Покорим Бесконечность Вместе!!!
Земля - колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели! (К. Э. Циолковский)
Проект Освоения Космоса


Мировые космические новости

1 октября 2003 г.

Содержание

На европейском лунном зонде SMART-1 включился ионный двигатель

Последний отсчет для очередного "Морского старта"

Конкурс ракетостроителей любителей выходит на финишную прямую

Европейская программа исследований солнечной системы Aurora



На европейском лунном зонде SMART-1 включился ионный двигатель

Запуск первого европейского научного космического аппарата, предназначенного для исследования Луны, состоялся 27 сентября этого года. Называется он SMART-1. Эта аббревиатура расшифровывается как Small Missions for Advanced Research in Technology - "небольшие миссии для перспективных технологических исследований".

В качестве экспериментального оборудования, имеющегося на SMART-1, прежде всего, следует отметить ионный двигатель, который работает на электричестве, вырабатываемом солнечными панелями зонда. В качестве топлива в ионном двигателе используется газ ксенон, его запасы на борту составляют 82 кг, и этого топлива должно хватить на 100 млн км пути - именно такое расстояние предстоит преодолеть зонду по замысловатой спиральной траектории, чтобы выйти на орбиту Луны.

Солнечные панели были развернуты вскоре после запуска, после чего началось тестирование всей двигательной системы SMART-1. Пробный запуск ионного двигателя был произведен 30 сентября, а проверка его работы продлится до 4 октября.

Сила тяги у двигателя очень небольшая - 0,07 Н, но КПД этого двигателя намного больше, чем у традиционных жидкостных. Он идеально подходит для длительных путешествий в открытом космосе, где практически нет трения.

На первом этапе движения зонда SMART-1 к Луне ионный двигатель будет работать почти непрерывно. Его будут выключать только, когда аппарат будет находиться в тени Земли. На этом этапе ускорение зонда составит 0,2 мм/с2, а перигей его орбиты при вращении вокруг Земли увеличится с 750 до 20'000 км. На это потребуется около 80 дней.

Потом ионный двигатель будет включаться периодически на несколько дней, чтобы увеличить апогей своей орбиты до 200 тыс. км. Здесь движению зонда начнет помогать поле гравитационного притяжения Луны. На декабрь 2004 г., январь и февраль 2005 г. у SMART-1 запланированы маневры в гравитационном поле Луны, в результате которых в марте 2005 г. он должен выйти на почти полярную окололунную эллиптическую орбиту. Затем с помощью маневрового двигателя зонда его орбита будет доведена до "круглого" состояния.

Связь с зондом SMART-1 осуществляется с помощью новой широкополосной системы радиосвязи X- и Ka-диапазона. На нем также установлена автономная компьютерная система определения положения зонда в космическом пространстве, которую можно считать первым прототипом будущей полностью автономной навигационной системы для космических кораблей.


Последний отсчет для очередного "Морского старта"

Сегодня 1 октября с плавучей платформы Odyssey, которая стоит в Тихом океане на экваторе в точке с координатой 154 градуса западной долготы, должна стартовать ракета "Зенит" с коммерческим спутником связи Galaxy 13/Horizons 1. Старт назначен на 8:03 мск, длительность окна запуска - 39 минут. Это будет 11-й запуск для "Морского старта".

Платформа Odyssey представляет собой переоборудованную нефтяную платформу, работавшую ранее в Норвежском море. В понедельник 29 сентября из трюма платформы была извлечена ракета "Зенит" со спутником и установлена в вертикальное положение. Заправка ракеты керосином и жидким кислородом по правилам производится за несколько часов до старта.

"Зенит" - это двухступенчатая ракета украинского производства. На ней устанавливается разгонный блок "ДМ-СЛ", производителем которого является российская РКК "Энергия". Отделение разгонного блока со спутником происходит через 8,5 минут после старта, после чего на 5 минут включается двигатель разгонного блока, чтобы вывести спутник на низкую околоземную орбиту ожидания. Еще через полчаса двигатель включается снова и работает в течение трех минут, после чего спутник должен выйти на заданную орбиту. Через 60 минут 14 секунд после старта спутник должен отделиться от разгонного блока и выйти на геосинхронную орбиту.

Стартовый вес спутника Galaxy 13/Horizons 1, который принадлежит японской компании JSAT и американской PanAmSat, составляет 4120 кг. Он построен компанией Boeing на базе спутниковой платформы 601HP. На нем установлено 24 ретранслятора C-диапазона и 24 ретранслятора Ku-диапазона. В течение 15 лет он должен обслуживать территорию Северной и Центральной Америки, Аляски и Гавайев.


Конкурс ракетостроителей любителей выходит на финишную прямую

1 января 2005 г. должен закончиться конкурс X-Prize, победитель которого (если таковой вообще будет) получит 10 млн дол. Участники этого конкурса для получения упомянутого приза должны до указанной даты дважды в течение двух недель поднять собственноручно сконструированный космический корабль с 3 членами экипажа на борту на высоту 100 км над поверхностью Земли и вернуть их на землю в целости и сохранности. Причем все это нужно сделать без финансовой поддержки государства (любого).

