17 октября 2003 г.

Cassini, шесть лет на пути к Сатурну

В Серповидной туманности назревает звездная катастрофа

Очередная попытка запуска ракеты Titan 2 с военным спутником оказалась неудачной

Утвержден состав экипажа восьмой экспедиции на МКС

Российские космические туристы не сошлись характерами с "Росавиакосмосом"

Первый китайский космонавт оказался космическим шпионом

Найден потерянный астероид Гермес

Переговоры о будущем МКС перенесены на неопределенный срок

Cassini, шесть лет на пути к Сатурну

1 июля 2004 г. американский исследовательский зонд Cassini должен выйти на орбиту Сатурна. Он летит к этой планете уже 6 лет (в космос его вывела ракета Titan 4, которая стартовала 15 октября 1997 г.). Чтобы сэкономить топливо, Cassini был отправлен к Сатурну по довольно замысловатой траектории, чтобы можно было использовать для разгона гравитационные поля планет солнечной системы. Именно для этого Cassini дважды выполнил маневры в окрестностях Венеры, затем разогнался в гравитационном поле Земли, а в 2000 г. получил мощный импульс от Юпитера. А в ноябре 2002 г. Cassini сделал первый снимок Сатурна.

Когда Cassini долетит до своей цели, ему предстоит исследования самого Сатурна, его колец и многочисленных спутников. На сегодняшний день у Сатурна известен 31 спутник. Но, возможно, Cassini откроет еще несколько маленьких спутников, отдельно стоящих или вращающихся внутри знаменитых колец Сатурна вместе с бесчисленными мелкими осколками льда и камней. Ну а в начале 2005 г. от Cassini должен отделиться зонд Huygens, который спустится на парашюте в атмосферу Титана, самого большого спутника Сатурна. И тогда, наконец, станет ясно, что происходит под толстыми облаками Титана и какая там погода.

В Серповидной туманности назревает звездная катастрофа

Этот снимок Серповидной туманности составлен из фотографий сделанных в видимом и рентгеновском диапазоне длин волн (за "рентген" - он здесь соответствует синему цвету - отвечал космический телескоп Chandra, а за видимый диапазон длин волн (красные и зеленые пятна) - наземный телескоп обсерватории Kitt и космический телескоп Hubble).

На этой фотографии астрономы увидели первые признаки назревающей катастрофы - массивная звезда HD 192163 скоро должна взорваться как сверхновая. Правда, слово "скоро" здесь нужно воспринимать с учетом космических реалий, так как взрыв этот может произойти примерно через 100 тыс. лет.

По сравнению с нашим Солнцем звезда HD 192163 прожила совсем немного - всего 4,5 млн лет. HD 192163 последовательно проходит стадии, предшествующие взрыву сверхновой. Она уже прошла фазу красного гиганта и сбросила свои внешние слои, которые улетели в космос со скоростью около 35 тыс. км/ч. Потом через 200 тыс. лет мощное излучение раскаленной внутренней оболочки звезды начало выбрасывать в окружающее пространство газ со скоростью более 4,5 млн км/ч. Этот быстрый звездный ветер догнал более медленный ветер от красного гиганта, ударился в него, и образовалась плотная газовая оболочка (красные пятна на снимке - это часть этой оболочки). При столкновении образовались две ударные волны: одна пошла за внешние пределы плотной оболочки и образовала волокнистую зеленую структуру, а вторая пошла внутрь и образовала облако раскаленного газа с температурой в миллион градусов (оно испускает рентгеновское излучение, и на снимке имеет синий цвет).

Запуск ракеты Titan 2 с военным метеоспутником DMSP должен был состояться еще 15 января 2001 г., но по самым разным техническим причинам откладывался почти три года. В итоге он был назначен на 15 октября, но опять не состоялся. Это уже похоже на анекдот. На этот раз старт пришлось отложить на сутки из-за того, что во время подготовки к запуску от системы кондиционирования обтекателя спутника отсоединился один из шлангов воздуховода и его не успели присоединить обратно, так как окно запуска длилось всего 10 минут. Будет ли новая попытка последней?

