13 ноября 2003 г.

Спутник Cryosat для исследования льдов полетит на ракете "Рокот"

Млечный Путь в гамма-лучах

На Луне не удастся построить земные колонии

Европе не хватило денег на космос

Четыре основных задачи лунного проекта Китая

На Интернет-аукцион eBay выставлен запуск микроспутника

Спутник Cryosat для исследования льдов полетит на ракете "Рокот"

Осенью 2004 г. на космодроме Плесецк должен состояться очередной коммерческий запуск ракеты "Рокот". Она должна будет вывести на полярную орбиту спутник Cryosat, принадлежащий Европейскому космическому агентству. Этот спутник был разработан и построен компанией EADS Astrium, а сейчас он проходит функциональные испытания во Фридрихсхафене (Германия). Весной будущего года CryoSat перевезут в Мюнхен для проведения испытаний в смоделированных космических условиях и, если они пройдут успешно, то спутник отправят на космодром.

Основная задача спутника CryoSat провести высокоточные измерения изменений толщины льдов "на суше и на море" в течение как минимум трех лет. Необходимость таких исследований связана с глобальным потеплением климата, из-за которого площадь и толщина ледового панциря Земли существенно сократились. И хотя основные залежи льда на нашей планете находятся в тысячах километрах от обитаемых территорий, эти льды оказывают большое влияние на климат всей территории Земли.

По подсчетам специалистов, толщина льдов в морях и океанах с 1950 г. уменьшилась на 10-15%, а толщина льда в Арктике за последние 20 лет сократилась вообще на 40%. Однако все это довольно грубые оценки, поскольку широкомасштабных исследований толщины льдов еще не проводилось. Этим и предстоит заняться спутнику CryoSat.

Он будет совершать витки вокруг Земли по полярной орбите высотой 720 км и с помощью радарной установки измерять толщину и площадь ледового покрова суши, морей и океанов, причем толщину льда он будет изменять с точностью 1-3 см.

Млечный Путь в гамма-лучах

В октябре прошлого года российская ракета "Протон" вывела на сильно вытянутую эллиптическую околоземную орбиту европейский спутник Integral (International Gamma Ray Astrophysics Laboratory), на котором установлен очень чувствительный гамма-спектрометр. За прошедший год с помощью этого спектрометра была составлена карта нашей галактики Млечный Путь в гамма-диапазоне длин волн. Цель составления такой карты - определить изменения в химическом составе Млечного Пути, которые происходят с течением времени, и попытаться разгадать загадку антиматерии в центре нашей галактики. Вот один из фрагментов этой карты:

Здесь желтоватые пятна соответствуют ярким источникам гамма-излучения, а синие пятна - областям со слабым гамма-излучением.

Млечный Путь образовался около 12 млрд лет назад из облака водорода и гелия. За прошедшие миллиарды лет химический состав нашей галактики стал гораздо более богатым: в недрах звезд в результате реакций термоядерного синтеза образовались все остальные химические элементы. Например, сейчас интенсивное гамма-излучение испускается при распаде радиоактивного алюминия, который распространен по всей нашей галактике. Но как образовался этот алюминий, пока точно неясно. Предполагается, что ответ удастся получить с помощью "гамма-карты" галактики, составленной с помощью гамма-спектрометра спутника Integral.

Астрономы полагают, что наиболее вероятным источником алюминия являются взрывы сверхновых. Так как период полураспада радиоактивного алюминия составляет около миллиона лет, то с помощью "гамма-карты" удастся определить, сколько именно звезд в нашей галактике взорвались как сверхновые за последние несколько миллионов лет. Другим источником алюминия могут также быть красные гиганты и горячие голубые звезды.

Integral составляет также карту гамма-излучения радиоактивного железа. Этот элемент также выбрасывается в космос при взрывах сверхновых. Если окажется, что распределения алюминия и железа совпадают, что это будет доказательством того, что основная часть алюминия в нашей галактике появилась именно в результате взрыва сверхновых.

