6 ноября 2003 г.

Теперь наша ближайшая соседка - галактика Большого Пса

Вместо Ariane 5 полетит ракета "Зенит"

В ночь с 8 на 9 ноября состоится полное лунное затмение

Китайцы на Луну не полетят

Космический аппарат NASA достиг границ Солнечной системы

Подписание соглашения о запусках ракет "Союз" с космодрома Куру откладывается

Теперь наша ближайшая соседка - галактика Большого Пса

До недавнего времени ближайшей галактикой-соседкой для нашего Млечного Пути считалась карликовая галактика Стрельца (Sagittarius), открытая в 1994 г. Она находится на расстоянии 75 тыс. световых лет от нашей солнечной системы. Однако, оказалось, что у Млечного Пути есть еще более близкая соседка. О ее открытии на днях объявила международная группа астрономов, работавших по проекту 2MASS (Two-Micron All Sky Survey). Цель этого проекта - поиск с помощью ИК-телескопа холодных звезд, которые не видны в оптический телескоп из-за скрывающих их облаков пыли.

Но как оказалось, облака межзвездной пыли Млечного Пути скрывают целую галактику, правда, очень небольшую (по сравнению с нашим Млечным Путем). Ее масса всего лишь в миллиард раз превышает массу Солнца. Она находится в направлении созвездия Большого Пса, поэтому она получила такое же название - галактика Большого Пса. Расстояние от нее до центра Млечного Пути составляет 42 тыс. световых лет, а от нашей солнечной системы она еще ближе - 25 тыс. световых лет.

Галактика Большого Пса совсем не похожа на нашу. Во-первых, в ней намного меньше звезд. Во-вторых, наш Млечный Путь уже оторвал от нее часть звезд и в процессе собственного вращения растащил их по диску. Красные полосы на рисунке вверху соответствуют расположению "украденных" звезд галактики Большого Пса, а сама эта галактика представляет собой светлое пятнышко на красной полосе в левой части рисунка (а наша солнечная система - это светлое голубое пятнышко, которое находится слева вверху от большого яркого центра Млечного Пути). На этом рисунке видно, что часть звезд Большого Пса образовали кольцо вокруг диска Млечного Пути. Этот процесс поглощения звезд Большого Пса продолжается, и рано или поздно Млечный Путь "съест" свою ближайшую соседку, добавив к собственному весу еще около 1%. Точно так же Млечный Путь потихоньку поедает и галактику Стрельца, масса которой примерно в 10 тыс. раз меньше, чем у нашей галактики.

Вместо Ariane 5 полетит ракета "Зенит"

Спутник DirecTV 7S, который предназначается для работы в системе прямого спутникового вещания, изначально планировалось вывести на орбиту с помощью ракеты Ariane 5, стартовая площадка которой находится на космодроме Куру во Французской Гвиане. Однако недавно было принято решение поменять ракету-носитель. Вместо Ariane 5 упомянутый спутник будет выводить на орбиту ракета "Зенит", которая в первом квартале 2004 г. должна стартовать с плавучей платформы Odyssey, установленной на экваторе в акватории Тихого океана.

Как сообщается, замена ракеты связана с задержками в постройке спутника DirecTV 7S и подготовке его к запуску, поэтому предназначавшуюся ему ракету отдали под один исследовательский космический зонд. Причем замена ракеты-носителя была произведена в соответствии с соглашением, подписанным в июле 2003 г. компаниями Arianespace, Boeing Launch Services и Mitsubishi Heavy Industries об обмене запусками между ракетами Ariane, "Зенит" и H-2A.

В ночь с 8 на 9 ноября состоится полное лунное затмение

Совсем скоро мы сможем стать свидетелями лунного затмения, которое можно будет наблюдать на всех континентах за исключением Австралии. Произойдет это в ночь с 8 на 9 ноября.

Как известно, Луна светит не собственным светом, а отраженным светом Солнца. При движении Луны вокруг Земли, а Земли вокруг Солнца, Земля иногда загораживает Луну от Солнца, то есть Луна оказывается в тени, отбрасываемой Землей. Такое явление и называется лунным затмением.

Тень Земли начнет наползать на лунный диск ночью 9 ноября в 3:32 по московскому времени. Через некоторое время вместо полной Луны на небе останется небольшой серп, а в 5:06 и он исчезнет. В течение 25 минут тень Земли будет полностью закрывать Луну, но ее диск не будет полностью темным из-за того, что часть света солнца, преломившись в атмосфере Земли, все-таки попадает на поверхность Луны. Ну а в 5:31 на небосводе вновь появится светящийся лунный серп, только изогнутый в другую сторону. А к 7:04 все затмение закончится и луна полностью выйдет из тени Земли.

