3 ноября 2003 г.

МКС отметила три года своей "обитаемой" жизни

Китай вложит в проект спутниковой навигационной системы Galileo 200 млн евро

Вновь найденный астероид Гермес подлетает к Земле

Индия инвестирует $300 млн. в проект "Галилео"

На Землю падают обломки кометы Энки

Зонд Cassini записал "звук" солнечного шторма

МКС отметила три года своей "обитаемой" жизни

в

Вчера 2 ноября Международная космическая стация (МКС) отметила своеобразную годовщину: 3 года назад 2 ноября 2000 г. в ней поселился первый долговременный экипаж. Командир экипажа американский Уильям Шеперд и два российских космонавта бортинженеры Юрий Гидзенко и Сергей Крикалев прибыли на станцию на корабле "Союз", стартовавшем на одноименной ракете с Байконура.

С тех пор на станции побывало уже семь долговременных экипажей, которые работали там в течение 4-6 месяцев. Несмотря на катастрофу "шаттла" Columbia и последовавшей за ней отмены полетов всех "шаттлов" (а именно они возили экипажи на МКС), станция ни дня не оставалась необитаемой. Просто теперь доставка и возвращение экипажей, урезанных с трех до двух человек, производятся с помощью российских кораблей "Союз".

Совсем недавно на станцию прибыл восьмой экипаж - американец Майкл Фоул и российский космонавт Александр Калери. Им предстоит в течение ближайших шести месяцев поддерживать МКС в работоспособном состоянии и проводить научные эксперименты, в числе которых есть и российский эксперимент ПИЛОТ, цель которого - определить изменения в продуктивности работы экипажа во время длительного космического полета.

Китай вложит в проект спутниковой навигационной системы Galileo 200 млн евро

На прошлой неделе Евросоюз и Китай подписали соглашение о финансовом участии последнего в проекте строительства европейской спутниковой навигационной системы Galileo. В соглашении не указана сумма, которую Китай должен будет внести в кассу этого проекта, но по словам Клауса Эбермана (Klaus Ebermann), главы делегации Еврокомиссии, которая приехала в Китай для заключения соглашения, она составит как минимум 200 млн евро.

Напомним, что навигационная система Galileo создается общими усилиями Евросоюза и Европейского космического агентства. Общие затраты на ее разработку и создание должны составить порядка 3,2-3,3 млрд евро, а после ее ввода в эксплуатацию, который намечен на 2008 г., операционные расходы будут составлять около 220 млн евро в год. Предполагается, что система Galileo станет сильным конкурентом нынешней американской спутниковой навигационной системы GPS (Global Positioning System).

Система Galileo будет состоять из 30 спутников (27 рабочих и 3 резервных) и двух наземных центров управления. Эта система должна будет обеспечивать навигационными данными любых гражданских пользователей (основные клиенты системы GPS все-таки американские военные), передвигающихся на самолетах, морских кораблях, автомобилях и просто пешком. Причем точность определения местонахождения пользователя будет выше, чем в системе GPS. GPS предоставляет гражданским пользователям информацию об их местонахождении с точностью до 100 м, а военным - с точностью до 22 метров. Но контролирует систему GPS Пентагон, который в любой момент может отключить всех гражданских клиентов.

Вновь найденный астероид Гермес подлетает к Земле

Астероид Гермес имеет довольно любопытную историю. Он был открыт 28 октября 1937 г. астрономом из Гейдельбергского университета Карлом Рейнмусом, который и назвал его Гермесом. Однако, он смог наблюдать этот астероид всего пять дней, после чего телескоп Гейдельбергского университета уже не смог различить это небольшое космическое тело. Астероид был, таким образом, потерян, и его официальное название 1937 UB вычеркнули из астрономических каталогов.

Обнаружили Гермес совсем недавно - 15 октября этого года. И, как это водится, совершенно случайно: на снимках телескопа Catalina Schmidt, установленного в обсерватории Lowell в Аризоне, был обнаружен "новый" космический объект, и расчеты показали, что это - старый астероид Гермес, немного изменивший свою орбиту после нескольких пролетов мимо Земли и Венеры. Дальнейшие наблюдения показали, что Гермес к тому же является двойным астероидом, фрагменты которого, размером около 400 м каждый, расположены очень близко друг к другу.

Выяснилось также, что за прошедшие 66 лет Гермес еще 4 раза приближался к Земле - в 1942, 1954, 1974 и 1986 г., но оставался незамеченным. По расчетам, он пересекает орбиту Земли дважды в течение 777 дней.

Ну а завтра 4 октября Гермес в очередной раз пролетит мимо Земли. Правда, не очень близко: на расстоянии около 7,2 млн км. Но его можно сейчас наблюдать в 8-дюймовый любительский телескоп, так как его звездная величина сейчас равна 13. Гермес движется со скоростью около 5° в день в западной части неба (быстрее него сейчас могут передвигаться по небу только искусственные спутники Земли).

Индия инвестирует $300 млн. в проект "Галилео"

Индия намерена инвестировать 300 млн долларов в проект Европейского космического агентства "Галилео", предусматривающий запуск и размещение на орбите к 2008 году 30 спутников различного назначения, в первую очередь, навигационного.

Ранее о готовности инвестировать в европейский космический проект $200 млн. объявил Китай.

На Землю падают обломки кометы Энки

Наша планета проходит через мощный метеоритный поток, возникший в результате взрыва кометы Энки. Как сообщила "Интерфаксу" заведующая отделом космической астрометрии Российской академии наук Лидия Рыхлова, в субботу поток Таурид достиг пика своей активности.

По ее словам, "звездный дождь" из Таурид наблюдается ежегодно, его интенсивность достигает до 30 падающих метеоритов в час. Тауриды движутся к Земле со стороны созвездия Тельца, от которого поток и получил название.

Рыхлова также отметила, что до конца осени с Земли можно будет наблюдать ряд других интересных астрономических явлений. В частности, в середине ноября планета пройдет через метеорный поток Леонид - наиболее молодого и регулярного из всех известных метеорных потоков.

"Пик активности потока попал на середину ноября прошлого года, в этом году поток несколько ослабел, но все же его можно будет наблюдать с Земли ", - сказала Рыхлова.

Зонд Cassini записал "звук" солнечного шторма

Как известно, американский исследовательский зонд Cassini направляется сейчас к Сатурну и 1 июля 2004 г. он должен выйти на орбиту этой планеты. Но на прошлой неделе Cassini поучаствовал в довольно необычном эксперименте. 28 октября он записал звук, сопровождавший один из самых мощных солнечных штормов за последние несколько десятилетий. Точнее, Cassini записал радиоволны, излучаемые электронами, которые были выброшены с поверхности солнца вместе с огромной массой других заряженных частиц.

Эти радиоволны, распространяющиеся со скоростью света, достигли Cassini через 69 минут после вспышки, а Cassini сейчас находится на расстоянии около 1,24 млрд км от Солнца. Запись, сделанную Cassini, можно прослушать здесь. Полученный звук похож на щелчки телеграфного аппарата, за которыми следует шум реактивного двигателя. Запись была сделана с помощью имеющегося на Cassini прибора для детектирования радио- и плазменных волн.