Панели теплозащитного покрытия RCC с "шаттла" Atlantis будут сняты и отправлены на завод-изготовитель для проведения неразрушающей дефектоскопии.

6. Инженеры центра должны разработать технологию термографического анализа RCC-панелей, позволяющую проверять их состояние на месте без их снятия с "шаттла".

Окончательный официальный план преобразований в своей работе космический центр им. Кеннеди собирается отправить руководству NASA не позднее 5 сентября. А в связи с предстоящим увеличением объемов работ уже объявлено, что никаких увольнений и сокращений штатов на космодроме не будет, наоборот, собираются нанимать новых сотрудников.