Стартовая площадка для ракет Titan 2 будет ликвидирована
18 октября 2003 г. базы ВВС США Ванденберг в Калифорнии стартовала ракета Titan 2, которая вывела в космос военный метеоспутник DMSP F16 (он дожидался запуска с января 2001 г.). Это была последняя ракета Titan 2. Больше эта модель летать не будет. Поэтому сейчас разрабатывается план дезактивации стартовой площадки SLC-4 West и последующей ее ликвидации.
Конверсионная ракета Titan 2, которая была сделана на базе межконтинентальной баллистической ракеты, с 1988 года тринадцать раз стартовала с этой площадки, и все ее запуски были успешными. Но сейчас введены в эксплуатацию новые мощные ракеты Boeing Delta 4 и Lockheed Martin Atlas 5, поэтому Пентагон отказывается от старых ракет для запуска своих спутников.
Стартовая площадка, с которой взлетали Titan 2, использовалась с 1960-х годов. Теперь она будет сначала законсервирована. Для этих целей ВВС США заключили с компанией Lockheed Martin контракт на 3 млн дол. на ближайшие два года. По этому контракту с площадки будут убраны потенциально опасные системы, в том числе газопроводы высокого давления и оборудование для заправки ракет топливом.
В феврале 2005 г. будет произведен последний запуск ракеты Titan 4 с соседней площадки SLC-4 East, и она также будет законсервирована. А в 2007 г. с обеих площадок будут убраны башни предстартового обслуживания и прочие массивные конструкции. На все это будет потрачено 40 млн дол. Кроме того, еще 180 млн дол. ВВС США потратят на ликвидацию всей остальной инфраструктуры, обслуживавшей военную программу Titan.
Китайская ракета вывела в космос второй китайско-бразильский спутник
Не прошло и недели после успешного запуска первого китайского пилотируемого космического корабля, как в Китае состоялся еще один старт ракеты Long March. 21 октября в 3:16 по Гринвичу с космодрома Тайюань в провинции Шанкси был произведен запуск ракеты Long March 4B, на борту которой был совместный китайско-бразильский спутник CBERS 2 и маленький спутник связи CX-1.
Это второй спутник серии CBERS (China-Brazil Earth Resources Satellite), предназначенной для наблюдения за поверхностью земли в интересах сельского хозяйства, картографического и геологического ведомств. Первый спутник этой серии - CBERS 1 - отправился на орбиту в 1999 г.
Через 12 минут после старта спутник CBERS 2 весом 1450 кг был выведен на солнечно-синхронную орбиту высотой 775 км с наклонением 98,5 градусов, где и развернул свои солнечные панели. В течение 2,5 месяцев будут вестись проверки всех систем спутника и калибровка его оборудования, после чего в течение двух лет три его камеры с разрешением 20, 80 и 160 м будут фотографировать поверхность Бразилии и Китая.
О миссии миниспутника CX-1 никаких подробностей не сообщается.
МКС не выжить без денег российского правительства
Радость от встречи экипажа Международной космической станции с космонавтами состыковавшегося со станцией корабля "Союз" была несколько омрачена 20 октября заявлением главы ракетно-космической корпорации "Энергия" Юрия Семенова: положение с финансированием программы МКС катастрофическое, подчеркнул он.
"Я не нагнетал обстановки до этой стыковки, но сейчас я, очевидно, обращусь к Касьянову. РКК "Энергия" выполняет все взятые обязательства, а правительство не выполняет своих обязательств. И я буду просить, чтобы эти обязательства были выполнены", - заявил г-н Семенов. В противном случае, подчеркнул он, "ни о каком продолжении программы речи быть не может, потому что все корабли заморожены".
"У нас нет никаких претензий к "Росавиакосмосу", - отметил глава РКК "Энергия". - Все обязательства, которые брал "Росавиакосмос", выполнены досрочно. Когда случилась беда с "Колумбией", под напором "Росавиакосмоса" было принято решение о том, чтобы правительство выделило дополнительные средства. Было обещано, что второе полугодие будет рассмотрено дополнительно, и будут выделены средства. Но таких средств не поступило".
РКК "Энергия", как заявил г-н Семенов, взяла большие кредиты для строительства кораблей, и эти кредиты корпорации выплачивать нечем. Кроме того, правительство России до сих пор не заплатило за запуск грузового корабля "Прогресс" в августе. По словам главы РКК "Энергия", пока что речь идет о миллионах рублей, а не о миллиардах. "Европейцам и американцам стоит об этом подумать", - считает Юрий Семенов. Он выразил недоумение по поводу позиции американцев, которые, похоже, пытаются остаться в стороне.
