28 ноября 2003 г.

Загадка образования астероидного пояса Койпера

Планеты-сиротки

Непонятное происшествие на МКС

Вспышка на Солнце поставила под угрозу американскую миссию на Марс

Леонид Рейман избран председателем Совета МОКС "Интерспутник"

На орбитальном марсианском зонде Odyssey сломался измеритель радиационного фона

Космическое агентство NASA сообщило о выходе из строя измерителя радиационного фона, установленного на борту зонда Mars Odyssey, который работает на орбите Марса с марта 2002 г. Этот прибор проводил мониторинг радиационной обстановки в окрестностях Марса, чтобы специалисты могли оценить риск, которому могут подвергнуться астронавты во время будущих марсианских экспедиций.

Измеритель радиационного фона отключился 28 октября 2003 г. через некоторое время после мощной вспышки на Солнце. Специалисты ЦУПа уже месяц пытаются восстановить работу этого прибора, но пока безуспешно. Тем не менее, они еще не потеряли надежду реанимировать радиометр, и попытки вернуть его к жизни будут продолжаться еще несколько месяцев.

Этот прибор предназначен для детектирования энергетических заряженных частиц, в том числе космического излучения и частиц, испускаемых Солнцем во время корональных выбросов вещества. В принципе, он проработал больше полутора лет и ученые уже получили от него достаточно большой объем информации о радиационной обстановке на Марсе. Так что, если восстановить его работоспособность не удастся, это не сильно повлияет на научный результат миссии.

Черная дыра в центре нашей галактики оказалась тяжелее

Уже давно известно, что в центре нашей галактики Млечный путь находится массивная черная дыра. А этот центр находится на расстоянии около 26 тыс. световых лет от Земли. Область с черной дырой называется "Стрелец А", так как она располагается в направлении созвездия Стрельца. Это мощный источник радио- и рентгеновского излучения. Астрономы также знают, что по размерам эта черная дыра примерно в 10 раз меньше диаметра орбиты Земли.

До сих пор считалось, что масса этой черной дыры примерно в 2,6 млн раз больше массы нашего Солнца. Однако новые исследования, проведенные с помощью 8,2-метрового телескопа Kueyen Европейской Южной обсерватории, показали, что она еще тяжелее: ее масса составляет от 3,2 до 4 масс Солнца. Эта масса была рассчитана на основе результатов наблюдений движения окружающих ее звезд. Расчетами занимались независимо друг от друга две группы специалистов из Калифорнийского университета в Беркли и из Университета штата Калифорния в Лос-Анджелесе.

Кроме того, группа из Беркли довольно точно определила скорость вращения черной дыры вокруг собственной оси. Оказалось, что она делает полный оборот примерно за 11 минут. Для сравнения, период обращения Земли вокруг собственной оси составляет 24 часа, а Солнца - около месяца.

Загадка образования астероидного пояса Койпера

В номере журнала Nature от 27 ноября 2003 г. опубликована статья "Forming the Kuiper Belt by the Outerward Transport of Objects During Neptune's Migration" ("Формирование пояса Койпера путем выталкивания объектов при миграции Нептуна"). В ней авторы объясняют разительное несоответствие между реальной и расчетными суммарными массами астероидов пояса Койпера.

Напомним, что астероидный пояс Койпера располагается за орбитой Нептуна, восьмой планеты от Солнца, радиус орбиты которой примерно в 30 раз больше радиуса орбиты Земли. Этот пояс состоит из множества ледяных объектов, размер которых может достигать нескольких сотен километров в поперечнике. Некоторые астрономы считают, что и Плутон следует разжаловать из планет и записать его в астероиды пояса Койпера. Первый астероид этого пояса был обнаружен в 1992 г., и с тех пор их список пополнился почти 1000 астероидами. Размер самого большого из них, имеющего официальное название 2001 КХ76, превышает 1000 км.

До сих пор астрономы считали, что крупные объекты пояса Койпера сформировались из мелких объектов, как и "настоящие" планеты солнечной системы. Однако при такой "технологии" суммарная масса астероидов пояса Койпера должна была бы в 10 раз превышать массу Земли. Но наблюдения показали, что в действительности их масса в 100 раз меньше. Несколько лет астрономы искали потерявшиеся 99% материала пояса Койпера, но так ничего и не нашли.

Авторы вышеупомянутой статьи полагают, что никакой потери массы на самом деле не было. Они считают, что протопланетный диск, из которого образовались все планеты, астероиды и кометы солнечной системы, простирался только до нынешней орбиты Нептуна, то есть его радиус составлял 30 астрономических единиц. А та область, которую сейчас занимает пояс Койпера, была пустой. Все астероиды этого пояса сформировались намного ближе к Солнцу и "переехали" на нынешние свои орбиты лишь на последних этапах процесса формирования планет.

Еще 20 лет назад было доказано, что радиусы орбит самых больших планет нашей солнечной системы в процессе их формирования увеличивались. В частности Уран и Нептун сформировались ближе к Солнцу, чем они находятся сейчас. Возможно, Нептун при перемещении на границу протопланетного диска вытолкнул во внешнюю часть солнечной системы небольшую часть астероидов, которые и образовали нынешний пояс Койпера. Эта же модель объясняет, почему Нептун в своем движении от Солнца остановился на своем нынешнем месте: просто он дошел до края протопланетного диска.

