Покорим Бесконечность Вместе!!!
Земля - колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели! (К. Э. Циолковский)
Проект Освоения Космоса


Мировые космические новости

2 октября 2003 г.

Содержание

Индийская деревня пострадала от метеорита

"Морской старт": 11-ый успешный запуск

В Японии произошло слияние трех крупнейших космических агентств

Проверка крыльев "шаттлов" на земле, остается много вопросов

NASA утверждает, что с МКС ничего страшного не случится

Скоро на МКС состоится очередная смена экипажа



Индийская деревня пострадала от метеорита

По сообщению индийской прессы вечером в субботу 27 сентября на территорию деревни Судусудиа штата Орисса, что на востоке Индии, упал метеорит. В результате чего сгорело два дома и один человек получил ожоги. Всего же пострадавших оказалось трое: двое остальных потеряли сознание от пережитого шока. Все они были госпитализированы. Как сообщили местные жители, метеорит, летевший к земле, светился так ярко, что на несколько секунд все вокруг стало светло как днем.

Пока, правда, ничего не сообщается о том, собираются ли индийские власти организовать поиск и исследование осколков метеорита.


"Морской старт": 11-ый успешный запуск

Продолжается реализация программы "Морской старт". 1 октября в 8:03 по московскому времени со стартовой плавучей платформы "Одиссей" на экваторе в Тихом океане в районе острова Рождества осуществлен запуск ракеты-носителя "Зенит-3SL" с космическим аппаратом Galaxy-13. Об этом РБК сообщили в национальном космическом агентстве Украины.

Первая и вторая ступени ракеты-носителя разработаны государственным конструкторским бюро "Южное" и изготовлены государственным предприятием "ПО Южный машиностроительный завод" (Украина). Третья ступень (разгонный блок DM-SL) спроектирована и изготовлена ракетно-космической корпорацией "Энергия" (Россия).

Стартовая масса ракеты-носителя "Зенит-3SL" с космическим аппаратом Galaxy-13 составляет 470 т, в том числе масса космического аппарата - 4090 кг. Полет ракеты-носителя проходил в соответствии с полетным заданием. "Зенит-3SL" вывела космический аппарат Galaxy-13 на переходную к геостационарной орбиту.

Космический аппарат Galaxy-13/Horizons принадлежит совместно американской компании Pan Am Sat Corporation и японской компании JSAT Corporation. Он изготовлен компанией Boeing Satellite Sistems на основе базового блока Boeing GO1HP и будет иметь 48 активных ретрансляторов. Космический аппарат будет использоваться для передачи программ цифрового телевидения, передачи данных и предоставления интернет-услуг в регионах Северной и Центральной Америки, а также на Аляске и Гавайских островах. Galaxy-13 займет позицию 127 градусов западной долготы.

В настоящее время специалисты ведут обработку и анализ полученной телеметрической информации. Данный пуск является одиннадцатым по программе "Морской старт". Новый запуск планируется провести в ноябре.


В Японии произошло слияние трех крупнейших космических агентств

Три крупнейших японских космических агентства - Национальное агентство по освоению космического пространства, Национальная аэрокосмическая лаборатория и Институт космонавтики и астронавтики - 1 октября объявили об объединении для повышения эффективности работы. Новое агентство называется JAXA. Как заявил представитель объединенного агентства, его ежегодный бюджет составит $1,6 млрд. В JAXA будет занято 1 тыс. 800 человек. Как отмечает АР, слияние организаций произведено для увеличения конкурентоспособности японской космической промышленности. Официальные лица страны полагают, что японские спутники слишком дорогие и не могут соперничать с европейскими, американскими или российскими конкурентами на рынке коммерческого запуска спутников.


Проверка крыльев "шаттлов" на земле, остается много вопросов

После катастрофы "шаттла" Columbia комиссия по ее расследованию представила целый список рекомендаций по обеспечению безопасности полетов, которые должно выполнить космическое агентство NASA, прежде чем начать новые запуски "шаттлов". Есть там и пункты, касающиеся инспекции внешней поверхности крыльев "шаттлов" на предмет выявления повреждений. Причем проверки эти должны производиться не только до и после полета, но и во время него, когда "шаттл" находится на орбите.

Конечно, космическая инспекция представляется более сложной задачей, поскольку потребует, скорее всего, выхода астронавтов в открытый космос. Однако и с наземным обследованием крыльев все тоже не так уж просто. Уже сейчас инженеры NASA говорят, что всесторонние обследования панелей и конструкций крыльев в заводских условиях увеличат срок подготовки "шаттлов" к полетам примерно на 4-7 месяцев.

