24 ноября 2003 г.

С "Байконура" стартовала ракета-носитель "Протон" с двумя мощными спутниками связи

Китайский экспериментальный спутник вернулся на Землю

Назван девятый долговременный экипаж МКС

Китай собирается забросить спутник на высоту 67 тыс. км

В этом году метеорный поток Леониды не оправдал ожиданий наблюдателей

251 миллион лет назад метеорит убил 9/10 жизни на Земле

С космодрома Байконур утром 24 ноября успешно стартовала ракета-носитель тяжелого класса "Протон-К" с двумя российскими телекоммуникационными спутниками "Ямал-200". Как сообщили информационному агентству РИА "Новости" в Росавиакосмосе, старт был произведен в 09:22 по московскому времени. Заказчиком пуска выступает российская компания "ГазКом".

По данным информагентства, "Ямалы" двухсотой модели почти вдвое больше и значительно мощнее "Ямала-100", работающего на орбите с сентября 1999 года.

Как сообщил РИА "Новости" представитель РКК "Энергия", космические аппараты, разработанные РКК, состоят из единой базовой платформы "Ямал" и полезной нагрузки - бортовых ретрансляторов. Расчетный срок службы каждого из спутников составляет более 12 лет.

Зона обслуживания телекоммуникационной сети "Ямал" формируется следующим образом: в определенном диапазоне каждый спутник создает два контурных луча - "северный" и "зональный". Первый из них обслуживает территорию России, второй избирательно охватывает всю поверхность Земли.

Земные станции сети "Ямал" позволяют принимать информацию со скоростью до 2,048 Мбит в секунду по магистральным каналам. По словам специалиста РКК "Энергия", благодаря применению новых контурных антенн полезная мощность радиолиний связи перераспределяется более оптимальным образом, чем в случае применения традиционных антенн, формирующих эллиптические лучи.

Китайский экспериментальный спутник вернулся на Землю

3 ноября с космодрома Jiuquan стартовал экспериментальный китайский спутник. Его вывела на орбиту ракета-носитель Long March 2-D, которая взлетела с той же стартовой площадки, что и ракета с кораблем первого китайского космонавта. Экспериментальным был и сам запуск: ракета готовилась к старту в новой железобетонной стартовой башне. Ну а спутник должен был заниматься научными экспериментами и картографической съемкой.

Как было объявлено, программа работы спутника рассчитана на 18 дней, после чего он должен вернуться на Землю. Именно так все и произошло: 21 ноября в 10:04 по местному времени спутник приземлился на территории китайской провинции Сычуань. Какие-либо другие подробности по китайской традиции не сообщаются.

Назван девятый долговременный экипаж МКС

Сейчас на МКС находится восьмой по счету долговременный экипаж Майкл Фоул и Александр Калери. Их дублерами были американец Уильям Макартур (William S. McArthur) и российский космонавт Валерий Токарев. Теперь они названы основным девятым экипажем МКС. В апреле 2004 г. они должны на российском корабле "Союз" отправиться на космическую станцию вместе с астронавтом Европейского космического агентства Андре Койперсом (Andre Kuipers), который проработает на МКС неделю и вернется назад вместе с Фоулом и Калери.

Командиром девятого экипажа будет Макартур (то есть опять американец, ведь командир нынешнего экипажа - Фоул, а обычно русские и американские командиры чередуются), а Валерий Токарев будет бортинженером МКС. Они оба не новички в космосе. Макартур трижды летал на "шаттлах" - в 1993, 1995 и 2000 г., причем его последняя миссия была посвящена монтажу на МКС элемента ее основного каркаса - фермы Z1. За плечами Валерия Токарева один космический полет - в 1999 г. на "шаттле" миссии STS-96, который доставил на МКС различное оборудование и грузы. Теперь им предстоит в течение полугода помимо обслуживания станции, выполнить немало экспериментов по физике Земли, фундаментальной биологии и микрогравитации.

