29 сентября 2003 г.

Ракета Ariane 5 вывела в космос два телекоммуникационных спутника и один лунный исследовательский зонд

С космодрома "Плесецк" запустили два российских и четыре иностранных спутника

Телескоп Hubble обнаружил у Урана еще два спутника

Европейская экспедиция на Луну началась успешно

Свой спутник появился теперь и у Нигерии

Запуск японских разведывательных спутников отложен

27 сентября в 23:14 по Гринвичу на космодроме Куру во Французской Гвиане состоялся запуск ракеты Ariane 5 с тремя спутниками на борту. Два из них - это коммерческие спутники связи, а третий - европейский исследовательский зонд SMART 1 (Small Missions for Advanced Research in Technology), который отправился к Луне.

SMART 1 - это небольшой экспериментальный аппарат весом 360 кг, на котором испытываются новые космические технологии. В частности на нем установлен экспериментальный ионный двигатель, который хоть и не имеет такой мощной тяги как жидко- и твердотопливные ракетные двигатели, но в открытом космосе, где нет сопротивления воздуха, он работает гораздо эффективнее. Сила тяги ионного двигателя, установленного на SMART 1, составляет всего 0,07 Н, но зато и топлива ему нужно очень мало - 82 кг ксенона. Электропитание всех систем зонда будет осуществляться от солнечных панелей, вырабатываемая мощность которых составляет 1350 Вт.

До орбиты Луны SMART 1 будет лететь больше года и, если все пойдет по плану, то выйдет на орбиту Луны в марте 2005 г. Он будет лететь по довольно замысловатой спиральной траектории, постепенно приближаясь к Луне. Выйдя на окололунную орбиту, SMART 1 должен будет произвести съемку всей поверхности Луны и определить ее химический состав.

Кроме европейского лунного зонда ракета Ariane 5 вывела в космос два спутника связи - индийский Insat 3E и европейский e-Bird. Они были выведены на геосинхронную орбиту, откуда каждый из них должен с помощью собственного двигателя выйти на заданные геостационарные орбиты высотой 36 тыс. км.

Индийский спутник Insat 3E должен зависнуть над экватором над точкой с координатой 55 градусов восточной долготы, откуда он будет обеспечивать работу служб обычной и телевизионной связи на территории Индии. Для этого на нем установлено 36 ретрансляторов C-диапазона.

Спутник e-Bird, принадлежащий оператору спутниковой связи Eutelsat со штаб-квартирой в Париже, являет первым в мире спутником, который специально построен для обеспечения работы двусторонних служб Internet-связи. Он будет обслуживать Internet-пользователей Европы и Турции, не охваченных наземными сетями широкополосной Internet-связи. Для этого на нем установлено 22 ретранслятора Ku-диапазона. Координата его орбиты - 28,5 градусов восточной долготы.

С космодрома "Плесецк" запустили два российских и четыре иностранных спутника

С космодрома "Плесецк" стартовала ракета-носитель "Космос-3М" с шестью космическими аппаратами различного назначения. Запуск был осуществлен в субботу 27 сентября в 10:12 московского времени, сообщили ИТАР-ТАСС в пресс-службе Космических войск.

Из запущенных спутников два российских: "Можаец-4" и "Ларец", и четыре иностранных: "BILSAT-1" (Турция), "NIGERIASAT-1" (Нигерия), "UK-DMC" (Великобритания) и "KAISTSAT-4" (Южная Корея).

"Их вывод на запланированные орбиты ожидается в период с 10:46:28 мск по 10:46:39 мск, когда они будут находиться вне зоны радиовидимости с территории России", - отметили в пресс-службе.

"Можаец-4" предназначен для научных экспериментов и обучения курсантов Военно-космической академии имени Можайского. "Ларец" будет осуществлять настройку наземных радиолокационных средств. Калибровка радаров будет осуществляться путем переотражения падающего на спутник излучения наземных лазерных дальномеров.

Турецкий, нигерийский и британский микроспутники выводятся на орбиты для дистанционного зондирования Земли. Они войдут в международную спутниковую систему мониторинга чрезвычайных ситуаций Disaster monitoring constellation, в которой участвуют Великобритания, Алжир, Турция, Нигерия, Китай и Таиланд.

Южнокорейский научный спутник оснащен специальным телескопом, который будет вести наблюдение за скоплениями космического газа.

Первоначально запуск ракеты "Космос-3М" планировалось произвести в пятницу, 26 сентября, однако он был перенесен по техническим причинам, добавили в пресс-службе Космических войск.

Телескоп Hubble обнаружил у Урана еще два спутника

С помощью космического телескопа Hubble астрономам удалось найти еще два спутника Урана, в результате чего список известных спутников этой планеты теперь стал состоять из 24 строк.