Утвержден состав экипажа восьмой экспедиции на МКС

Государственная комиссия утвердила состав восьмой экспедиции на Международную космическую станцию. Как сообщает сайт программы "Вести" телеканала "Россия", корабль "Союз ТМА-3" доставит на станцию россиянина Александра Калери, американца Майкла Фоэла (от NASA) и испанца Педро Дуке (астронавта Европейского космического агентства). Старт корабля запланирован на 18 октября.

Калери и Фоэл пробудут на станции 200 суток, Дуке вернется на Землю через 10 суток - вместе с экипажем седьмой экспедиции Юрием Маленченко и Эдвардом Лу. Таким образом, на МКС впервые будут работать три бортинженера и ни одного военного летчика. Дублирующий экипаж - Валерий Токарев, Уильям Макартур и голландец Андре Кауперс - остается на Земле до весны 2004 года.

Как указывается на сайте "Вестей", 47-летний Калери считается одним из самых опытных в российском отряде космонавтов. Выпускник Московского физико-технического института, Калери в 1984 году занимался исследованием аэродинамических нагрузок в Ракетно-космической корпорации "Энергия". Он трижды бывал в космических экспедициях - на орбитальных станциях "Салют" и "Мир". В общей сложности он провел в космосе более 415 суток и около 20 часов - в открытом космосе.

"Назначение Калери командиром "Союза" доказывает, что бортинженер может управлять кораблем не хуже, чем военный летчик", - приводит интернет-издание NEWSru.Com высказывание начальника летно-испытательной службы РКК "Энергия" летчика-космонавта Александра Александрова.

По сведениям интернет-издания NEWSru.Com, 46-летний доктор астрофизики Майкл Фоэл совершил уже пять полетов в космос. по время его первой длительной командировки на орбитальную станцию "Мир" в 1997 году произошло ЧП: грузовой корабль "Прогресс" протаранил станцию. В результате был разгерметизирован модуль "Спектр", через который "Мир" получал основную часть энергии. Чтобы ликвидировать последствия столкновения, Фоэлу и Анатолию Соловьеву пришлось проработать в открытом космосе шесть часов. Всего Фоэл провел на орбите более 168 дней и совершил три выхода в открытый космос общей продолжительностью около 19 часов.

Как передает издание, 40-летний Педро Дуке отправляется в полет второй раз. Он был отобран в отряд астронавтов ЕКА из 700 испанских претендентов. В 1993 году Дуке готовился к полету на орбитальный комплекс "Мир" в качестве дублера германского астронавта Ульфа Мербольда по программе "Евромир-94". Именно Дуке координировал работу Мербольда на орбите из подмосковного Центра управления полетами. Свой первый космический полет Дуке совершил в октябре 1998 года на шаттле "Дискавери" вместе с пятеркой американцев.

Российские космические туристы не сошлись характерами с "Росавиакосмосом"

Одним из следующих туристов на орбите Земли может оказаться гражданин России, передает "Интерфакс" со ссылкой на первого заместителя главы "Росавиакосмоса" Николая Моисеева. "В числе кандидатов на коммерческий полет есть и россиянин", - сказал он в пятницу журналистам, собравшимся на космодроме Байконур.

Моисеев не стал называть имена и фамилии кандидатов, так как "пока все находится на стадии проработки". Однако он сообщил, что весенний полет уже спланирован и членами экипажа там будут российский и американский космонавт, а также голландец Андре Кауперс (астронавт ЕКА). Уже после этого в октябре "в третьем кресле на "Союзе" скорее всего, будет турист".

Комментируя эту возможность, пресс-секретарь "Росавиакосмоса" Сергей Горбунов заявил, что "есть два железных кандидата, которые готовы подписать контракт". "Те два полетных места, которые "Росавиакосмос" продал "Спейс Эдвенчерс", будут реализованы, а деньги пойдут в зачет МКС", - отметил он.

"Эти два кандидата на космические полеты - не россияне. Однако обращения россиян были, но пока мы, что называется, не сошлись характерами", - добавил Горбунов.

