4 сентября 2003 г.

Рентгеновский телескоп Chandra, лучшие снимки, взрыв сверхновой Тихо

Каменная рябь на Марсе

От МКС отстыкуют "космический мусорщик"

Старт европейского аппарата для исследования Луны откладывается

Комета Галлея, холодная и без хвоста

Рекордный полет на "космическом" стратостате не состоялся

Рентгеновский телескоп Chandra, лучшие снимки, взрыв сверхновой Тихо

Недавно американский космический рентгеновский телескоп Chandra отметил четырехлетие начала своей работе на орбите. Официально свой первый снимок он сделал 26 августа 1999 г. Потом в течение четырех лет он сфотографировал немало интересных объектов, и эти снимки позволили сделать множество открытий. Конечно, Chandra - не единственный космический телескоп, работающий в рентгеновском диапазоне длин волн, но он самый мощный в своем классе.

Кстати, на днях NASA решило продлить срок работы телескопа на орбите на 5 лет вплоть до 2010 года. А по случаю 4-летнего юбилея телескопа Chandra на его сайте была сделана галерея из 10 самых интересных его снимков. Вот один из них:

Это то, что осталось от взрыва сверхновой Тихо. Эту вспышку сверхновой в 1572 году наблюдал известный датский астроном Тихо Браге, в его честь она и была названа. Конечно, в телескопе Тихо Браге этот взрыв выглядел совсем не так, но это не умаляет значение его открытия. Но Chandra довольно подробно запечатлел турбулентные потоки газа и пыли, которые похожи на бутон какого-то цветка. Они разлетаются в космосе после взрыва массивной звезды, лишний раз напоминая нам о том, что ничто в мире не вечно.

Каменная рябь на Марсе

Этот снимок поверхности Марса был сделан американским орбитальным зондом Mars Odyssey с помощью инфракрасной системы формирования изображения THEMIS (Thermal Emission Imaging System). Эта бугристая местность находится в южном полушарии Марса почти на противоположной его стороне по отношению к равнине с гигантскими "каналами", по которым, возможно, когда-то текла вода.

По мнению специалистов, эти бугры представляют собой остатки некогда существовавшего здесь каменного слоя, который с течением времени претерпел такую замысловатую эрозию. Причем на снимке видно, что остатки этого слоя имеют более высокую яркость, чем окружающая местность. Возможно, это связано с различиями в химическом составе или в размерах частиц породы в буграх и в окружающих их участках равнины.

От МКС отстыкуют "космический мусорщик"

В четверг от Международной космической станции отстыкуется грузовой корабль "Прогресс", куда космонавты собрали весь накопившийся мусор - использованную одежду, пустые контейнеры, салфетки и отработавшее оборудование.

Как заявил "Интерфаксу" представитель Центра управления полетами Виктор Благов, отстыковка грузовика от станции намечена на 23:40 по московскому времени. Эта операция будет проходить в автоматическом режиме.

"Около месяца корабль будет находиться в автономном полете, после чего будет затоплен в безопасном районе Тихого океана", - сказал Благов. При вхождении в плотные слои атмосферы "Прогресс" сгорит, и до поверхности океана долетят только отдельные фрагменты космического аппарата.

Благов сообщил, что в течение нескольких месяцев в составе МКС находились сразу два "Прогресса". Это позволяло более рационально расходовать топливо при маневрах по коррекции орбиты, так как двигателями двух грузовых кораблей легче управлять МКС.

Один из "Прогрессов" был отстыкован от станции 28 августа и затоплен в Тихом океане. На его место в минувшее воскресенье прибыл новый грузовик, который доставил на МКС 2,5 тонны груза для нужд космонавтов. 4 сентября специалистам ЦУПа предстоит избавить орбитальную станцию от второго грузовика, который уже выполнил все операции в составе станции.

Старт европейского аппарата для исследования Луны откладывается

Европейское космическое агентство объявило о некоторой задержке с отправкой в космос межпланетной станции SMART-1, предназначенной для исследования Луны. Отличительной особенностью этого компактного аппарата массой всего в 350 кг является то, что для движения к Луне он будет использовать ионный двигатель. В качестве топлива этот двигатель будет использовать инертный газ ксенон, энергию для ионизации которого будут поставлять солнечные батареи.

Тяга двигателя PPS-1350 французской компании SNECMA составляет всего 70 мН, поэтому добираться до цели своего путешествия - Луны - аппарат будет по сложной спиралевидной траектории, используя точки с нестабильной гравитацией, где относительно взаимного положения Земли и Луны преобладает притяжение нашей планеты или ее спутника. Полет SMART-1 займет от 15 до 17 месяцев, в зависимости от даты запуска аппарата в космическое пространство.