Планеты-сиротки

В созвездии Змееносца есть область образования новых звезд, которая называется "ро-Змееносца В". Она находится на расстоянии 500 световых лет от Земли. В ней астрономы недавно обнаружили дюжину планет, которые образовались сами по себе, то есть не из газопылевого диска, окружающего "родительскую" звезду. Одна из этих планет, получившая название "ро-Змееносца В- 11", в 9 раз тяжелее Юпитера.

В принципе такие планеты-сиротки были открыты еще в 2000 г. Их тогда нашли в звездном скоплении "сигма-Ориона". Но только сейчас астрономам стало понятно, каким образом формируются эти планеты. У планеты "ро-Змееносца В-11" обнаружили потоки газа, которые с большой скоростью вырываются из ее полярных областей. Аналогичные газовые потоки наблюдаются и при формировании новой звезды. То есть автономные планеты образуются точно так же как и звезды.

Возможно, таких одиночных планет очень много в нашей галактики. Очень может быть, что их столько же, сколько звезд, просто современные телескопы не могут их увидеть.

Непонятное происшествие на МКС

В среду на Международной космической станции произошло весьма странное происшествие. В 10:59, когда космонавты заканчивали завтрак, они услышали странный звук. Он раздался в районе жилого отсека станции и, по словам американца Майкла Фоула, больше всего напоминал звук от удара консервной банки о станцию. О происшествии было незамедлительно доложено на Землю.

Вскоре после происшествия Фоул и российский космонавт Александр Калери обследовали внешнюю обшивку станции с помощью камер, а специалисты Центра управления полетами дополнительно проверили работу всех систем станции. Никаких следов повреждений или сбоев в функционировании систем станции обнаружено не было. Поэтому версия о столкновении станции с космическим мусором была отклонена. "Им [космонавтам] просто показалось, и экипаж доложил об этом в ходе очередного сеанса связи", - отметили в Центре управления полетами в интервью агентству РИА "Новости".

Согласно другой версии, космонавты действительно могли слышать посторонний звук, однако его причиной было не столкновение с внешним объектом, а оборудование станции. Звук, похожий на тот, что слышали космонавты, вполне мог издать вентилятор, работающий в жилом отсеке. Никакой опасности для нормальной работы станции или здоровья и жизни космонавтов нет, подчеркивают в "Росавиакосмосе".

Вспышка на Солнце поставила под угрозу американскую миссию на Марс

Одна из недавних вспышек на Солнце была столь мощной, что вывела из строя прибор на борту американской межпланетной станции Odyssey, находящейся на околомарсианской орбите, сообщает ИТАР-ТАСС.

Как сообщила в пятницу расположенная в Пасадене (штат Калифорния) Лаборатория реактивного движения, которая контролирует работу космического аппарата, это произошло 28 октября и до настоящего времени специалистам не удалось восстановить работоспособность прибора.

Вышел из строя именно тот прибор, который предназначался для изучения радиационной обстановки на трассе перелета от Земли к Марсу и на самой "красной планете". Эти сведения будут иметь исключительно важное значение при подготовке и осуществлении пилотируемой экспедиции на Марс. Как отмечают эксперты, прибор успешно работал вплоть до 28 октября и передал огромный объем ценной информации.

По словам сотрудника лаборатории Джеффри Плота, даже если прибор не передаст больше никакой дополнительной информации, все равно этот эксперимент можно считать огромным успехом в плане получения сведений о радиационной обстановке, которые будут необходимы при полете человека на Марс.

Леонид Рейман избран председателем Совета МОКС "Интерспутник"

С 26 по 27 ноября 2003 года по приглашению Министерства РФ по связи и информатизации в Москве прошла 32 сессия совета международной организации космической связи (МОКС) "Интерспутник". На очередной срок был единогласно избран Министр РФ по связи и информатизации, полномочный представитель России в совете МОКС "Интерспутник" Леонид Дододжонович Рейман.

Большое внимание в ходе сессии было уделено реализации проекта "Интерспутник-100М" по созданию группировки малых спутников связи, осуществляемого в тесной кооперации с такими крупными российскими производителями спутниковых систем, как государственный космический НПЦ им.М.В.Хруничева, НПО "Прикладной механики" им. М.Ф.Решетнева и НПО "Машиностроение". Особое внимание было обращено на внедрение и всемерное продвижение в деятельности "Интерспутника" новых высокотехнологичных услуг спутниковой связи, таких как подключение к высокоскоростной широкополосной спутниковой интернет-магистрали, организация вещательных каналов на базе цифровых платформ и предоставление потенциальным клиентам мультимедийных услуг "под ключ". Заместителем генерального директора МОКС "Интерспутник" был единогласно избран гражданин Республики Польша Йозеф Долецки.

Членами "Интерспутника" являются 24 страны. Организация предоставляет услуги связи на спутнике LMI-1 (75 градусов в.д.) совместного предприятия "Локхид Мартин Интерспутник", а также трех российских спутниках серии "Экспресс-А". Также "Интерспутник" осуществляет маркетинг и продажу спутниковой емкости и телекоммуникационных услуг системы "Евтелсат", в состав которой входит 24 спутника связи, и системы "Газком" (спутники серии "Ямал-200"). В системе "Интерспутник" работают более 50 земных станций, используемых для организации магистральных направлений связи, и более 1500 земных станций в сетях VSAT и распределительных телевизионных сетях.