Первый китайский космонавт оказался космическим шпионом

Полет первого китайского пилотируемого космического корабля "Шэньчжоу-5" не только продемонстрировал всему миру возможности научно-технического комплекса КНР, но и принес ощутимую пользу китайским военным. Как утверждается на сайте газеты The Washington Times, помимо китайского космонавта на орбиту был выведен спутник-шпион, о котором в официальной прессе ничего не сообщалось.

Кроме этого, как заявляют неназванные источники в Пентагоне, на борту корабля была установлена специальная инфракрасная камера, способная фиксировать наземные объекты, размеры которых не превышают полтора метра. Как полагают аналитики, эти выходящие за рамки протокола миссии подтверждают намерение Пекина развивать именно военную составляющую своих космических сил, которые могут быть использованы в потенциальном конфликте с США из-за Тайваня.

"Космические войска Китая будут играть одну из главных ролей в любой силовой акции против острова", - прокомментировал генерал Марк Стоук (Mark Stokes) возглавляющий в Пентагоне отдел, занимающийся мониторингом ситуации вокруг Тайваня.

Найден потерянный астероид Гермес

28 октября 1937 г. астроном Карл Рейнмус из университета Гейдельберга (Германия) открыл астероид, который получил название Гермес. Тогда он пролетел на расстоянии около 800 тыс. км от Земли и выглядел как объект 8-й звездной величины. Он двигался по небу со скоростью 5° в час. Однако Рейнмус смог наблюдать этот астероид только пять дней, после чего он пропал из виду. После этого официальное название этого астероида - 1937 UB - перестали упоминать в каталогах и он остался в "памяти народной" просто как Гермес.

И вот через 66 лет этот астероид был вновь обнаружен. Он попал в поле зрения 23-дюймового телескопа Catalina Schmidt, установленного в обсерватории Lowell в Аризоне. Этот телескоп специализируется на поиске околоземных объектов. 15 октября астроном этой обсерватории Брайан Скифф (Brian A. Skiff) послал данные, полученные при обработке четырех снимков "нового" объекта, в Центр малых планет в Кембридже (шт. Массачусетс).

Сотрудник этого центра Тимоти Спар (Timothy B. Spahr) сопоставил эти данные с результатами других наблюдений, проведенных в течение последних семи недель другими телескопами, и вычислил орбиту этого объекта, который имел 15-ю звездную величину. Оказалось, что она похожа на ту, которая была у потерянного астероида Гермес. Правда, за прошедшие 66 лет эта орбита несколько изменилась, так как астероид в течение этого времени неоднократно проходил в относительной близости Земли и Венеры, и их гравитационные поля "корректировали" траекторию этого небольшого объекта.

Кстати, новые наблюдения показали, что Гермес оказался меньше по размерам, чем полагал его открыватель К. Рейнмус. По новым оценкам, исходя из его яркости, размер Гермеса составляет 1-2 км в поперечнике.

Итак, самый знаменитый потерянный астероид вновь нашелся. До конца октября 2003 Гермес будет достаточно ярким объектом на небе (его звездная величина сейчас равна 13), чтобы его можно было наблюдать в 8-дюймовый любительский телескоп. В ближайшие недели он будет пересекать западную часть неба, пролетая мимо созвездий Кита, Рыб и Водолея. К концу октября он будет двигаться со скоростью 5° в день. Правда, на этот раз он пройдет довольно далеко от Земли: точка минимума будет пройдена 4 ноября 2003 г. и в ней расстояние между ним и Землей составит около 7,2 млн км.

Переговоры о будущем МКС перенесены на неопределенный срок

Запланированная на воскресенье встреча глав космических агентств стран-партнеров по Международной космической станции не состоится, сообщает ИТАР-ТАСС.

Об этом в пятницу сообщил первый заместитель генерального директора Росавиакосмоса Николай Моисеев. "Переговоры о будущем МКС переносятся на неопределенный срок", - отметил он.

Причины переноса встречи по МКС пока не сообщаются.