19 января 2004 г.

Марсоход Spirit своим микроскопом сделал снимок марсианского грунта

Планетарная туманность с максимальными подробностями

Нейтронная звезда, которая прикидывается черной дырой

Первой жертвой космических планов Буша стал телескоп Hubble

Россия поможет Америке добывать "лунное топливо"

Реконструкцию "Байконура" доверили частным инвесторам

Российские ученые за 25 миллионов долларов доставят на Землю грунт Фобоса

Орбитальный телескоп "Хаббл" сфотографировал самую далекую галактику

Марсоход Spirit своим микроскопом сделал снимок марсианского грунта

Марсоход Spirit, отъехав на три метра от своей посадочной платформы, начал исследовать поверхность Марса. Для этого он развернул руку своего робота манипулятора, на которой имеется все необходимое для этого оборудование и в первую очередь микроскоп и камера.

Разрешения микроскопа хватает, чтобы на снимке был виден объект размером с кристаллик обычной поваренной соли. Вот один из первых снимков того, что находится под колесами марсохода.

Кроме микроскопа с камерой на руке робота-манипулятора находятся два спектрометра, и фреза, с помощью которой марсоход будет соскабливать верхний слой камней, чтобы исследовать материал, не испытавший воздействий внешних погодных условий.

Планетарная туманность с максимальными подробностями

Во время тестирования новой инфракрасной камеры на 6,5-метровом телескопе MMTO, что находится на юге штата Аризона, был сделан очень подробный снимок старой планетарной туманности IC-2149. Сделан он был с использованием адаптивной оптической системы, которая компенсирует искажения, вносимые неоднородностями атмосферы Земли.

Напомним, что планетарная туманность никакого отношения к планетам не имеет. Это расширяющаяся оболочка из разреженного ионизированного газа, которая окружает горячий белый карлик. Белый карлик образуется после того, как на последнем этапе существования красного гиганта его оболочка отделяется от ядра и с высокой скоростью выбрасывается в космос.

Планетарная туманность IC-2149 представляет собой облако газа и пыли размером около 2,5 трлн км в поперечнике, которое было сброшено умирающей звездой, расположенной на расстоянии 3600 световых лет от Земли. Когда-то эта звезда была очень похожа на наше Солнца, только масса у нее была немного меньше. На ее примере видно, что происходит со звездами, в которых выгорает все термоядерное топливо. Сейчас от нее осталось небольшое плотное ядро из углерода и кислорода размером с Землю - белый карлик, который освещает облако газа и пыли. Причем наблюдения показали, что весь молекулярный водород ионизирован излучением белого карлика, а это означает, что планетарная туманность образовалась несколько тысяч лет назад.

Нейтронная звезда, которая прикидывается черной дырой

Астрономы, работавшие на радиотелескопе Australia TelescopeCompact Array в Новом Южном Уэльсе (Австралия), открыли необычную нейтронную звезду. Она выбрасывает струю материи со скоростью, очень близкой к скорости света. До сих пор считалось, что такое могут делать только черные дыры.

Нейтронная звезда, прикидывающаяся черной дырой, была обнаружена при исследовании "Циркуля Х-1" (Circinus X-1), мощного переменного рентгеновского источника из созвездия Циркуля, которое находится рядом с созвездием Южный Крест. "Циркуль Х-1" состоит из двух звезд: обычной звезды, которая по массе в 3-5 раз больше нашего Солнца, и ее небольшой компаньонки. О том, что эта компаньонка является именно нейтронной звездой, говорит характер рентгеновского излучения. Вспышки рентгеновского излучения означают, что эта звезда имеет поверхность, а у черной дыры поверхности нет.

Нейтронная звезда представляет собой очень плотное тело, которое остается после того, как большая звезда, выжегшая все свое термоядерное топливо, сбросила свою внешнюю оболочку. Нейтронная звезда состоит в основном из нейтронов, диаметр у нее очень маленький - порядка 10-15 км.

Мощное гравитационное поле нейтронной звезды в "Циркуле Х-1" вытягивает материю из своей более крупной соседки. При этом процессе происходит генерация рентгеновского излучения, как при затягивании материи в черную дыру. Интенсивность этого излучения периодически меняется, так как две эти звезды вращаются вокруг общего центра тяжести по сильно вытянутой орбите, делая один оборот за 17 дней. Максимальная интенсивность излучения наблюдается, когда звезды-компаньонки подходят друг к другу на минимальное расстояние.

Как показывают расчеты, скорость струи материи, выбрасываемой из "Циркуля Х-1", составляет 99,8% от скорости света, что для нашей галактики Млечный Путь является рекордом.

Первой жертвой космических планов Буша стал телескоп Hubble

В пятницу руководство NASA заявило о прекращении обслуживания космического телескопа Hubble (Hubble), сообщает Associated Press. Все экспедиции шаттлов к телескопу, которые должны были обеспечить сервисное обслуживание аппарата, были отменены.

Как заявил журналистам глава NASA Шон О'Киф (Sean O'Keefe), это решение было вызвано недавней речью президента США Джорджа Буша, в которой он назвал новые приоритеты американской космической программы: создание более совершенных космических кораблей и освоение Луны и Марса.

Поскольку план Буша предусматривает отказ от использования шаттлов к 2010 году (они будут продолжать летать только на МКС), от пятой экспедиции к телескопу Hubble пришлось отказаться.

Без необходимого сервисного обслуживания Hubble, как заявил О'Киф, прослужит только до 2007 - 2008 года. Специалисты NASA планировали в 2011 году заменить телескоп новой модернизированной версией - James Webb Space Telescope, однако теперь от этих планов пришлось отказаться.

