Покорим Бесконечность Вместе!!!
Земля - колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели! (К. Э. Циолковский)
Проект Освоения Космоса


Мировые космические новости

27 ноября 2003 г.

Содержание

Полное солнечное затмение над Антарктидой

Путь к Плутону лежит через Юпитер

МКС: полет идет нормально

Летящие к Земле астероиды будем сбивать с Луны?

NASA завалили советами по улучшению безопасности "шаттлов"



Полное солнечное затмение над Антарктидой

23 ноября жители небольшой части земного шара стали свидетелями очередного солнечного затмения. Правда, полное затмение могли наблюдать только те, кто находились в полосе шириной 700 и длиной 5000 км, протянувшейся через Антарктиду между Новой Зеландией и Южной Африкой. Поэтому полное затмение увидели пингвины и немногочисленные обитатели научных антарктических станций. А частичное солнечное затмение могли наблюдать жители Австралии, Новой Зеландии и Южной Америки.

Специально для наблюдения солнечного затмения в небо над Антарктидой отправился самолет LanChile Airbus A340, на борту которого находились 74 астронома и энтузиастов. Эту экспедицию организовал журнал Sky & Telescope. Вверху представлен один из снимков, сделанных с борта этого самолета, пассажиры которого в течение 2 минут и 20 секунд наблюдали полное солнечное затмение. Во время полного затмения Луна полностью закрывает диск Солнца и остается виден лишь свет его атмосферы, называемой короной.

Ради этих неполных двух с половиной минут и был совершен весь полет, который продолжался 14 часов.


Путь к Плутону лежит через Юпитер

В начале января 2006 г. к Плутону должен отправиться американский исследовательский зонд Pluto-Charon, цель которого состоит в исследовании не только Плутона и его спутника Харона, но и астероидов пояса Койпера. Этот проект NASA уже неоднократно вычеркивало из планов и вписывало обратно, но теперь откладывать подготовку к нему больше нельзя, в противном случае путь зонда к Плутону станет намного длиннее и займет намного больше времени.

Если зонд не взлетит к указанному времени, то ему не удастся воспользоваться для разгона мощным гравитационным полем Юпитера, самой большой планеты солнечной системы. Встреча эта во что бы то ни стало должна состояться в феврале-марте 2007 г.

Напомним, что гравитационное поле Юпитера для разгона исследовательского зонда уже использовалось не далее как в конце 2000 г., когда зонд Cassini, направляющийся к Сатурну, пролетел на расстоянии 9,6 млн км от Юпитера и в результате совершенного маневра увеличил свою скорость на 2 км/сек. Благодаря этому Cassini сильно сократил длительность своего путешествия к Сатурну, на орбиту которого он должен выйти в июне 2004 г.

Зонду Pluto-Charon предстоит совершить еще более эффектный маневр. Он должен пролететь на расстоянии как минимум 3,2 млн км от Юпитера, чтобы прилететь к Плутону в 2015 г. Конечно, во время сближения с Юпитером зонд Pluto-Charon проведет исследования этой планеты, в том числе ее атмосферы, полярных сияний и спутников. То есть научное оборудование зонда - спектрометры, радиометры, датчики космической пыли и плазмы - начнет активную работу задолго до прибытия к Плутону.


МКС: полет идет нормально

В результате обследования внешнего корпуса МКС космонавты не обнаружили никаких повреждений. Показания всех приборов и систем, обеспечивающих жизнедеятельность экипажа и функционирование станции, соответствуют норме. В настоящий момент рассматривается необходимость более тщательного обследования некоторых сегментов станции.

Ранее появилась информация о том, что американский астронавт Майк Фоул сообщил в НАСА, что экипаж МКС слышал звук, "похожий на то, что что-то ударилось об обшивку корабля". Удар пришелся по модулю, в котором находятся спальня экипажа, кухня и туалет. Российский космонавт Александр Калери также сообщил, что слышал шум.


Летящие к Земле астероиды будем сбивать с Луны?

На конференции Международной группы по исследованию Луны International Lunar Exploration Working Group (ILEWG), которая на этой неделе прошла на Гавайях, было представлено сообщение сотрудника Института прикладной математики им. Келдыша Вячеслава Ивашкина, посвященное перспективам строительства базы на поверхности Луны.

Ивашкин предлагает использовать лунную базу для слежения за астероидами и кометами, которые могут представлять опасность для Земли, и для борьбы с ними. Искать потенциально опасные небесные объекты будет лунная астрономическая обсерватория, а если таковые будут обнаружены, то в действие будет вводиться мощная лазерная установка. С помощью лазерного излучения Ивашкин предлагает разрушать подлетающие астероиды и кометы или хотя бы изменять траекторию их движения. А энергию для работы телескопа и лазерной установки будут поставлять солнечные панели достаточно большой площади (на Луне места много).

Понятно, что одна страна (тем более Россия) такой грандиозный проект не потянет, и для его реализации необходимо создать международную организацию.

Сообщается также, что концепцию такой лунной станции поддержали Российский Фонд фундаментальных исследований и Харбинский технологический институт (Китай).


NASA завалили советами по улучшению безопасности "шаттлов"

8 сентября этого года одновременно с публикацией предварительного плана по усилению безопасности "шаттлов" и из возвращению к полетам космическое агентств NASA открыло специальный ящик электронной почты rtfsuggestions@nasa.gov, куда все желающие могут отправить свои предложения по упомянутым проблемам. По данным на 12 ноября NASA получило 286 предложений, часть из которых пришли от сотрудников NASA и специалистов других организаций и компаний, имеющих отношение к технике вообще и космической технике в частности, но большинство писем пришло от простой публики. Несколько десятков предложений действительно касаются каких-то технических аспектов конструкции "шаттлов", топливного бака и твердотопливных ускорителей, а остальные можно отнести к общим советам по улучшению всего и вся.

По заявлению NASA, все предложения, даже самые глупые и оскорбительные, рассматриваются специалистами агентства и на все даются индивидуальные ответы. Некоторые письма даже направляются нескольким специалистам сразу, чтобы максимально полно рассмотреть содержащиеся в них предложения и избежать субъективизма в их оценке.

Но самым распространенным вопросом в этих письмах является вопрос о том, почему NASA не размещает на "шаттлах" платную рекламу. Ответ на него прост: космическое агентство NASA является государственной организацией, финансируемой из бюджета, поэтому ему запрещено заниматься коммерческой деятельностью.

Теперь о "технических" предложениях. Например, ликвидировать саму возможность повреждения "шаттла" куском обледенелой теплоизолирующей пены (именно из-за этого погиб "шаттл" Columbia) предлагается путем теплоизоляции топливного бака не снаружи, и изнутри, то есть теплоизоляцию предлагается разместить на внутренней поверхности бака. Не остались без внимания и крылья: их кромки предлагается покрыть титаном и добавить второй слой армированного углеродного покрытия. Но, напомним, пока это только предложения.

Кстати, в NASA уже подсчитали, что реализация всех рекомендаций по усилению безопасности "шаттлов", представленных в докладе комиссии по расследованию катастрофы Columbia, обойдется как минимум в 280 млн дол. Но окончательная сумма, которая потребуется для возвращения к полетам всех трех "шаттлов", будет, конечно же, намного больше. К тому же NASA учло только рекомендации официальной комиссии, а во что обойдется реализация тех предложений публики, которые сочтут действительно полезными, пока неизвестно.



Нас считают