Кстати, как предполагается, в результате радиоактивного распада алюминия образуется еще и антиматерия. На ее наличие указывает линия "511 кэВ" в спектре гамма-излучения. И спектрометр Integral'а уже зафиксировал огромные массы антиматерии в центре Млечного Пути, причем, как выяснилось, источников антиматерии там много, так как она не сконцентрирована в каком-то одном месте.

Все эти измерения требуют большой точности и проводиться они будут еще как минимум год, чтобы можно было сделать какие-то определенные выводы. А вообще, миссию спутника Integral уже решено продлить до декабря 2008 г.

На Луне не удастся построить земные колонии

Исследования американских ученых ставят под вопрос возможность того, что когда-либо на Луне могут быть построены колонии, сообщает в четверг британский сайт independent.co.uk.

По мнению ученых из Смитсоновского института (Smithsonian Institute), на Луне отсутствуют достаточные запасы льда, что делает невозможным получение из него воды для обеспечения жизнедеятельности возможных поселений человека.

В 1998 году при помощи космического аппарата NASA, были получены сведения, что на полюсах Луны могут находиться от 11 до 330 миллионов тонн льда. Эти данные позволили ученым заняться разработкой концепции построения обитаемых лунных баз, на которых бы использовалась вода, полученная изо льда.

Однако последние исследование поверхности Луны, проведенное группой ученых-радиоасторономов из Смитсоновского института, опровергает такую возможность. C помощью радара они пытались обнаружить плотные ледяные поля толщиной хотя бы более пяти метров в лунных кратерах, в которые никогда не попадает солнечный свет.

Согласно полученным в результате этого исследования данным, опубликованным в ноябрьском номере научного журнала Nature, на Луне лед присутствует или в гранулированном виде, или в виде очень тонких слоев. Запасы льда на спутнике Земли, вероятно, значительно меньше тех, которые предполагались на основании данных, полученных в 1998 году, приходят к выводу ученые.

Доставка космическими кораблями воды на лунные базы, при современном уровне развития технологии, потребует таких затрат топлива, что строительство колоний не удастся осуществить, отмечает independent.co.uk.

Европе не хватило денег на космос

Европейскому космическому агентству (ЕКА) пришлось отказаться от уникальной программы по исследованию Вселенной. Причина банальна - отсутствие средств, ибо осуществление программы обошлось бы агентству в 200 млн. евро, а таких денег у него просто нет.

Более 400 астрономов обратились в ЕКА с просьбой не отменять программу по поиску планет, похожих на Землю, в других солнечных системах, которая была намечена на 2008 год.

Решение отказаться от осуществления проекта был вынужден принять профессор Дэвид Саутвуд (David Southwood), который возглавляет научную программу агентства. По его словам, программа была названа по имени английского ученого Артура Эддингтона и ставила перед собой две задачи. Во-первых, заглянуть внутрь звезд с помощью метода астросейсмологии, как это уже было успешно сделано с нашим Солнцем. "Но самая интересная часть заключается в поиске планет, похожих на Землю, за пределами нашей солнечной системы. Это был бы первый шаг в поиске новой жизни. Увы, шаг этот не состоялся", - сетует г-н Саутвуд.

ЕКА впервые отменило ранее утвержденную космическую программу. Кроме того, было принято решение несколько сократить программу по исследованию Меркурия: с потерей спускаемого аппарата BepiColombo было бы слишком сложно приземлиться на поверхность малоизученной планеты, которая расположена очень близко к Солнцу. Поэтому ЕКА совместно с японским космическим агенством JAXA ограничатся лишь запуском на орбиту Меркурия двух спутников.

Финансовый барьер оказался непреодолимым, и в этом году у ЕКА было несколько неприятных сюрпризов: пришлось отложить до нового года миссию "Розетта" по наблюдению за кометами из-за проблем с ракетой "Ариан", и кроме того, у агентства большие финансовые проблемы, связанные с кризисом основных его европейских доноров.

Европейские политики, по словам Дэвида Саутвуда, с опаской смотрят на космическую программу своих стран. "Политики никак не могут понять, что все вместе европейские страны богаче США и могут позволить себе такую программу. Политики все делают с оглядкой на Америку. А ведь "Эддингтон" - это уникальная европейская программа, и, сворачивая ее, мы оказываемся в несколько унизительном положении", - говорит он.