Пока никаких испытательных запусков аппаратов с людьми на борту участники конкурса не проводили, но, по словам председателя фонда X-Prize Питера Диамандиса (Peter H. Diamandis), такие запуски в ближайшие 2-3 месяца должна провести как минимум одна команда-участница, но, может быть, их будет и две. Фаворитами он считает группу Scaled Composites, руководителем которой является опытный пилот Берт Рутан (Burt Rutan), и команду Armadillo Aerospace, возглавляемую известным разработчиком компьютерных игр Джоном Кармаком (John Carmack) (именно он был ведущим дизайнером таких игр как Doom и Quake).

Обе эти команды выбрали для своих стартов аэропорт в пустыне Мохаве в Калифорнии и уже получили разрешения на запуски от Федерального авиационного управления США. Так что Диамандис считает, что победитель конкурса X-Prize выявится в течение ближайших 9-12 месяцев.

Правда, о желании участвовать в конкурсе заявили еще 23 команды из 7 стран мира - России, Великобритании, Румынии, Израиля, Аргентины, США и Канады. Но об их успехах в продвижении к заветной цели пока практически ничего не известно.

Следует отметить, что основной целью конкурса X-Prize по замыслу его организаторов, является не выдача 10 млн дол. самым талантливым и удачливым конструкторам, а продвижение коммерческих пилотируемых полетов в космос. Во всяком случае, в свое время аналогичным образом развивались события в авиации. В 1927 году Чарльз Линдберг совершил первый одиночный перелет через Атлантику, чтобы получить приз в 25 тыс. дол. (Конечно, он летал не только из-за этих денег, но ему удалось совместить приятное с полезным) За полтора года, прошедшие после этого исторического полета, количество пассажиров самолетов возросло с 5700 до почти 200 тысяч в год. Люди поверили, что полет на самолете - не такая уж опасная затея, и появился массовый спрос на авиапутешествия.

С космическими полетами - аналогичная ситуация. Пока настоящие космические полеты длительностью в 10 дней удалось совершить только двум космическим туристам, заплатившим за это приключение 20 млн дол. Частные ракеты смогут обеспечить туристам пока только суборбитальные полеты продолжительностью около 15 минут. Но их стоимость будет намного дешевле. Во всяком случае, проведенные маркетинговые исследования показали, что около 10 тысяч американцев готовы выложить 100 тыс. дол. за подобный полет. Так что потенциальный объем этого рынка только в США составляет 1 млрд дол. В других странах миллионеров поменьше, но и там достаточно много платежеспособных желающих посмотреть на Землю с высоты 100 км и испытать на себе состояние невесомости.


Европейская программа исследований солнечной системы Aurora

Некоторое время назад Европейское космическое агентство приняло долгосрочную программу исследований нашей солнечной системы, которая называется Aurora. Пока она предусматривает отправку двух научных зондов к Марсу и запуск на околоземную орбиту демонстрационного аппарата для отработки доставки образцов грунта с Марса.

Первым в космос отправится зонд-демонстратор, который называется EVD (Earth re-entry Vehicle Demonstrator). Его старт намечен на 2007 год. Это будет небольшой аппарат, который должен выйти на сильно вытянутую эллиптическую околоземную орбиту, а потом вернуть обратно на Землю капсулу с "образцами". Таким способом планируется отработать финальную стадию будущей экспедиции на Марс, которая должна будет доставить на Землю образцы марсианского грунта. Возвращаемая капсула войдет в атмосферу Земли по баллистической траектории со скоростью около 45 тыс. км/ч. Проектировать такой корабль будут французская компания EADS LV при участии немецких компаний OHB System и Kayser Threde GmbH, австрийской Plansee и английских компаний SSTL, Fluid Gravity Engineering и Vorticity.

Но зонд EVD - это только подготовка к настоящим исследованиям. На 2009 год запланирован запуск корабля ExoMars, цель которого - экзобиологические исследования Марса. Контракт на проектирование этого корабля получили итальянская компания Alenia Spazio и французские фирмы Alcatel Space и EADS Astrium. Зонд ExoMars будет состоять из орбитального и спускаемого модуля весом 200 кг. Из спускаемого модуля после его посадки на поверхность Марса должен выкатиться марсоход, который будет искать на Красной Планете признаки жизни (былой или настоящей). Вторая его задача - определение потенциальных опасностей, которые могут подстерегать на Марсе экипажи будущих пилотируемых экспедиций. Кроме того, европейский марсоход должен будет определить химический состав камней, валяющихся на поверхности Марса.

В 2011 году Европейское космическое агентство собирается отправить к Марсу миссию Mars Sample Return (MSR), основная цель которой - доставка образцов камней, взятых с поверхности и в подповерхностном слое Марса. Понятно, что зонд MSR тоже будет состоять из орбитального и спускаемого модуля. На спускаемом модуле тоже будет марсоход, а имеющийся на марсоходе робот-манипулятор должен будет собрать образцы марсианского грунта в специальную капсулу, которой предстоит выдержать превратности возврата на Землю через плотные слои ее атмосферы. Дальнейшее исследование доставленных образцов будет проведено в земных лабораториях.



Нас считают