|
|||||||
Мировые космические новости 11 декабря 2003 г. |
Первая "тяжелая" ракета Delta 4 отправилась на стартовую площадку Ракеты Delta 4 уже трижды летали в космос и выводили спутники на околоземные орбиты. Но все это были "средние" модели семейства Delta 4. "Тяжелая" версия ракеты Delta 4 - Delta 4-Heavy (крайняя справа на этом рисунке) - еще только готовится к своему первому полету. 9 декабря "заготовку" ракеты (без разгонного блока и обтекателя полезной нагрузки), длина которой составляет почти 52 м, а вес - 290 тонн, на специальной платформе в горизонтальном положении доставили из сборочного корпуса на стартовую площадку 37B космодрома на мысе Канаверал. 10 декабря с помощью специального гидравлического подъемника ракету поставили в вертикальное положение на стартовый стол. Здесь ей предстоит провести до запуска почти 7 месяцев (старт назначен на 3 июля 2004 г.) и выдержать многочисленные испытания всех систем, несколько операций заправки и слива топлива (жидкий кислород и жидкий водород) и несколько репетиций запуска с обратным отсчетом времени. Модель Delta 4-Heavy состоит из трех базовых блоков ракеты Delta 4 и разгонного блока с криогенным двигателем. В каждом базовом блоке имеется основной двигатель RS-68, работающий на жидком водороде. Три базовых блока в течение нескольких месяцев собирали вместе в корпусе горизонтальной сборки. В июне следующего года на стоящую на стартовом столе ракету установят макет полезной нагрузки и обтекатель (первый полет ракеты состоится без "настоящего" спутника) и тогда общая высота ракеты увеличится до 71,5 м. Если первый полет пройдет успешно, то в следующий раз на Delta 4-Heavy нагрузят большой и дорогой спутник, принадлежащий Пентагону. SMART-1 меняет стратегию движения к Луне Европейский экспериментальный исследовательский зонд SMART-1 отправился к Луне 27 сентября 2003 г. Основным его двигателем является ионный двигатель, который имеет очень небольшую тягу (всего 0,07 Н), но в условиях длительных полетов в космическом вакууме он может разогнать зонд до очень больших скоростей, потратив на это очень малое количество топлива (а в качестве топлива на SMART-1 используется ксенон). Из-за малой тяги двигателя зонд летит к Луне не напрямую, а по расширяющейся эллиптической спирали. И будет продолжать такое движение, пока не достигнет первой точки Лагранжа, где силы гравитационного притяжения Земли и Луны уравновешивают друг друга. SMART-1 сделал уже более 130 витков вокруг Земли. Ионный двигатель зонда проработал в общей сложности 810 часов и потратил 13 кг ксенона из 82 кг имеющихся в запасе. Теперь в ЦУПе решили изменить режим работы двигателя. Раньше он работал так, чтобы постоянно увеличивалась главная полуось его эллиптической орбиты. При этом одновременно наращивались и апогей, и перигей его орбиты. Но при такой стратегии в марте 2004 г. зонд будет при каждом витке вокруг Земли более двух часов двигаться в тени, отбрасываемой Землей, и его солнечные панели не смогут вырабатывать достаточно энергии для поддержания работы двигателя и остальных систем. Поэтому решено было изменить направление тяги двигателя, чтобы с более высокой скоростью увеличивать перигелий его орбиты. В этом случае зонд быстрее выйдет из зоны радиационных поясов Ван-Аллена, окружающих Землю, и на более высокой скорости будет проходить тень Земли, так что в темноте он будет лететь не более 2 часов на одном витке своей орбиты (сейчас SMART-1 делает один виток за 14,5 часов). Напомним, что на орбиту Луны SMART-1 должен выйти в марте 2005 г. Историю галактик можно определить по следам черных дыр Это - эллиптическая галактика NGC 4261, которая находится на расстоянии около 100 млн световых лет от Земли. Этот снимок был сделан в оптическом диапазоне длин волн, и на нем эта галактика выглядит как обычная эллиптическая галактика. А вот на следующем снимке этой же галактики она выглядит совсем иначе. Этот снимок был сделан в рентгеновском диапазоне длин волн с помощью космического рентгеновского телескопа Chandra. "Рентген" выявил внутреннюю сущность этой галактики: астрономам стало ясно, что она образовалась в результате столкновения двух галактик, которое произошло несколько миллиардов лет назад. Определили они это следам черных дыр и нейтронных звезд, которые являются мощными источниками рентгеновского излучения. Цепочка из таких источников рентгеновского излучения протянулась на расстояние более 50 тысяч световых