Китайцы на Луну не полетят

Руководство космической программы Китая заявило о трех задачах, которые должна решить китайская космическая отрасль в ближайшие годы. В списке фигурируют стыковка на орбите двух космических кораблей, выход китайского космонавта в открытый космос и постройка космической станции. Последний пункт планируется выполнить в течение ближайших 10 лет, хотя ничего пока не говорится о том, будет ли эта станция постоянно обитаема.

Таким образом, отправлять человека на Луну Китай в обозримом будущем не собирается. Хотя за Луну китайцы, вроде бы, собираются взяться всерьез. Например, недавно было объявлено о планах через 3-5 лет отправить на орбиту Луны автоматический исследовательский зонд. Причем, судя по всему, он будет не один. Сначала Китай собирается составить трехмерную карту Луны и провести химический анализ элементов ее поверхности. Затем планируется отправить на Луну спускаемый аппарат с приборами для исследования лунного грунта. Ну а на последнем этапе лунной программы автоматический зонд должен совершить посадку на Луне, взять образцы грунта и доставить их на Землю.

Космический аппарат NASA достиг границ Солнечной системы

Космический аппарат Voyager 1, запущенный американским аэрокосмическим агентством (NASA) 26 лет назад, достиг границ Солнечной системы и, возможно, вошел в межзвездное пространство, сообщает Reuters.

На состоявшемся в среду в штаб-квартире NASA брифинге представитель агентства Эдвард Стоун (Edward Stone) сообщил, что в настоящий момент Voyager 1 находится примерно в 12 миллиардах 800 миллионах километрах (8 миллиардах миль) от Земли, что составляет 90 расстояний от нашей планеты до Солнца. Таким образом, космический аппарат стал первым объектом, сделанным руками человека, улетевшим на подобное расстояние от планеты.

Известно, что на борту Voyager 1 имеется золотой диск с приветствием представителям внеземных цивилизаций, картинками и всевозможной информацией о планете Земля.

Эксперты NASA отмечают, что аппарат все еще посылает сигналы на Землю, но в скором времени связь с кораблем может быть потеряна навсегда из-за огромной удаленности. Тем не менее, Стоун заявил, что пока Voyager 1 окончательно не покинет пределы Солнечной системы, связь с ним не сможет разорваться. По оценкам ученых сигналы аппарата будут поступать еще до 2020 года.

Однако на том же брифинге представители лаборатории прикладной физики Университета Джона Хопкинса обнародовали противоположные данные. По их расчетам Voyager 1 уже первого августа 2002 года покинул Солнечную систему и вошел в межзвездное пространство.

Подписание соглашения о запусках ракет "Союз" с космодрома Куру откладывается

Двустороннее соглашение Российского авиакосмического агентства (Росавиакосмос) и Министерства науки Франции о допуске российских ракет-носителей (РН) "Союз" к запускам с космодрома на о.Куру (Французская Гвиана) в 2003 г. подписано не будет, сообщил сегодня РБК сотрудник пресс-службы Росавиакосмоса Константин Крейденко. Ранее вице-премьер РФ Борис Алешин заявлял, что данное соглашение будет подписано 5 ноября 2003 г. Однако Европейское Космическое Агентство (ESA) решило, что перед подписанием соглашения должен быть утвержден план финансирования данного проекта. Расширенное заседание ESA с соответствующей повесткой дня намечено на 3-5 декабря. Несмотря на задержку в подписании соглашения, оно обязательно будет подписано в 2004 г., отметил К.Крейденко.

Ранее ESA уже заявляло о намерении до конца 2005 г. инвестировать $295 млн. в модернизацию космодрома Куру для запусков РН "Союз". В соответствии с обнародованными планами, половину необходимой суммы должна была выделить компания Arianespace, ведущая разработку космической техники и предоставляющая услуги по выводу на орбиту спутников. Вторую половину средств - ESA, причем 50% в этих платежах составит доля Франции.

Как отметили в пресс-службе, запуск ракет с французского космодрома экономически выгоднее, чем старты с Государственного космического космодрома Байконур (Казахстан), поскольку Куру расположен недалеко от экватора, на северо-востоке Южной Америки. Предполагается, что первый запуск РН "Союз" с космодрома Куру состоится в начале 2006 г.