14 ноября 2003 г.

В Евросоюзе хотят осуществлять пилотируемые космические полеты

Аппарат Mars Express оправился после солнечных бурь

Премьер РФ: Космос должен стать локомотивом экономики

Радиотелескоп Arecibo не нашел на Луне полярных ледяных шапок

В 1996 и 1998 годах друг за другом исследовательские зонды Clementine и Lunar Prospector нашли на Луне признаки существования обычного водяного льда. Зонд Clementine с помощью своего радара нашел лед на стенке одного из кратеров в окрестностях южного полюса Луны, а Lunar Prospector с помощью нейтронного спектрометра обнаружил на лунных полюсах на глубине около 1 метра довольно много водорода, про который сразу решили, что он находится там в составе замерзшей воды.

Однако недавние исследования поверхности Луны с помощью радиотелескопа обсерватории Arecibo дали совсем другие результаты. Радар этого телескопа не нашел на Луне сколько-нибудь значительного слоя льда на глубине до 5 метров.

Радар телескопа Arecibo исследовал дно лунных кратеров Shoemaker и Faustini, которые находятся в районе южного полюса, кратера Hermite в районе северного полюса и нескольких небольших кратеров, расположенных внутри большого кратера Peary. В этих кратерах есть обширные участки, которые всегда находятся в тени, там и предполагалось найти когда-то замерзшую воду. Но Arecibo ее там не обнаружил.

Правда, ученые, работавшие по этому проекту, не отрицают, что вода в виде льда на Луне вполне может быть, но тогда она существует не в виде толстых связных слоев, а рассеяна в лунном грунте мелкими льдинками. И чтобы найти там воду в таком виде придется отправить на Луну спускаемый аппарат, который сможет взять образец лунного грунта, расплавить его и с помощью масс-спектрометра установить наличие воды.

Лунный зонд SMART-1 уходит все дальше от Земли

Европейский исследовательский зонд SMART-1 отправился к Луне 27 сентября этого года. Это экспериментальный аппарат, и к Луне он летит "экспериментальным" способом. На нем установлен ионный двигатель, тяга которого существенно меньше, чем у ракетных двигателей - всего 0,07 Н, но в условиях космического вакуума он может постепенно разогнать зонд до весьма приличных скоростей.

SMART-1 движется сейчас по эллиптической орбите вокруг Земли, причем с каждым витком большая ось этой орбиты становится все больше и больше. Зонд уже накрутил более 90 витков вокруг Земли, и если в начале максимальное расстояние его от поверхности Земли составляло 656 км, то теперь оно достигло 3624 км. При этом период обращения вокруг Земли увеличился с 10 часов 41 минуты до 12 часов 49 минут.

За время полета ионный двигатель зонда израсходовал 8,2 кг ксенона, что составляет 10% от исходных запасов этого топлива. Причем тяга двигателя оказалась на 1,5-1,8% больше расчетной, так что SMART-1 может долететь до орбиты Луны быстрее, чем ожидалось.

Пока все системы зонда работают нормально, за исключением астронавигатора (но даже если его не удастся реанимировать, на научную программу миссии это не повлияет). Правда, сейчас SMART-1 проходит радиационные пояса Земли, в которых происходит неизбежная деградация солнечных панелей, так что они с каждым днем вырабатывают примерно на 2 Вт мощности меньше. Эта деградация будет продолжаться примерно еще месяц, пока зонд не выйдет за пределы радиационных поясов, и тогда, по расчетам, мощность, вырабатываемая солнечными панелями, будет на 130 Вт меньше, чем начальное значение. Но все это было просчитано заранее, так что оставшейся мощности вполне хватит на работу всех систем зонда.

Россия поможет Индии исследовать Луну

Глава "Росавиакосмоса" Юрий Коптев приветствовал предложение Индии об участии России в индийской программе исследования Луны. Об этом он сообщил сегодня журналистам по итогам обсуждения на заседании правительства РФ вопроса о развитии космической отрасли. По словам Ю.Коптева, форма сотрудничества в данном проекте пока еще не определена, однако наша страна может поделиться с Индией своим опытом в данной сфере. Кроме того, глава "Росавиакосмоса" не исключил возможность предоставления Индии российского научного оборудования

Предложение Дели о совместном исследовании Луны прозвучало в ходе завершившегося накануне визита в Москву премьер-министра Индии Атала Бихари Ваджпаи.

Спутник Envisat запечатлел раскол самого крупного в мире айсберга

Европейский спутник Envisat стал свидетелем последних дней существования самого большого в мире айсберга B-15A в море Росса около берегов Антарктиды. Раньше его длина составляла 160 км, но после недавнего шторма он раскололся на две части. На представленном здесь снимке четко видны довольно широкие трещины между двумя теперь уже отдельными айсбергами.

Айсберг B-15A начал свое существование в марте 2000 г., когда его предшественник еще более крупный айсберг B-15, площадь которого составляла 11'655 кв. км, раскололся на несколько частей. Самую крупную из них и назвали B-15A. Эта стена льда просуществовала 2,5 года, а 7 октября 2003 г. с двух противоположных концов айсберга пошли трещины, и он в итоге раскололся на две части. Большую из них по прежнему будут называть B-15A, а меньшая получила название B-15J.