лет. Они указывают на то, что эллиптическая галактика NGC 4261 образовалась при столкновении двух спиральных галактик. При этом столкновении большая по размеру галактика захватила меньшую и разорвала ее на части, а потоки межзвездного газа образовали длинные рукава (красные пятна неправильной формы, расходящиеся из центра галактики и образующие нечто похожее на ожерелье). Ударные волны, образовавшиеся при столкновении этих галактик, запустили процесс образования новых массивных звезд. Через несколько миллионов лет после своего рождения массивные звезды имеют обыкновение взрываться и коллапсировать с образованием черных дыр или нейтронных звезд (маленькие яркие пятна на снимке внизу). Кстати, нечто похожее произойдет через несколько миллиардов лет и с нашей спиральной галактикой Млечный путь, когда она столкнется со спиральной галактикой Андромеды. Майкл Фоул побил американский рекорд длительности пребывания в космосе Астронавт NASA Майкл Фоул (Michael Foale), который находится сейчас на МКС вместе с российским космонавтом Александром Калери, установил новый рекорд США по длительности пребывания в космосе. Предыдущий американский рекорд - 230 дней 13 часов и 37 секунд - принадлежал астронавту Карлу Уолцу (Carl Walz), который был на МКС в составе четвертого долговременного экипажа в 2002 г. Эту отметку Фоул перешел в 14:00 по Гринвичу 10 декабря 2003 г. Но до завершения полета ему еще далеко, нынешний экипаж вернется на Землю в апреле 2004 г., так что его окончательный рекорд составит порядка 375 дней. Кстати, напарник Фоула российский космонавт Александр Калери намного обгоняет его по продолжительности работы в космосе: к концу этой экспедиции его общий срок пребывания на орбите за время четырех полетов в космос составит 610 дней и он займет пятую строчку в рейтинге. Абсолютный рекорд общей длительности пребывания в космосе принадлежит Сергею Авдееву, который за три своих экспедиции на станцию "Мир" пробыл на орбите 747 дней 14 часов 14 минут и 11 секунд. А рекорд по продолжительности одного космического полета принадлежит Валерию Полякову - в 1994-95 гг. он прожил на станции "Мир" 438 дней. Ракета-носитель "Протон-К" вывела на орбиту три спутника "Ураган" Ракета-носитель "Протон-К" с тремя навигационными космическими аппаратами "Ураган-М" стартовала в среду с космодрома Байконур, передает ИТАР-ТАСС. Четырехступенчатая жидкостная ракета, оснащенная разгонным блоком "Бриз-КМ", выведет на геостационарные орбиты высотой более 36 тысяч километров три аппарата различной модификации глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС). Носитель выведет орбитальный блок на опорную круговую орбиту. На следующих этапах выведения в результате включений двигательной установки "Бриз-КМ" спутники будут выведены сначала на переходную, а затем - целевые орбиты. Запуск "Ураганов" позволит восполнить орбитальную группировку ГЛОНАСС и расширить ее возможности. Модернизированный "Ураган-М" имеет увеличенный срок существования. Он рассчитан на 7 лет эксплуатации. Два других будут работать на орбите три года. Помимо основного предназначения "Ураган-М" и следующие спутники этой модификации планируется использовать в качестве космических посланий землян их далеким потомкам. По истечении срока службы они будут и дальше вращаться на орбитах. Послания землян предполагается разместить на специальных информационных пластинах. Ракета-носитель тяжелого класса "Протон-К" используется как в трехступенчатом варианте для выведения на низкую круговую орбиту высотой около 200 км космических станций и модулей массой до 21000 килограммов, так и в четырехступенчатом варианте с разгонным блоком типа "ДМ" или "Бриз" для выведения на геостационарную орбиту высотой 36000 км КА массой до 4500 кг. РН этого класса является одной из самых надежных в мире. NASA отправит космический аппарат к лунам Юпитера NASA планирует отправить большой космический корабль с ядерным двигателем к трем естественным спутникам Юпитера, чтобы определить возможность существования на них форм жизни. Аппарат Jupiter Icy Moons Orbiter (JIMO) поочередно посетит орбиты Каллисто, Европы и Ганимеда, на которых, как предполагают ученые, имеются обширные океаны, покрытые толстым слоем льда. Корабль будет изучать строение, планетологию лун, а также обследует спутники на предмет присутствия на них жизни. Помимо воды, на спутниках Юпитера, по-видимому, наличествуют еще два фактора, необходимых для