Руководство корпорации обязано проинформировать партнеров, что запуск и очередного "Прогресса", и других кораблей для обеспечения программы МКС в 2004 году находится под угрозой срыва, отметил г-н Семенов. "Если средства не поступят в ближайшее время, российская сторона может уйти "с поля", и тогда пострадают и американские, и европейские партнеры, которые вложили в МКС уже миллиарды долларов", - подчеркнул Семенов.
Важность этого заявления главы РКК "Энергия" обусловлена тем, что американские шаттлы пока летать на орбиту не будут, и России в течение года придется обеспечивать функционирование МКС самой.
В то же время, как сообщил первый заместитель генерального директора "Росавиакосмоса" Николай Моисеев, в "Росавиакосмос" уже поступило соответствующее поручение от президента и правительства России, и в настоящее время "идут активные консультации по продолжению участия России в программе МКС". Он заверил, что российская сторона обеспечит работу станции до возобновления полетов шаттлов. Со своей стороны, заместитель главы НАСА Уильям Ридди подчеркнул, что американская сторона "сделает все для возобновления безопасности полетов шаттлов в назначенный срок - осенью 2004 года".
Бюджетные ограничения уже сравнительно давно негативно сказываются на выполнении российской космической программы. По мнению некоторых экспертов, устойчивый экономический рост в России в последние годы пока что не привел к прямо пропорциональному росту ассигнований на нужды освоения космоса.
Первого тайконавта прячут от публики, чтобы не зазнавался
Спустя неделю после триумфального завершения своего полета первый китайский космонавт остается недоступен для прессы. Показавшись один раз на пресс-конференции сразу после окончания полета, Ян Ливей снова ушел в густую тень "государственной тайны", в которой он пребывал вплоть до начала полета. Неизвестно даже, где он находится.
Такая скрытность, пишет Associated Press, объясняется нежеланием китайских властей "выпячивать" роль одного человека в огромном проекте - что противоречит коммунистическим нормам скромности и коллективности.
Даже когда в понедельник китайская государственная пресса объявила, что подполковник Ян Ливей стал полковником, особо подчеркивалось, что это повышение он получил не за 21-часовй полет, а за многолетнюю упорную работу, и что указ о присвоении очередного воинского звания был подписан за несколько дней до полета.
Без всякой иронии государственное агентство Синьхуа называет Ливея "героем на миг". Несмотря на эти "меры предосторожности", добавляет Associated Press, имя Ян Ливея получило широкую известность, а сам он пользуется славой, беспрецедентной для современного Китая, где предпочитают прославлять "павших смертью храбрых" героев (таких, как пилот китайских ВВС, столкнувшийся с беспилотным американским самолетом-шпионом) или - скромных "образцовых тружеников", сантехников и токарей. Дошло до того, что местные власти родного городка Ливея зарегистрировали его имя как товарную марку для местной продукции.
Пока Яна Ливея прячут от публики, телезвездой стал его 8-летний сын, третьеклассник Ян Никан. В школу, где он учится вместе с другими детьми членов отряда космонавтов, приезжало телевидение, и он уверенно отвечал, что ни капельки не боялся за своего папу, потому что знает: китайская техника прочна и надежна.
Искуственный интеллект придет на помощь астрономам
В Университете Экзетера (Великобритания) проведен интересный эксперимент, в ходе которого для анализа фотографий звездного неба применялся так называемый "интеллектуальный агент" (этот термин в кибернетике используется для обозначения программы с элементами искусственного интеллекта).
Основную часть рабочего времени астрономов сегодня занимает просмотр фотографий, сделанных телескопами в автоматическом режиме. Новая система, разработанная в ходе сотрудничества Экзетерского и Ливерпульского университетов, должна в значительной степени автоматизировать и ускорить поиск интересных для астрономов явлений на звездном небе.
Программа, будучи запущенной на нескольких компьютерах, объединенных в сеть, может координировать их работу, таким образом, ускоряя работу по сортировке и анализу поступающих данных астрономических наблюдений.
