4 декабря 2003 г.

Марс с расстояния в 5,5 млн км

Новый метод поиска экзопланет

Китай разрабатывает спутник связи нового поколения

США собираются возобновить полеты на Луну

17 декабря администрация Джорджа Буша планирует опубликовать доклад, в котором будет изложена концепция развития космической программы США, сообщает сайт National Review Online.

Как ожидают эксперты, в докладе пойдет речь о возобновлении Америкой пилотируемых космических полетов, в том числе на Луну. Возможно, еще одной целью программы станет создание на Луне постоянной американской космической базы. Таким образом, США намерены добиться "господства в космосе", заключает National Review.

Главным аргументом в защиту возобновления полетов на Луну, а, следовательно, и выделения дополнительных средств на программу в бюджет NASA, Буш назовет приобретение навыков и развитие технологий для осуществления полета на Марс, считают эксперты.

По некоторым данным, осуществление пилотируемого полета на Луну будет запланировано к 2019 году. В то же время, отмечают эксперты, возвращение американских астронавтов на Луну будет наименее дорогим и опасным из проектов, предложенных для новой космической программы.

Напомним, что в ноябре Китай заявил о планах разработать новую космическую программу, которая к 2020 году позволит осуществить высадку человека на Луне.

Американские марсоходы, первая посадка через месяц

10 июня и 7 июля этого года к Марсу отправились два зонда-близнеца, которые называются, соответственно Spirit и Opportunity. NASA решило отправить два одинаковых зонда, чтобы снизить вероятность неудачи экспедиции. А такие неудачи в американской программе исследования Марса были. Например, в 1999 г. закончились катастрофами две миссии подряд: зонды Mars Polar Lander и Mars Climat Orbiter были потеряны при подлете к Марсу. После этого в 2001 г. была успешно проведена экспедиция зонда Mars Odyssey (он и сейчас работает на орбите Марса), но риск, все же, решили свести к минимуму.

Spirit и Opportunity сейчас летят к Марсу, и для первого из них это путешествие должно закончиться через месяц - 3 января 2004 г. он должен совершить посадку в районе центра кратера Гусева, где, возможно, когда-то было озеро. Через три недели после него сесть на Марс должен зонд Opportunity, его район посадки - равнина Meridiani Planum, где обнаружены минералы, которые на Земле обычно образуются в присутствии водой.

По плану посадка зонда Spirit должна происходить следующим образом. За 15 минут до входа в верхние слои атмосферы Марса от зонда Spirit должен отделиться маршевый двигатель, после чего зонд войдет в атмосферу Марса со скоростью 5400 м/с. В течение следующих 4 минут зонд снизит свою скорость за счет трения в атмосфере до 430 м/с, при этом температура обшивки аппарата повысится до 1400 град. С. За две минуты до посадки над зондом раскроется парашют. А еще через 20 секунд произойдет отстрел нижней половины зонда с марсоходом, но она останется связанной с верхней половиной тросом.

В течение последних 6 секунд полета вокруг модуля с марсоходом должны надуться "подушки безопасности" (см. на снимке выше), а за 15 м до поверхности будет обрезан трос. Надувные подушки, окружающие марсоход, должны самортизировать его удар о поверхность. В общем, процедура довольно сложная и на любом из ее этапов может произойти сбой, но если все пройдет успешно, то после посадки зонду Spirit предстоят три месяца работ по исследованию Марса.

Кольцевая галактика NGC 4650A

Кольцевая галактика NGC 4650A находится на расстоянии около 130 млн световых лет от Земли. Она относится к довольно немногочисленному классу полярных кольцевых галактик, коих сейчас известно всего 100 штук. Этот ее снимок был сделан космическим телескопом Hubble.

Необычная дископодобная структура полярного кольца галактики NGC 4650A до сих пор не очень понятна астрономам, но некоторые из них полагают, что она, возможно, является результатом очень давнего столкновения двух галактик. Когда-то она была обычной средней по размерам галактикой, а потом произошло ее столкновение с какой-то другой галактикой. Во время этого столкновения газ меньшей из двух галактик был захвачен большей по размерам галактикой, после чего сформировалось новое кольцо из пыли, газа и звезд.

Марс с расстояния в 5,5 млн км

Этот снимок Марса был сделан 1 декабря этого года стереокамерой высокого разрешения HRSC, установленной на европейском зонде Mars Express. Этот зонд сейчас летит к Марсу и находится, можно сказать, на финишной прямой. В момент съемки до Марса оставалось 5,5 млн км. Здесь показан довольно необычный вид Марса, поскольку планета здесь освещена таким образом, какой никогда не наблюдается с Земли. Солнце освещает только часть западной полусферы Марса, а более трети его диска скрывается в тени. Темное пятно в верхней части Марса - это низины в северных приполярных областях, где, как предполагается, когда-то мог быть океан.

Новый метод поиска экзопланет

На сегодняшний день астрономами обнаружены всего около ста звезд, обладающих собственными планетарными системами. Лишь считанные единицы из них чем-то напоминают Солнечную систему. Цифры столь малы из-за того, что обнаружить слабосветящуюся планету рядом с яркой звездой очень трудно, для этого требуются сильная оптика и немалая удача.

Однако новый способ обнаружения планет, разработанный учеными из Техасского университета в Остине, не требует сверхсложного оборудования и позволит, со временем, установить степень распространенности в Галактике систем наподобие Солнечной.

Изучать планируется белые карлики, которые, по сути, являются "трупами" звезд солнечного типа. Когда в звезде, подобной нашему Солнцу, заканчивается ядерное горючее, ее внешняя оболочка расширяется, превращая звезду в красный гигант. Постепенно оболочка рассеивается, а на месте ядра звезды остается белый карлик, состоящий из сверхплотного вещества, размером со среднюю планету.

Еще в 80-х годах прошлого века было установлено, что некоторые белые карлики пульсируют, периодически меняя интенсивность излучения. Причем, примерно у трети из них эти пульсации происходят с необыкновенной точностью, как по часам. Если у такой звезды имеется планета, то они должны вращаться вокруг общего центра масс. В результате этого вращения звезда должна то приближаться, то отдаляться от Земли, изменяя, тем самым, временные характеристики пульсаций. Таким образом, периодические изменения интервалов времени между пульсациями звезды позволяют определить массу, орбиту и, собственно, само наличие планеты.

Сообщается, что с помощью этого метода можно будет определить наличие планет, находящихся от звезд с массой от одной до четырех солнечных на расстоянии в 2-20 астрономических единиц.

Единственным недостатком метода является, пожалуй, то, что для определения параметров планеты необходимо ждать, пока та сделает полный оборот вокруг изучаемой звезды, что может занять несколько лет.

Китай разрабатывает спутник связи нового поколения

В первой половине 2005 года Китай собирается вывести на околоземную геостационарную орбиту телекоммуникационный спутник нового поколения Sinosat-2, который должен быть не только более мощным по сравнению со своим предшественником SinoSat-1, но и более "долгоживущим". Проектная масса спутника при взлете - 5,1 тонны, а срок эксплуатации составляет 15 лет.

Контракт о его разработке был подписан в мае 2002 г. В соответствии с этим контрактом, спутник Sinosat-2 должен быть построен на базе платформы Dongfanghong-4, разработанной Китайским исследовательским институтом космических технологий для больших геостационарных спутников связи. По заявлению руководства института, по своим функциональным возможностям платформа Dongfanghong-4 соответствует самым современным зарубежным аналогам.

Как сообщается, уже почти завершена разработка предварительной модели спутника и до конца этого года должна начаться разработка летной модели Sinosat-2.