Кстати, осенью 2004 г. на орбиту должен отправиться европейский спутник CryoSat, который займется исключительно исследованием льдов в приполярных областях, а также в морях и океанах.

В Евросоюзе хотят осуществлять пилотируемые космические полеты

Комиссар Европейского союза по космическим исследованиям Филиппе Бюскен выразил озабоченность развитием космической отрасли в Европе. По мнению Бюскена, для того чтобы Евросоюз мог поспевать за прогрессом в космической отрасли, финансирование космической программы должно расти вдвое быстрее, нежели сейчас. Говоря о возможности создания в ЕС собственной инфраструктуры для осуществления пилотируемых полетов в космос, Бюскен отметил, что важно иметь конкретную программу: "Я лично решительно выступаю за создание собственной инфраструктуры пилотируемой космонавтики". До сих пор европейские космонавты летали в космос на американских или российских кораблях.

Следует отметить, что в настоящее время ЕС не играет большой роли в программе европейских космических исследований. Большую часть работы в этой области ведет Европейское космическое агентство. Оно финансируется непосредственно странами-участниками, минуя структуры Евросоюза. В настоящее время бюджет агентства не превышает 2 млрд. евро в год. ЕС имеет отдельную комиссию по аэрокосмическим исследованиям. Ее бюджет еще скромнее и составляет около 400 млн. евро в год. По мнению Бюскена, ежегодно финансирование должно расти не менее, чем на 4,6% вместо нынешних 2,3%.

Интересно, что высказывания Бюскена не нашли поддержки в Европейском космическом агентстве. Директор агентства Жан-Жак Дорден ясно дал понять, что выступает против участия ЕС в финансировании европейской космической программы. По мнению Дордена, изменение схемы финансирования космическх исследований было бы катастрофой.

Аппарат Mars Express оправился после солнечных бурь

Европейское космическое агентство пережило ряд неприятных моментов, связанных с работой автоматической межпланетной станции Mars Express. Недавние интенсивные вспышки на Солнце привели к временному выходу из строя обоих навигационных приборов аппарата. К счастью, необратимых повреждений вспышки солнечной радиации не нанесли. Через 15 часов навигационная система заработала в штатном режиме. Никаких серьезных поломок в них не обнаружено.

Солнечные вспышки также заставили отложить проведение процедуры тестирования зонда Beagle 2, который должен будет совершить посадку на поверхность Марса. Посадочный модуль изначально разрабатывался устойчивым к радиации, и никаких сбоев в нем солнечные вспышки пока не вызвали. Однако, учитывая, что Mars Express и Beagle 2 достигнут своей цели через полтора месяца, даже небольшая задержка с тестированием зонда оказалась весьма неприятной.

Специалисты Европейского космического агентства также продолжают работу над устранением неполадок в системе энергоснабжения Mars Express. Напомним, что в августе в энергосистеме межпланетной станции произошел обрыв контакта, из-за чего было потеряно около 30% мощности солнечной батареи. Данная неполадка не является фатальной для Mars Express, но число сеансов связи со станцией придется сократить, а установленные на ней приборы перевести в экономичный режим.

В начале декабря Mars Express должен совершить маневр, по окончании которого 19 декабря от станции отстыкуется зонд Beagle 2. Его посадка на Красную планету намечена на 25 декабря. Сама станция, тем временем, выйдет на заданную орбиту вокруг Марса.

Премьер РФ: Космос должен стать локомотивом экономики

"Космическая отрасль должна стать локомотивом в развитии экономики", - заявил премьер-министр РФ Михаил Касьянов, открывая заседание правительства, на котором среди прочих обсуждался вопрос о развитии космической сферы.

По его словам, космос является приоритетом экономической политики и бюджетного финансирования, наряду с образованием, медициной и социальной сферой. По словам Михаила Касьянова, в настоящее время есть сбой в финансировании данной области, поэтому необходимо принять дополнительные меры для того, чтобы космическая сфера осталась приоритетной для России.

В своем выступлении Михаил Касьянов также затронул проблему реформирования оборонно-промышленного комплекса РФ. Так, премьер заявил, что федеральная целевая программа (ФЦП) "Реформирование оборонно-промышленного комплекса России на 2004-2006 гг." исполняется медленно.

По словам Михаила Касьянова, целью данной программы является создание нового облика оборонно-промышленного комплекса, который "может и должен обеспечивать задачи военного строительства". Однако, считает премьер, основной механизм реформирования оборонно-промышленного комплекса, который заключается в создании крупных интегрированных структур, исполняется медленно. Так, за два года реализации программы создано всего лишь 4 таких научно-промышленных комплекса из предусмотренных программой 40.

По мнению г-на Касьянова, необходимо сделать "технические заделы на будущее для концентрации производства и сокращения расходов на создание новых образцов и серийное производство". Вместе с тем, отметил премьер, за два года "сделаны позитивные сдвиги в данной сфере".

В частности, благодаря высоким темпам экономического развития и росту доходов бюджета удалось погасить государственные долги перед предприятиями оборонно-промышленного комплекса. Объемы государственного оборонного заказа ежегодно растут на треть. Увеличиваются также и государственные инвестиции. Однако, по словам Михаила Касьянова, необходимо рассмотреть проблему, связанную с увеличением частных инвестиций в данном секторе.