Покорим Бесконечность Вместе!!!
Земля - колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели! (К. Э. Циолковский)
Проект Освоения Космоса


Мировые космические новости

28 октября 2003 г.

Содержание

На космодроме на мысе Канаверал установлены дополнительные камеры

Спускаемый аппарат "Союз" благополучно приземлился

Американский зонд Gravity Probe B собирается проверить теорию относительности Эйнштейна

Космонавты перепутали кнопки и развернули МКС на орбите

В следующем китайском корабле полетят два тайконавта

Экипаж шаттла Columbia мог спасти Atlantis

"Космическая связь" создаст систему мониторинга космических аппаратов

Intelsat разжился спутниками



На космодроме на мысе Канаверал установлены дополнительные камеры

Комиссия, расследовавшая причины катастрофы "шаттла" Columbia, выдала довольно длинный список рекомендаций, которые NASA необходимо выполнить для обеспечения безопасности будущих полетов "шаттлов". В этом списке есть и требование обеспечить качественную фото- и видеосъемку "шаттлов" от момента старта до отделения топливного бака.

Во исполнение этого требования на территории космодрома на мысе Канаверал уже установлены дополнительные мини-обсерватории с камерами. Раньше там было 13 наземных камер, а теперь к ним добавились еще 10.

В январе этого года во время взлета того самого "шаттла" Columbia только одна из имевшихся наземных камер зафиксировала удар по крылу куска обледеневшей теплоизоляционной пены, который произошел на 81 секунде полета. Но плохое качество полученного изображения не позволило инженерам NASA осознать всю серьезность этого инцидента, и поэтому не было предпринято никаких мер, которые могли бы предотвратить катастрофу.

Теперь же, установив новые наземные камеры, NASA рассчитывает получить с их помощью изображения приемлемого качества всех поверхностей "шаттла" как минимум под тремя разными углами в период с момента старта "шаттла" до отделения двух твердотопливных ускорителей. Для съемки будут использоваться видеокамеры трех типов: "ближнего диапазона" для съемки с момента старта до 57 секунды полета, "среднего диапазона" для съемки от 57 до 110 секунды полета и "дальнего диапазона", которые будут снимать "шаттл" вплоть до 165 секунды полета.

В камерах "дальнего диапазона" система наведения может изменять фокусное расстояние вплоть до 10 м. Как сообщается, один такой объектив стоит 400 тыс. дол. Следует также отметить, что старые камеры вели съемку с частотой 60 кадров в секунду, а новые будут делать это со скоростью 100 кадров в секунду.

Кроме видеокамер съемку будут вести и фотокамеры. Причем к традиционным фотокамерам будут добавлены цифровые фотокамеры высокой четкости. Их изображения не обладают такой же резкостью как у пленочных фотокамер, но они более быстродействующие и надежные. К тому же для получения цифровых снимков потребуется не больше часа, а на проявку пленок обычно уходило от 24 до 30 часов.


Спускаемый аппарат "Союз" благополучно приземлился

Спускаемый аппарат "Союз ТМА-2" с экипажем МКС в составе россиянина Юрия Маленченко, американца Эдварда Лу и испанца Педро Дуке благополучно приземлился в 38 километрах южнее города Аркалык на территории Казахстана, сообщает РИА "Новости".

Капсула найдена космоспасателями, люк открыт и космонавты вынесены на свежий воздух. По словам одного из сотрудников федеральной Службы поиска и космического спасания, посадку все члены экипажа перенесли нормально. В настоящее время они привыкают к земному притяжению и готовятся к перелету в Астану, откуда вечером Маленченко, Лу и Дуке отбудут в подмосковный Звездный городок.

Россиянин и американец составили седьмую постоянную экспедицию международной космической станции, пробыв на орбите ровно полгода. Испанец, бывший членом пятой экспедиции, находился на МКС 10 дней.

В настоящее время на станции остаются астронавт NASA Майкл Фоэл и космонавт-испытатель РКК "Энергия" Александр Калери. В космосе они проведут около 200 суток.


Американский зонд Gravity Probe B собирается проверить теорию относительности Эйнштейна

Теорию относительности Эйнштейна, описывающую пространственно-временные закономерности любых физических процессов, проверять экспериментально пытались уже неоднократно, и опровергнуть ее еще никому не удалось. Очередной проверкой этой теории будет заниматься американский зонд Gravity Probe B, который 6 декабря должна вывести в космос ракета Boeing Delta 2.

Этим проектом занимается космическое агентство NASA. Зонд Gravity Probe B должен занять полярную орбиту высотой около 640 км, где он в течение 16 месяцев будет заниматься измерением того, как пространство и время искривляются в присутствии Земли и как вращение Земли "увлекает за собой" пространство и время. Понятно, для таких исследований требуются очень тонкие измерения. В данном случае планируется измерять малейшие изменения направления оси вращения четырех гироскопов, которые установлены на зонде Gravity Probe B.