Профессор Саутвуд считает, что с научной точки зрения это недопустимо. "Я не говорю, что мы должны бросать все деньги на изучение космоса, но совсем не выделять на это средств - это научное преступление. Это отрицание факта, что мы - цивилизованное, развитое и, добавлю, богатое общество", - заявил он.

Четыре основных задачи лунного проекта Китая

После того как Китай отправил в космос своего первого тайконавта в китайской и южно-азиатской прессе активно муссируются дальнейшие космические планы Китая. В число проектов, которые Китай собирается осуществить в ближайшие годы, есть и отправка к Луне в течение ближайших трех лет орбитального исследовательского зонда. Проект этот называется Chang'e I.

Появилась и информация о том, что именно интересует Китай на Луне. Об этом китайскому информационному агентству Синьхуа рассказал научный руководитель этого проекта Оу Янг Зиюань. У первого китайского лунного орбитального зона есть четыре основных научных задачи. Во-первых, ему предстоит составить точную трехмерную карту лунной поверхности и идентифицировать ее основные структуры, их форму, размеры, плотность и распределение по поверхности. На основе этих данных планируется определить возраст поверхности Луны и историю ее формирования, а также выбрать подходящие места для посадки будущего спускаемого лунного зонда и место для лунной базы.

Вторая задача - это составление карты распределения по поверхности Луны 14 химических элементов, в частности титана и железа. К этому же пункту относятся карты распределения по поверхности лунных камней, минералов и геологическая карта поверхности.

Третья цель состоит в определении толщины поверхностного слоя лунного грунта с помощью микроволнового радиометра. На основе этих данных планируется определить возраст поверхности Луны и распределение по ней лунного грунта. Затем, исходя из этой информации, будет проведена оценка перспектив разработки "месторождений" изотопа гелия-3, который можно использовать в качестве топлива для в управляемом термоядерном реакторе. Этот изотоп очень редко встречается на Земле, а его производство очень дорого, поэтому интерес китайцев к лунному гелию-3 вполне понятен.

Четвертая задача - это исследование космической среды между Землей и Луной. Как известно, среднее расстояние между Землей и Луной составляет 380 тыс. км, и Луна находится в дальней зоне хвоста магнитосферы Земли. Так что лунному зонду предстоит еще исследовать солнечный ветер и его взаимодействие с Луной и с хвостом магнитосферы Земли.

В общем, планов громадье, но основной целью, по всей видимости, является гелий-3.

На Интернет-аукцион eBay выставлен запуск микроспутника

На Интернет-аукционе eBay частенько выставляются на торги довольно необычные лоты. К таковым можно причислить и единственный в своем роде лот, предложенный компанией SpaceDev. Она выставила на торги запуск микроспутника. С лотом можно ознакомиться здесь. Торги по нему начались 10 ноября и закончатся 20 ноября.

Победитель аукциона получит разработанную SpaceDev платформу спутника, на которую он сможет установить свою собственную полезную нагрузку, и услуги по запуску этого спутника. Кроме того, победитель сможет назвать эту миссию по своему усмотрению, поучаствовать в проектировании, сборке и тестировании спутника, поприсутствовать при его запуске на космодроме и принять участие в обслуживании спутника на орбите, которое также входит в стоимость. В пакет услуг войдет также страховка запуска. Причем, по заявлению SpaceDev, хозяин сможет управлять этим спутником с портативного компьютера буквально в любой точке земного шара.

Стартовая цена лота - 250 тыс. дол., а кто готов выложить за него 9,5 млн дол., тот будет объявлен победителем аукциона досрочно.

Напомним, что компания SpaceDev уже имеет некоторый опыт спутникостроения. Первый построенный ею спутник CHIPSat (Cosmic Hot Interstellar Plasma Spectrometer) весом 40 кг был выведен в космос 12 января 2003 г. на ракете Delta 2 в качестве дополнительной полезной нагрузки. Его заказчикам этот научный спутник обошелся в 5 млн дол.