Покорим Бесконечность Вместе!!!
Земля - колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели! (К. Э. Циолковский)
Проект Освоения Космоса


Мировые космические новости

30 сентября 2003 г.

Содержание

Серьезная авария на МКС может произойти в любую минуту?

"Колесо телеги" как результат столкновения двух галактик в созвездии Скульптора

НАСА ищет замену шаттлам

Китайский космонавт полетит один и вернется на Землю через 24 часа

Американский военный метеоспутник опаздывает с запуском почти на 3 года



Серьезная авария на МКС может произойти в любую минуту?

На прошлой неделе вся группа консультантов NASA по проблемам аэрокосмической безопасности (Aerospace Safety Advisory Panel) дружно подала в отставку. Так 9 консультантов отреагировали на критику в свой адрес после катастрофы "шаттла" Columbia (в докладе комитета Сената их даже прямо обвинили в гибели 7 астронавтов). В своем заявлении они указали, что своей отставкой хотят предоставить свободу действий руководству NASA в формировании нового состава группы по безопасности.

Ну а потом уволившиеся консультанты начали свободно высказываться о проблемах безопасности на Международной космической станции (МКС). По словам одного из них - Артура Цигельбаума (Arthur Zygielbaum), который сейчас является адъюнкт-профессором кафедры компьютерных наук университета штата Небраска - на МКС в любую минуту может произойти какая-нибудь серьезная авария и все из-за несогласованности действий и недостатка взаимопонимания между российским и американским ЦУПами.

Во всяком случае, по мнению Цигельбаума, за время существования станции произошло три потенциально опасных инцидента, которые были связанны с вышеописанными проблемами. Однако, по его словам, от подобных проблем с безопасностью МКС, которые зафиксированы в ежегодных отчетах консультационной группы, NASA отмахивалось точно так же, как это делалось после предупреждений об опасности повреждения "шаттла" куском теплоизоляционной пены.

В качестве последнего по времени примера Цигельбаум привел инцидент, произошедший на МКС на прошлой неделе, когда американский и российский ЦУПы подали на станцию противоречивые команды, в результате чего могла выйти из строя система управления станцией. Положение МКС в пространстве контролируется с помощью двигателей пристыкованного к станции грузового корабля "Прогресс" или с помощью гироскопов. Как оказалось, на прошлой неделе сигнал о включении двигателей "Прогресса" был послан слишком рано и получилось, что колеса гироскопа стали противодействовать импульсу двигателей, причем сила этого противодействия оказалась так велика, что гироскопы фактически вышли из режима нормальной работы и могли вообще сломаться.

Второй инцидент случился во время экспедиции посещения МКС одним из "шаттлов" (точной даты не указывается). Тогда специалисты российского ЦУПа задали МКС одно положение в пространстве, а американцы из своего ЦУПа попытались повернуть ее в другое положение. В результате МКС на какое-то время вообще вышла из-под контроля.

Третье недоразумение случилось с доставкой на МКС российской батареи питания, против которой возражали американцы, но она, тем не менее, была туда доставлена.

Как сказал Цигельбаум, у NASA и русских разные подходы к системе безопасности, причем, американская система безопасности, несмотря на свою слабость, все же относительно независима от руководства NASA, а о независимости российской системы безопасности говорить не приходится.


"Колесо телеги" как результат столкновения двух галактик в созвездии Скульптора

Этот снимок галактики Cartwheel ("Колесо телеги") был сделан космическим телескопом Hubble в 1995 г. Эта галактика расположена на расстоянии 500 млн световых лет от Земли в созвездии Скульптор. Голубое кольцо вокруг галактики Cartwheel - это результат ее столкновения с какой-то меньшей галактикой, которая прошла сквозь центральную часть галактики Cartwheel. Возможно, этим "агрессором" был один из тех объектов, что видны справа от "Колеса телеги".

Если камень бросить в воду, то по ее поверхности разойдутся круги. Аналогичный процесс наблюдается и в космосе, только от удара по галактике в окружающее космическое пространство пошла волна газа и пыли. Эта волна распространяется со скоростью около 300 тыс. км/час, а в ее "кильватере" создаются условия для образования новых звезд. Светло-голубые пятна на кольце "Колеса телеги" - это и есть огромные скопления новорожденных звезд, освещаемые взрывами сверхновых.