существования жизни: достаточная солнечная энергия и нужные химические элементы. Наряду с Марсом, Каллисто, Европа и Ганимед считаются наиболее вероятными местами существования внеземной жизни в пределах Солнечной системы. Запуск JIMO, который должен стать самым большим и мощным кораблем из всех, когда-либо посылавшихся к окраинам Солнечной системы, ожидается не ранее 2011 года. Он станет первым в серии аппаратов NASA, работающих на сверхмощном урановом ядерном реакторе. На корабле будут установлены камеры высокого разрешения и другие приборы, включая радар и лидар для исследования толщины и строения льда, покрывающего спутники Юпитера. Длина аппарата будет составлять от 18 до 30 метров. Россия будет запускать спутники на старых баллистических ракетах 5 декабря с космодрома Байконур был произведен успешный запуск ракеты РС-18 "Стрела". Ракеты этого типа в настоящее время снимаются с боевого дежурства. По идее, эти ракеты подлежат утилизации, однако более эффективным может оказаться использование их в качестве средства доставки на орбиту искусственных спутников Земли. Чтобы выявить, насколько снимаемые с вооружения ракеты пригодны для использования в таком качестве, и были проведены испытания. В ходе испытаний ракета успешно доставила на низкую орбиту высотой 120-160 км грузомакет, имитирующий спутник. Как сообщил агентству Reuters подполковник Игорь Затула, ракеты РС-18 вполне пригодны для коммерческих запусков, однако до начала использования ракет в таком качестве нужно провести дополнительные испытания. Ракеты РС-18 (RS-18 Stiletto, по классификации НАТО) были приняты на вооружение в 1975 году. Такая ракета может нести шесть ядерных боеголовок, каждая из которых наводится на собственную цель. Все стратегические ракеты наземного базирования с разделяющимися боевыми частями подлежат уничтожению в соответствии с договором СНВ-2. Кроме того, многие имеющиеся ракеты РС-18 уже выработали свой ресурс, поэтому использование для запуска спутников ракет с демонтированными боеголовками является весьма перспективным с экономической точки зрения. Метеорологам РФ не хватает спутников У единственного российского метеорологического спутника "Метеор-3М" вышли из строя 3 из четырех имеющихся передатчиков. "Установленные на борту метеоприборы работают нормально, однако снять с них информацию мы не можем", - сообщил журналистам директор научно-исследовательского центра "Планета" Василий Асмус. При этом, замруководителя Росгидромета Валерий Дядюченко подчеркнул, что "для нормальной работы Росгидромета необходимо иметь по меньшей мере три отечественных спутника - два полярно-орбитальных и один - геостационарный", передает ИТАР-ТАСС. Мы наш, мы новый GPS построим Три космических аппарата серии "Космос", запущенные вечером 10 декабря с Байконура на ракете-носителе "Протон", в расчетное время выведены на целевую орбиту. Об этом РИА "Новости" сообщили со ссылкой на представителя пресс-службы Космических войск РФ. "Со спутниками, которым присвоены обозначения "Космос-2402, 2403, 2404" установлена и поддерживается устойчивая телеметрическая связь, в настоящее время все аппараты взяты на управление командно-измерительным комплексом Космических войск". Спутники российской системы ГЛОНАСС предназначены для определения точного местонахождения судов, самолетов, и спецавтотехники. Для определения пространственных координат и времени требуется прием сигналов с четырех спутников одновременно. С помощью ГЛОНАСС-приемников возможно определение трех координат местоположения потребителя, скорости его движения в привязке ко времени по высокоточной шкале координированного всемирного времени. Как рассказал агентству представитель Космических войск, аппараты излучают сигналы двух типов: навигационный сигнал стандартной точности (частота 1,6 ГГц) и высокоточный сигнал в диапазоне 1,2 ГГц. Обычные потребители ГЛОНАСС смогут получать только первый сигнал, позволяющий определить горизонтальные координаты объекта с точностью 50 метров и вертикальные - с точностью до 70 метров. Кроме того, система также может определить вектор скорости с точностью до 15 сантиметров в секунду и время с точностью 0,7 микросекунд. Напомним читателю, что кроме российской системы ГЛОНАСС и американской GPS в 2004 должна появится, а в 2008 году выйти на полную мощность европейская система позиционирования Galileo. Пока же Европа пользуется одновременно российскими и американскими разработками. |
|
|