Поэтому NASA пытается сейчас разработать технологии, которые позволили бы производить такие проверки непосредственно в ангаре космического центра им. Кеннеди на мысе Канаверал. Поскольку в противном случае панели крыльев придется после каждого полета отправлять на завод-изготовитель корпорации Lockheed Martin, а он находится в штате Техас (это, конечно, не другое побережье США, но тоже не ближний свет). Хотя NASA признает, что на заводе-изготовителе имеется все необходимое оборудование для проведения качественных инспекций, а в центре им. Кеннеди его пока нет. А в докладе комиссии по расследованию указывается, что периодические визуальные проверки и "ощупывания" поверхности крыльев "шаттлов", которые производились ранее непосредственно на космодроме, не позволяют выявить повреждения в каркасных панелях RCC, расположенных на передней кромке крыльев.

На заводе Lockheed Martin для проверки целостности этих панелей есть ультразвуковая и рентгеновская установки, а также установка для дефектоскопии методом вихревых токов, которые позволяют выявить любые дефекты.

Все 44 панели с крыльев "шаттла" Atlantis, который должен полететь первым, уже отправлены на завод в Техас, и 22 из них уже вернулись обратно на космодром. Это панели с левого крыла. 4 из них уже установлены на Atlantis. Панели правого крыла должны вернуться на мыс Канаверал до конца 2003 г. Пока никаких сколько-нибудь существенных дефектов в них не обнаружено. Понятно, что для первого полета после перерыва досконально проверят буквально каждый миллиметр "шаттла" Atlantis. Но если такие же длительные инспекции придется предпринимать перед каждым запуском, то МКС станет многолетним долгостроем.

Кстати, в NASA уже говорят, что первый после перерыва полет "шаттла" Atlantis состоится не раньше июля 2004 г.


NASA утверждает, что с МКС ничего страшного не случится

На прошлой неделе группа консультантов NASA по проблемам аэрокосмической безопасности в полном составе подала в отставку. После чего один из уволившихся консультантов, Артур Цигельбаум, заявил, что из-за несогласованности действий американского и российского ЦУПа и из-за недостатка взаимопонимания между американскими и российскими специалистами, на Международной космической станции буквально в любую минуту может произойти крупная авария. Причем, за время существования станции потенциально опасных ситуаций было немало и пока нет никаких оснований надеяться, что их станет меньше в будущем.

Цигельбаум привел примеры трех инцидентов, случившихся относительно недавно, когда маневровые двигатели и гироскопы "тянули" МКС в разные стороны, когда во время посещения МКС "шаттлом" станция вышла из-под контроля из-за противоречивых команд с земли и когда на станцию была доставлена российская батарея, несмотря на протесты американцев.

Теперь настал черед официальных ответов NASA на критику. С заявлением по этому поводу перед журналистами выступил менеджер NASA по программе МКС Уильям Герстенмайер (William Gerstenmaier). Он сказал, что МКС сейчас ничего не угрожает, и никакие аварии на ней не ожидаются, что и экипаж станции, и специалисты наземных ЦУПов имеют только одну задачу - днем и ночью обеспечивать безопасную работу станции на орбите. По поводу же приведенных Цигельбаумом примеров Герстенмайер сказал, что NASA тщательно расследовало каждый из этих инцидентов и признало, что сотрудники наземных ЦУПов совершили непреднамеренные ошибки, которые, однако, можно понять, так как МКС - это очень сложная система и обойтись без неполадок практически невозможно. Он также заверил собравшихся, что NASA умеет учиться на собственных ошибках.


Скоро на МКС состоится очередная смена экипажа

18 октября с космодрома Байконур должен отправиться к МКС очередной корабль "Союз" с экипажем из трех человек. Двое из них - американский астронавт Майкл Фоул (Michael Foale) и российский космонавт Александр Калери - это восьмой долговременный экипаж станции. Они сменят на МКС нынешних ее обитателей - Юрия Маленченко и Эда Лу (Ed Lu). Третьим в "Союзе" будет астронавт Европейского космического агентства испанец Педро Дюк (Pedro Duque). Он пробудет на МКС неделю и вернется на Землю вместе с седьмым экипажем на старом корабле "Союз", на котором в апреле этого года прилетели на станцию Маленченко и Лу. Посадка пока назначена на 27 октября.

Предполагается, что Фоул и Калери проведут на МКС 192 дня и за это время им предстоит принять три российских грузовых космических корабля, выполнить более 30 научных экспериментов и один раз выйти в открытый космос. Работы на внешней поверхности станции планируется провести 26 февраля. Фоул и Калери должны будут установить на МКС оборудование для мониторинга радиационного излучения и приспособление, необходимое для стыковки со станцией нового европейского грузового модуля, который должен прибыть на МКС осенью 2004 г. Следует отметить, что это будет первый на МКС выход в открытый космос, когда внутри она останется пустой. Раньше, когда в составе экипажей было по три человека, один из них наблюдал и координировал работу двух остальных в открытом космосе.

Если все пойдет по плану, но Майкл Фоул и Александр Калери вернутся на Землю 29 апреля на том же самом корабле "Союз", на котором они полетят на МКС.



Нас считают