Брошенный Hubble, по прогнозам ученых, к 2012 году сойдет со своей орбиты и упадет на Землю. Для того, чтобы его падение не причинило разрушений, в NASA планируют создать специальный робот, который будет направлен к телескопу. Этот робот будет управлять падением аппарата размером с автобус и выведет его в специально заданный район над поверхностью океана, в этом районе Hubble будет затоплен.

Использование телескопа Hubble, который был выведен на околоземную орбиту в 1990 году, позволило совершить революционный прорыв в астрономии. С его помощью был установлен возраст вселенной - около 13,7 миллиарда лет. Он помог совершить и множество других открытий.

Россия поможет Америке добывать "лунное топливо"

Россия должна участвовать в международных проектах по исследованию Луны и Марса, считает заместитель генерального конструктора ракетно-космической корпорации "Энергия" Вячеслав Филин.

Он заявил в пятницу "Интерфаксу", что американской стороне необходимо привлечь российских специалистов к реализации программы межпланетных пилотируемых полетов. "Мы не только могли бы, но и должны участвовать в этих проектах. В технических аспектах у нас есть большие наработки", - сказал Филин.

По его словам, "программа МКС начинает себя изживать. Конечно, необходимо ее продолжать. В рамках этой программы еще очень многое предстоит сделать, провести массу экспериментов, главными из которых является поведение человека в космосе. Но сегодня требуется новый шаг в космосе, новый объединяющий проект".

В "Энергии" убеждены, что именно таким шагом являются проекты по освоению Луны и Марса, о которых говорится в новой космической программе, представленной на днях президентом США Джорджем Бушем.

Филин подчеркнул, что на Земле наступает кризис энергетики, в то время как на Луне есть большие запасы гелия-3. Ученые полагают, что с помощью этого изотопа наша планета может быть обеспечена энергией на несколько столетий вперед.

"На сегодняшний день уже решены и отработаны технические вопросы посадки на другие планеты. В теоретическом плане у нас не вызывает сомнения возможность их реализации", - подчеркнул представитель "Энергии".

Реконструкцию "Байконура" доверили частным инвесторам

Стартовый комплекс для российско-украинских ракет "Зенит" на "Байконуре" будет реконструирован на деньги российского частного инвестора. Об этом сообщил в пятницу ИТАР-ТАСС заместитель главы "Росавиакосмоса" Александр Кузнецов.

Он принял участие в подписании соглашения о реализации проекта "Наземный старт" по модернизации комплекса. Кузнецов заявил, что инвестиции составят около 20 миллионов долларов.

Основными инвесторами стали "Сибирская угольная компания" и Уральский горно-металлургический комбинат. К проекту подключены также компания Sea Launch ("Морской старт") и "Международные космические услуги", одним из учредителей которой является "Росавиакосмос".

Модернизация стартового комплекса и самих ракет-носителей "Зенит" позволит выводить с Байконура на геосинхронную переходную орбиту космические аппараты весом до 3,5 тонны, а на низкие орбиты - до 12 тонн.

"Мы сможем обеспечить запуск как коммерческих спутников, так и отечественных аппаратов гражданского и военного назначения", - сказал журналистам заместитель главы "Росавиакосмоса".

По его словам, впервые "проект реализуется по принципиально новой схеме, когда западный партнер получает лишь комиссию по заключенному контракту". "Большая часть вырученных средств останется у российских и украинских предприятий", - подчеркнул Кузнецов.

Российские ученые за 25 миллионов долларов доставят на Землю грунт Фобоса

На реализацию проекта по отправке космического аппарата к спутнику Марса - Фобосу российским ученым потребуется не менее 25 миллионов долларов. С таким заявлением, по данным агентства "Интерфакс", выступил член президиума РАН академик Эрик Галимов.

По его мнению, получение образцов грунта с Фобоса помогло бы существенно продвинуть исследования, связанные и изучением зарождения жизни в Солнечной системе.

"Современные методы анализа дают уникальную фактическую основу для реконструкции самого раннего периода становления солнечной системы, когда еще не успели возникнуть планеты", - сказал Галимов.

Академик РАН отметил, что центр имени Бабакина и НПО Лавочкина уже приступили к опытно-конструкторским работам в рамках проекта "Фобос-Грунт".

Орбитальный телескоп "Хаббл" сфотографировал самую далекую галактику

Американский орбитальный телескоп "Хаббл" (Hubble) поставил рекорд - он сфотографировал самую далекую и самую молодую галактику, из всех, когда-либо зафиксированных астрономами, сообщает BBC News.

Исследование этого участка вселенной продолжалось в течение 80 дней. Оно началось в сентябре, и закончилось лишь 16 января. В ходе него была сделана серия фотографий рождения галактики.

По мнению ученых, события, которые сфотографировал "Хаббл", наглядно демонстрируют, что происходило во Вселенной еще до того, как сформировались первые звезды. Снимки, которые будут официально опубликованы в феврале, помогут астрономам лучше понять космос и процессы, которые в нем протекают.

Для получения изображения максимально удаленного участка вселенной, телескоп был серьезно доработан. На него установили более чувствительные датчики, более мощную аппаратуру.

Выбирая область для исследований, ученые руководствовались отсутствием небесных тел, ярких звезд, объектов, излучающих рентгеновские и радиоволны, которые могли бы помешать заглянуть максимально далеко.

В ходе исследования были замечены другие галактики. Ученые, работающие над проектом "Хаббл", передали координаты этих галактик в несколько крупнейших мировых обсерваторий, чтобы другие астрономы также могли изучить их.