Возможно, этот проект позволит узнать что-то новое о пространственно-временном континууме, но может оказаться и так, что он породит больше вопросов, чем ответов.


Космонавты перепутали кнопки и развернули МКС на орбите

Во время подготовки корабля "Союз ТМА-2" к спуску с орбиты космонавты по ошибке запустили двигатели, что привело к развороту Международной космической станции (МКС) на 25 градусов, передает агентство РИА "Новости".

Как сообщил заместитель генерального конструктора корпорации "Энергия" Валерий Рюмин, запуск двигателей мог произойти только из-за того, что при проверке систем корабля кто-то из членов экипажа откинул страховочную крышку и нажал одновременно две кнопки управления двигателями. По словам Рюмина, для возвращения станции в нужное положение пришлось потратить значительное количество топлива.

Ошибка экипажа не повлияла на спуск "Союза". Во вторник в 5:40 по московскому времени космонавты - россиянин Юрий Маленченко, американец Эдвард Лу и испанец Педро Дуке - благополучно приземлились в 38 километрах южнее города Аркалык на территории Казахстана.

По словам Рюмина, самочувствие космонавтов нормальное. В целом как российская сторона, так и европейские и американские партнеры довольны тем, как прошла посадка.

Работу на МКС продолжает восьмая постоянная экспедиция в составе астронавта NASA Майкла Фоэла и российского космонавта Александра Калери. Они прибыли на станцию 20 октября на корабле "Союз ТМА-3". Продолжительность их миссии - 200 суток.


В следующем китайском корабле полетят два тайконавта

Недавно Китай осуществил запуск на орбиту своего первого пилотируемого космического корабля. Первый китайский тайконавт Ян Ливей на корабле Shenzhou 5 15-16 октября в течение 21 часа совершил 14 витков вокруг Земли. После этого успешного полета руководители китайской космической программы объявили, что запуск следующего пилотируемого корабля Shenzhou состоится через полтора-два года.

Теперь проясняются и другие подробности. По словам одного из ведущих конструкторов китайской ракеты-носителя Long March, на борту следующего корабля Shenzhou 6 будет, скорее всего, уже два тайконавта. Он подчеркнул, что мощности ракеты Long March 2F будет для этого вполне достаточно, она вынесет и троих без какой-либо модернизации.


Экипаж шаттла Columbia мог спасти Atlantis

Первого февраля 2003 года Columbia, самый старый из американских космических челноков, взорвалась при вхождении в атмосферу. Все семеро членов экипажа погибли. К великому удивлению специалистов, причиной трагедии, установленной комиссией под руководством отставного адмирала Гарольда Гемана, стал обычный кусочек изоляционной плитки весом в 750 г и длиной в 50 см.

Анализ многочисленных пленок, отснятых вокруг стартовой площадки, показал, что через 81,9 секунды после запуска этот фрагмент, отвалившийся от большого топливного бака, ударил по левому крылу челнока. Этого оказалось достаточно для образования 15-сантиметровой пробоины в одной из композитных панелей, защищающих ребро обтекания крыла.

Если бы лица, отвечавшие за полет, вовремя осознали опасность, которая исходила от этого небольшого фрагмента обшивки, спасение семерых астронавтов могло бы быть осуществлено по другому сценарию, пишет издание Le Figaro (перевод на сайте Inopressa.ru).

Первый этап: Хьюстон немедленно приказывает экипажу Columbia выйти в пространство для осмотра левого крыла челнока. Два астронавта в скафандрах, Майкл Андерсон и Дэвид Браун, должны провести беспрецедентную операцию: спуститься вдоль дверей отсека и достичь края крыла.

К счастью, от раскрытого отсека нижнюю поверхность крыла отделяет всего метр. Держась руками за дверь, один из астронавтов служит опорой для своего коллеги, который держится за него, чтобы спуститься для осмотра ребра обтекания крыла. Каждую секунду астронавты связываются с челноком по кабельной связи. Операция поистине акробатическая, но тесты, проведенные астронавтами NASA в хьюстонской виртуальной лаборатории, показывают, что она не так уж и трудна.

Как только Хьюстон узнает о серьезности повреждения термозащитной композитной панели, руководители полета поручают своим коллегам из космического центра имени Кеннеди во Флориде незамедлительно готовить челнок Atlantis. Начинается сумасшедшая гонка: Atlantis должен стартовать прежде, чем Columbia начнет испытывать недостаток кислорода.

По стечению календарных обстоятельств, на четвертый день полета, 19 января 2003 года этот челнок стоял в ангаре почти готовым к старту. Его главный топливный резервуар с двумя большими пороховыми бустерами по бокам, уже был приведен в вертикальное положение.