23-й и 24-й спутники Урана получили временные названия S/2003 U1 и S/2003 U2 до тех пор пока Международный астрономический союз официально не утвердит их открытие. Они совсем невелики по размерам - S/2003 U1 имеет 16 км в поперечнике, а S/2003 U2 - 12 км.

Орбита спутника S/2003 U1 имеет радиус около 97,7 тыс. км, она находится между орбитами спутников Пэк (самый крупный из 10 спутников Урана, открытых зондом Voyager 2 в 1986 г.) и Миранда (самый ближний из пяти самых крупных спутников Урана). Период обращения S/2003 U1 вокруг Урана составляет 22 часа 9 минут.

S/2003 U2 стал самым маленьким из известных спутников Урана. Его орбита в разных своих частях лишь на 200-450 км выходит за границы орбиты спутника Белинда. Средний ее радиус составляет около 74,8 тыс. км. S/2003 U2 делает полный оборот вокруг Урана за 14 часов 50 минут.

Европейская экспедиция на Луну началась успешно

В субботу 27 сентября в 23:14 по гринвичскому времени с космодрома Куру во Французской Гвиане (Kourou in French Guiana) стартовала ракета Ariane 5, которая вывела в космос первую европейскую исследовательскую станцию Smart 1, предназначенную для изучения Луны, сообщает сайт BBC News.

Станция достигнет Луны в 2005 году и попытается обнаружить там воду. Кроме того, будут собраны точные данные о химическом составе лунного грунта, которые могут подтвердить или опровергнуть теорию происхождения спутника Земли.

Ученые предполагают, что Луна возникла, когда примерно 4,5 миллиарда лет назад Земля столкнулась с космическим телом, по размерам близким к Марсу, и обломки земной породы сложились в новое небесное тело. Оно и стало спутником нашей планеты.

Эта теория подтверждается сходным составом земной и лунной породы. Однако, как полагают еврпейские ученые, имеющиеся сейчас в наличии образцы лунного грунта не являются типичными. Установленое на Smart 1 миниатюрное оборудование позволит провести всестороннее исследование почвы на Луне, чтобы сделать окончательные выводы.

На Smart 1 также проводятся испытания нового типа двигателя. К Луне станция будет продвигаться на энергии ионов ксенона, устремляющихся из специальной камеры наружу под притяжением электронов. Система работает на солнечных батареях.

Ионные двигатели не создают резкого импульса, как химические двигатели, однако они гораздо более эффективны в длительных космических путешествиях при отсутствии трения. Поскольку расстояние до Луны относительно невелико, Smart 1 не успеет развить высокой скорости и достигнет спутника только через 15 месяцев.

Постройка и запуск Smart 1 обошлись ученым в 110 миллионов евро, что считается небольшой суммой для исследовательской космической станции. В плане станция занимает один квадратный метр и весит всего 367 килограмм.

Свой спутник появился теперь и у Нигерии

В субботу 27 сентября с космодрома Плесецк стартовала ракета "Космос-3М", которая вывела на околоземные орбиты 6 небольших спутников. В их числе был и первый спутник, принадлежащий Нигерии, стране, в которой много нефти, но миллионы жителей которой живут в нищете. Совсем как у нас. Правда, в отличие от России 30% населения Нигерии неграмотны.

Нигерия с помпой отметила свое вступление в "космический клуб" - субботний запуск ракеты "Космос-3М" транслировался по национальному телевидению в прямом эфире. Правда, посмотреть эту трансляцию смогли только те жители крупных городов, у которых есть телевизоры, а в большинстве деревень страны нет даже электричества.

Первый нигерийский спутник называется NigeriaSat-1. Он был построен английской компанией Surrey Satellite Technology. Его постройка и запуск обошлись Нигерии в 13 млн дол. За работой спутника на орбите будут управлять 15 нигерийских специалистов (ЦУП находится в Абудже, столице Нигерии). Спутник NigeriaSat-1 рассчитан на 5-7 лет работы. Он будет заниматься мониторингом водных ресурсов и природных катастроф, следить за эрозией почвы и исчезновением лесов. Кроме того, он будет использоваться для наблюдения за нефтепроводами и военными подразделениями.

Запуск японских разведывательных спутников отложен

В субботу 27 сентября на космодроме на острове Танегасима должен был состояться запуск японской ракеты H-2A с двумя спутниками-шпионами на борту. Их основная цель - следить за территорией Северной Кореи на предмет запусков баллистических ракет. Однако в назначенное время старт не состоялся из-за неназванных технических проблем с ракетой-носителем. По сообщению информационного агентства Kyodo, запуск отложен и состоится теперь не раньше 2 октября.