НАСА ищет замену шаттлам

Программа НАСА по разработке космического многоразового космического средства следующего поколения (так называемого орбитального космического самолета, Orbital Space Plane, OSP) идет полным ходом. Завершен ее важный этап - подготовка документа под названием "Обзор требований к системам" (System Requirements Review), в котором рассмотрены и проанализированы различные концепции построения космической транспортной системы нового поколения. За право получения контракта на создание орбитального самолета будущего ведут борьбу Boeing, Lockheed Martin, а также компании Orbital Science и Northrop Grumman - последние выступают единой командой. Коллективы разработчиков подготовили спецификации предлагаемых систем, провели их комплексный анализ и исследования рынков, а также сделали выводы о технической осуществимости предлагаемых решений. Подготовленный обзор - первый в ряду аналогичных документов, которые предстоит подготовить перед тем, как НАСА примет решение о начале строительства новой орбитальной транспортной системы.

Анализ осуществлялся с помощью базовых критериев (требований первого уровня), определенных НАСА в феврале этого года, но не только. Обзор удовлетворяет также требованиям второго уровня, уточняющим и детализирующим конструктивное решение и ориентированным на обеспечение безопасности полетов, высокой их частоты и возможности использования системы для экстренной эвакуации экипажей с орбиты, возможности длительного пребывания на орбите и доставки на нее грузов, а также совместимости с МКС. Требования второго уровня регламентируют предельные гравитационные перегрузки для членов экипажа, контроль за состоянием их здоровья, обеспечение связи с МКС и с Землей, надежность системы и продолжительность ее эксплуатации, а также логистику. С каждым новым уровнем требования к техническим параметрам системы становятся все более жесткими и конкретными.

Следующий этапный документ - обзор по определению системы (System Definition Review) - должен быть подготовлен в ноябре этого года. В нем будет дан углубленный, более детализованный анализ конструкций, в том числе с точки зрения снижения рисков. В обзоре также будут сформулированы требования уровня 3 к системе, определенные на основе анализа целей программы и во взаимодействии с потенциальными подрядчиками. Само решение о начале строительства должно быть принято в 2004 году.


Китайский космонавт полетит один и вернется на Землю через 24 часа

На прошлой неделе в онлайновой версии газеты People's Daily, официального печатного органа компартии Китая, было опубликовано сообщение о том, что полет первого китайского космонавта состоится, скорее всего, в октябре этого года. Полетит он на корабле Shenzhou 5, который выведет в космос ракета-носитель Long March 2F, а запуск состоится на космодроме Jiuquan в северо-западной провинции Гансу. Подготовка к этому старту идет полным ходом.

Корабль Shenzhou 5 состоит из трех модулей: орбитального, в котором установлено научное оборудование, модуля для экипажа и служебного модуля со всем необходимым для космического корабля оборудованием, солнечными панелями и двигательной установкой.

Сообщается также, что на борту Shenzhou 5 будет, скорее всего, только один космонавт, хотя этот корабль может вместить трех человек. Названа и ориентировочная продолжительность полета первого китайского космонавта: 24 часа. Приземлиться Shenzhou 5 должен в том же районе, что и предыдущие китайские беспилотные корабли - на территории Внутренней Монголии.


Американский военный метеоспутник опаздывает с запуском почти на 3 года

15 октября должен наконец-таки состояться долгожданный для американских военных запуск нового метеоспутника DMSP F16. Долгожданный он потому, что изначально его планировалось запустить в 15 января 2001 г. Наверное, задержку старта на 2 года 9 месяцев можно заносить в книгу рекордов Гиннеса.

В первый раз запуск отложили на 3 дня для дополнительной проверки солнечных панелей спутника. Потом перенесли еще на день для замены светозащитного экрана на спутнике и еще на день для замены неисправного кабеля на стартовой площадке. Потом обратный отсчет был остановлен за 3 минуты до запуска из-за проблем в системе связи со спутником. Еще двумя днями позже была обнаружена неисправность в системе наведения спутника и его сняли с ракеты для ремонта. Далее сроки запуска переносились уже не на дни, а на месяцы: из-за конфликтов с запусками других спутников, для замены протекающих уплотнителей в двигателе, для замены всей двигательной системы, для ремонта оборудования спутника, из-за проблем с гироскопом ракеты. В последний раз старт откладывался 14 сентября, чтобы пропустить вперед запуск американского разведывательного спутника NRO ракетой Titan 4.

Военный метеоспутник DMSP F16 должна вывести на полярную орбиту ракета Titan 2. Стартовать она должна с космодрома на базе ВВС США Ванденберг в Калифорнии. Пока подготовка к запуску идет нормально, но, учитывая все ранее произошедшее с этим спутником, трудно поверить в то, что старт все-таки состоится в назначенное время.



Нас считают