Работая 24 часа в сутки, можно извлечь челнок из ангара за одиннадцать дней вместо пятнадцати и установить его на стартовую площадку не нарушив обычных мер безопасности. Atlantis мог стартовать уже 10 февраля, что соответствовало бы 26-му дню полета Columbia.

По плану автономный орбитальный полет Columbia должен был длиться максимум 21 день - до 5 февраля. Главным ограничивающим фактором для длительности нахождения на орбите является необходимость удаления углекислого газа, выдыхаемого экипажем. Эту функцию выполняют 68 капсул с гидроксидом лития (LiOH), которые поглощают CO2. Но при экономии гидроксида лития астронавты, ограничив до минимума свою физическую активность или терпя несколько повышенное содержания углекислого газа в воздухе (3,5 вместо 2%) в течение нескольких дней, могли бы продлить полет до 30 суток, то есть до 15 февраля. Это создало бы временной запас на случай технической задержки с запуском второго челнока, а таковые случаются не так уж редко.

В лучшем случае Atlantis стартует 10 февраля из Флориды с пустым отсеком и с экипажем, сокращенным до 4 человек, - двумя пилотами и двумя специалистами в скафандрах, которым предстоит работать в открытом космосе. Погодные условия в центре имени Кеннеди позволяют осуществить запуск без проблем. Менее чем за сутки Atlantis приближается к Columbia, и два челнока осуществляют близкий контакт.

Французский астронавт Жан-Франсуа Клервуа, уже трижды летавший на американских челноках, считает такой маневр вполне осуществимым: "Пилотов готовят к таким встречам на орбите, будь то встреча со спутником, вроде Hubble, или с орбитальной станцией, вроде "Мира" или МКС. Хорошо подготовленный пилот может вести челнок вблизи от другого объекта часами - здесь необходимо только внимание".

Пока пилоты удерживают челноки один напротив другого, двое астронавтов в скафандрах переходят из Atlantis на борт Columbia. В тамбуре последней они оставляют скафандры для экипажа, а также дополнительные капсулы с гидроксидом лития. Затем экипаж Columbia, не все из которого были обучены совершать выходы в скафандрах, выходят из тамбура по двое и их коллеги помогают им перейти в тамбур Atlantis.

Этот маневр также не очень труден, но занимает много времени, и никто не имеет права на ошибку. При возвращении на Землю присутствие на борту 11 астронавтов вместо семи, как бывает обычно, не должно было составить особых проблем. Покинутая экипажем Columbia была обречена на то, чтобы упасть на Землю и разрушиться при вхождении в атмосферу.

Думая о будущем, NASA, однако, не рассчитывает на возможности спасательного челнока, который нужно будет держать в постоянной готовности к старту. Агентство предпочло такому варианту разработку новых методик ремонта поврежденного корабля силами самого экипажа.


"Космическая связь" создаст систему мониторинга космических аппаратов

ФГУП "Космическая связь" (ГП КС) и компания Syrus Systems заключили контракт на разработку, создание и ввод в эксплуатацию автоматизированной системы мониторинга и измерения (АСМИ) параметров бортовых ретрансляционных комплексов космических аппаратов (КА) типа "Экспресс-AM" для наземного комплекса управления ГП КС. Как сообщает пресс-служба ГП КС, АСМИ предназначена для проведения орбитальных измерений и мониторинга параметров стволов КА в C и Ku диапазонах. Центр управления системы будет размещен в г.Москва в техническом центре ФГУП "Космическая связь", а измерительные пункты на ЦКС "ДУБНА" (г.Дубна) и ЦКС "Железногорск" (г.Красноярск). Центр управления будет объединен с измерительными пунктами волоконно-оптическими и спутниковыми линиями связи.

Система будет построена на базе аппаратно-программного комплекса фирмы Alcatel Space. Управление измерительными станциями и высокочастотным оборудованием будет осуществляться на базе аппаратно-программного комплекса, разработанного компанией Syrus Systems. В рамках реализации проекта компания Syrus Systems поставит антенное и радиочастотное оборудование для измерительных станций, а также проведет строительные и монтажные работы.


Intelsat разжился спутниками

Оператор спутниковой связи Intelsat выиграл тендер на покупку 5 спутников обанкротившегося производителя и оператора космических аппаратов Loral Space & Communications. Стоимость сделки составляет $1,1 млрд. Предложение Intelsat на $100 млн превысило сумму заявки корпорации EchoStar Communications.

Руководство Loral надеется, что продажа спутников поможет реорганизовать компанию и сократить ее долги, которые на сегодняшний день составляют $2,1 млрд. В ближайшие планы Loral входит реорганизация оставшейся сети из пяти спутников, которые работают на Южную Америку, Европу и Азию.



Нас считают