Причина задержки никак не связана с самим аппаратом. Дело в том, что ракета "Ариан-5", помимо SMART-1, должна вывести на орбиту индийский спутник связи Insat-3E и спутник обеспечения системы широкополосного доступа в интернет Eutelsat, принадлежащий компании e-BIRD. Одному из этих спутников понадобилась дополнительная настройка, из-за чего старт пришлось перенести с 3 сентября на конец месяца.

Комета Галлея, холодная и без хвоста

Весной этого года большой телескоп VLT из Европейской южной обсерватории, которая располагается в Чили, вел поиски так называемых транснептуновых объектов - небольших, главным образом, ледяных астероидов, орбиты которых располагаются за орбитой Нептуна (их за последние 10 лет было найдено более 600 штук). И тогда на одном из снимков была обнаружена комета Галлея, которая пролетала через внутреннюю часть солнечной системы в 1986 году, имела тогда эффектный длинный хвост и была хорошо видна на небе невооруженным глазом.

На этот раз комета выглядела совсем иначе. Она улетела в район Нептуна на расстояние 4200 млн км от Солнца и была видна как очень тусклый объект 28,2 величины, то есть ее яркость была в 100 млн раз меньше, чем можно заметить невооруженным глазом. Это - рекорд. До сих пор самые слабые из наблюдаемых объектов имели звездную величину 26,5. Это были все та же комета Галлея (только на более близком расстоянии 2812 млн км, на котором она была в 1994 г.) и комета Сангина, пролетавшая в 1997 г. на расстоянии 1270 млн км от Земли.

Никакого хвоста у кометы Галлея давно нет, так как она находится в холодном космосе очень далеко от Солнца, и ее 10-километровое ядро из льда и пыли находится в твердом состоянии. Двигаясь по своей эллиптической орбите, она будет удаляться от Солнца вплоть до декабря 2023 года (и тогда ее яркость будет в 2,5 раза меньше, чем сейчас), а потом эта комета опять начнет приближаться к нам. В следующий раз жители Земли увидят ее хвост в 2062 году (период обращения кометы Галлея составляет 76 лет).

Рекордный полет на "космическом" стратостате не состоялся

Вчера 3 сентября так и не состоялась попытка установки нового мирового рекорда по высоте подъема на надувном шаре. По техническим причинам полет отложен на неопределенное время (во всяком случае, в этом году новая попытка предприниматься не будет).

Несколько лет два англичанина Энди Элсон (Andy Elson) и Колин Прескот (Colin Prescot) готовились побить рекорд, установленный в мае 1961 г. пилотами ВМФ США Малькольмом Россом (Malcolm Ross) и Виком Пратером (Vic Prather), которые поднялись на стратостате Strato-Lab на высоту 34'668 м (этот полет был выполнен в рамках американской космической программы).

Элсон и Прескот собирались подняться на высоту 40 км. Они подготовили для своего полета наполняемый гелием стратостат QinetiQ1 из тончайшего полиэтилена. Вес этого стратостата 1,7 тонны, а его высота в надутом виде составляет почти 390 м. Однако как раз надуть его и не удалось из-за возникшей течи. Пока еще неизвестно, из-за чего она произошла - из-за повреждения полиэтиленовой оболочки шара или из-за неисправного клапана. Теперь шар придется ремонтировать и быстро это сделать вряд ли удастся. К тому же сейчас у стратонавтов нет достаточного количества гелия для повторного заполнения шара. А период относительно благоприятной для подобных полетов погоды заканчивается в середине сентября. Так что побитие рекорда придется отложить до будущего лета. Кстати, старт должен был состояться днем раньше, но был перенесен из-за сильной облачности, так как был риск обледенения шара. Хотя это был не первый перенос старта по метеоусловиям: Прескот и Элсон ждали подходящей погоды с июля.

Отметим также, что кабина для экипажа у этого стратостата открытая, поэтому пилоты должны были находиться в ней в космических скафандрах, причем российского производства. Шар планировалось запустить с палубы корабля в 15 км от западного побережья Великобритании, а приземление должно было произойти через 9 часов после начала полета. Достичь высоты 40 км над поверхностью земли стратонавты рассчитывали через 5 часов подъема, и в течение двух часов из них они собирались выполнить несколько научных экспериментов.

Как сообщается, стоимость этого проекта составила 3,1 млн дол.