Система сверяет только что сделанные фотографии с предыдущими сериями снимков того же участка неба и ищет различия между ними. Если обнаружено что-то интересное, система тут же оповещает об этом. Предполагается, что она не только сможет избавить человека от рутинной работы, но и поднять качество наблюдений. Например, человек может легко упустить незначительные периодические изменения яркости звезды, которые свидетельствуют о наличии у нее планетной системы.
В ходе испытаний, проведенных на британском инфракрасном телескопе, расположенном на Гавайях, программа продемонстрировала многообещающие результаты: она сумела обнаружить звездный карлик, новую звезду, имеющую периодические изменения в яркости.
Как сообщается, в ближайшем будущем систему несколько модернизируют, в частности, научат компьютерную программу сигнализировать о сделанных открытиях по сотовому телефону.
Комиссия NASA объявила причину гибели зонда CONTOUR
Американский исследовательский зонд CONTOUR (Comet Nucleus Tour) 3 июля прошлого года отправился исследовать кометы Encke и Schwassmann-Wachmann 3. Предполагалось, что CONTOUR поочередно пролетит на расстоянии 100 км от ядра каждой кометы и проведет исследования химического состава и структуры самих ядер и окружающих их облаков газа и пыли. К ядру кометы Encke он должен был прилететь в ноябре 2003 г., а к комете Schwassmann-Wachmann 3 - в июне 2006 г.
Сначала все шло нормально: 3 июля 2002 г. зонд был успешно выведен на околоземную орбиту, на которой он должен был находиться до 15 августа. Затем должен был включиться собственный двигатель зонда, после чего CONTOUR должен был перейти на околосолнечную орбиту. Однако после этого маневра связь с зондом была потеряна, а на следующий день 16 августа в некоторые наземные телескопы в том районе, где должен был находиться CONTOUR, были замечены три отдельных объекта. Скорее всего, это были обломки зонда. Однако, попытки связаться с ним предпринимались вплоть до 20 декабря 2002 г., но все было тщетно, и CONTOUR был объявлен потерянным.
Больше года созданная в NASA комиссия расследовала этот инцидент. Понятно, что перед специалистами стояла довольно трудная задача, так как у них имелись лишь данные телеметрии. Рассматривалось несколько версий случившегося: разрушение конструкции зонда, авария его твердотопливного ракетного двигателя зонда, столкновение с космическим мусором и потеря динамического контроля над зондом.
На днях комиссия представила свой отчет. В нем наиболее вероятной причиной потери зонда названо разрушение его конструкции при включении двигателя. То есть зонд попросту не выдержал рывка и развалился. Опять же повторим, что эта причина считается наиболее вероятной, так как исследовать обломки зонда (если таковые вообще существуют) не представлялось возможным. Но сбрасывать со счетов столкновение с каким-нибудь космическим обломком тоже нельзя, хоть и вероятность такого события крайне мала.
"Морской старт" перебирается на сушу
Образованный в 1995 г. консорциум Sea Launch, в который входят американская корпорация Boeing, норвежская компания Kvaerner Group, российская РКК "Энергия" и украинское СКБ "Южное"/ПО "Южмаш", к настоящему моменту произвел 10 успешных коммерческих запусков спутников с помощью ракет "Зенит", стартующих с плавучей платформы Odyssey (и один запуск был неудачным).
Эта платформа, портом приписки которой является Лонг-Бич (шт. Калифорния), для запуска ракет устанавливается в акватории Тихого океана на экваторе в точке с координатой 154 градуса западной долготы. Последний такой запуск состоялся 1 октября, когда на геосинхронную орбиту был выведен коммерческий спутник связи Galaxy 13 весом 4120 кг.
Но, по всей видимости, доходов от "морских стартов" не хватает, и руководство Sea Launch решило "выбираться на сушу", не отказываясь при этом от тихоокеанского плавучего космодрома. Наземной стартовой площадкой для Sea Launch будет космодром Байконур. Это совместный проект Sea Launch и российской компании Space International Services (SIS) по запуску спутников "средней тяжести". Называться он будет Land Launch ("Наземный старт"). С Байконура будут стартовать те же ракеты "Зенит", которые смогут выводить на геосинхронные орбиты спутники весом до 3,5 тонн (то есть, более легкие, чем при старте с экватора). Соответствующая инфраструктура для запусков ракет "Зенит" на Байконуре уже имеется, так что затраты на подготовку будут сведены к минимуму. Предполагается, что первый наземный запуск "Морского старта" состоится в четвертом квартале 2005 г.
|