Их дублерами являются американский астронавт Лерой Чао (Leroy Chiao) и российский космонавт Салижан Шарипов, которые, скорее всего, отправятся на МКС будущей осенью.

Китай собирается забросить спутник на высоту 67 тыс. км

Руководство китайской космической программы объявило о том, что до конца этого года в Китае будет произведен запуск спутника на сильно вытянутую эллиптическую орбиту с параметрами 66'970 км на 550 км. Запуск будет произведен ракетой Long March 2C-SM. На такую большую высоту китайские ракеты спутники еще не выводили.

Этот спутник предназначается для исследований магнитного поля и атмосферы Земли. На нем будет установлено оборудование, разработанное и построенное Китайской академией наук и Европейским космическим агентством. Участие последнего определяется соглашением, подписанным в 2001 г.

Этот проект, получивший название "Двойная звезда", предполагает запуск двух спутников-близнецов, но второй будет выведен в космос в первой половине 2004 г.

Эти спутники будут работать вместе с четырьмя европейскими спутниками, которые уже находятся на орбитах. Таким образом, эта шестерка будет исследовать магнитное поле Земли одновременно с шести точек.

В этом году метеорный поток Леониды не оправдал ожиданий наблюдателей

Астрономы прогнозировали на этот год довольно высокую интенсивность метеорного потока Леониды, который обычно посещает Землю каждый год в середине ноября. Правда, в этом году метеорный поток имел два пика 13 и 19 ноября, так что эффект от зрелища, вроде бы, должен был быть двойным.

Однако этого не произошло. А второй пик разочаровал даже тех наблюдателей, у кого были оптимальные условия для наблюдений - нужное месторасположение и безоблачное небо.

По прогнозам жители Северной Америки и Европы должны были увидеть 1-2 "падающих звезд" в минуту. Однако даже счастливчикам удалось насчитать не более 20 метеоров в час. И никто не может сказать, почему так произошло, хотя метеорный поток Леониды всегда плохо поддавался прогнозам. Леониды - это "дальний" хвост кометы Темпеля-Таттла, которая делает один виток вокруг Солнца за 33 года, но Земля пролетает через этот хвост каждый год в ноябре. Возможно, Земля в этом году промахнулась мимо относительно плотной части хвоста этой кометы, либо попала в ту его часть, где метеорные частицы были слишком мелкие. Может быть, в следующем году зрелище будет более эффектным?

251 миллион лет назад метеорит убил 9/10 жизни на Земле

За 185 миллионов лет до того, как гигантский метеорит убил огромных динозавров, другое космическое тело, врезавшись в Землю, убило 90 процентов всего живого на планете. К такому выводу пришла команда исследователей из Рочестерского университета (США), которая уверяет, что им удалось найти в Антарктиде химические следы этого катаклизма.

По словам Асиша Базу (Asish R. Basu), профессора геологии и титульного автора исследования, опубликованного в журнале Science, в пробах, взятых ими в Графитовом хребте в Антарктиде с глубины, залегающей ниже так называемого Пермо-Триассового слоя, удалось обнаружить соотношение химических элементов, характерное только для метеоритов.

Это свидетельствует о том, что 251 миллион лет назад в материк Пангею, объединявший тогда Антарктиду, Африку, Южную Америку, Индию и Австралию, врезалось гигантское космическое тело. От удара, пришедшегося примерно на место нынешней южной Австралии, во-первых, началось длившееся тысячи лет истечение базальтовой лавы (впрочем, как именно это произошло, пока непонятно), а во-вторых, подняло в воздух миллионы тонн пыли ,на несколько месяцев заслонивших солнечный свет.

В это время и вымерло девять десятых биосферы Земли, в первую очередь - гигантские папоротники, навсегда исчезнувшие с того момента с лица Земли.

Ученый мир встретил сообщение профессора Базу скептически, добавляет CNN. Никто не отрицает, что обнаруженные им образцы принадлежат небесному телу, но вызывает изумление. каким образом они могли сохраниться. Базу признает, что это пока ему непонятно, и обещает продолжить изыскания.