20 января 2004 г.

"Марсианская надпись" будоражит землян

В 2009 г. по Марсу будет ездить "микроавтобус"?

"Лунная" ракета Saturn V под открытым небом Алабамы

Mars Express передал на Землю первые трехмерные цветные снимки поверхности Марса

Лунные полезные ископаемые

Буш готовится к войне в космосе

Космические планы Китая на 2004 г.: 10 спутников на 9 ракетах

Экипаж МКС начинает подготовку к стыковке с грузовым "Прогрессом"

Galileo укрепляет свои позиции

"Марсианская надпись" будоражит землян

К хорошим "космическим" новостям можно отнести то, что американский зонд "Спирит", так кстати оттенивший своими невероятно качественными снимками программную "космическую" речь Буша, продолжает совершать уникальные открытия.

Ценную информацию о механических свойствах марсианского грунта американским ученым удалось получить, анализируя следы, оставленные надувным посадочным устройством при прыжках и последующей механической деформации при стравливании газа (всего, до полной остановки, аппарат совершил около 30 прыжков). Обнаружилось, в частности, что почва на "потревоженных" зондом участках ведет себя наподобие скользящего по полу ковра, смещаясь в сторону и образуя складки, за что уже получила название "волшебный ковер". По мнению Стива Сквайреза (Steve Squyres), ведущего специалиста комплекта аппаратуры Athena, установленной на марсоходе, это может свидетельствовать о наличии подповерхностного слоя с крайне необычными свойствами, в том числе повышенной механической сцепляемостью (когезивностью).

Но самое поразительное открытие на Марсе совершили посетители сайта НАСА marsrovers.jpl.nasa.gov, на котором выкладываются изображения, полученные зондом "Спирит". На одном из них, доступном всем пользователям интернета на камне в верхней части снимка явственно различим номер 19 (возможно, 194), записанный такими знакомыми землянам арабскими цифрами. Становится понятно - дальнейшее триумфальное путешествие "Спирит" по Марсу принесет любителям астрономии еще немало волнующих открытий. Как отмечают обозреватели, любые гипотезы о происхождении этих символов неизбежно меняют наши представления о Вселенной, или о США; либо арабские цифры имеют не вполне земное происхождение, либо земляне смогли оставить свои следы на поверхности соседней планеты задолго до американцев, либо президент Буш нуждался в успехе миссии "Спирит" больше, чем могла позволить техника, либо чувство юмора специалистов НАСА выходит за все рамки приличия.

В 2009 г. по Марсу будет ездить "микроавтобус"?

С каждой новой марсианской экспедицией (которые бывают не так уж часто) размер марсоходов становится все больше. В 1997 г. на Красной планете оказался американский марсоход Sojourner. Это был совсем небольшой аппарат весом около 10,5 кг, который успешно проработал на поверхности Марса больше запланированных 7 дней и проехал в общей сложности около 80 м. Потом он вышел из строя под действием экстремальных перепадов температур и марсианской пыли.

Сейчас на Марсе работает марсоход Spirit и на днях на Марс должен прибыть его близнец марсоход Opportunity. Их размеры уже гораздо серьезнее, весят они немногим более 180 кг. Американцы сравнивают их по размерам с тележками для гольфа. Ну а на 2009 г. запланирована еще одна американская экспедиция беспилотного зонда на Марс Mars Scientific Laboratory с высадкой марсохода. Его разработка уже идет. И по предварительному проекту размер его таков, что его можно уже сравнивать с микроавтобусом.

Причем вместо солнечных батарей на нем для выработки электроэнергии будет установлен атомный реактор. Это означает, что марсоход будет менее подвержен влиянию окружающей среды. Во всяком случае производительность солнечных батарей нынешних марсоходов рано или поздно сильно уменьшит оседающая на них марсианская пыль, а атомному реактору она ни в коей мере не повредит. Соответственно, марсоход на атомной тяге сможет работать на поверхности Марса гораздо дольше нынешнего Spirit'а.

Правда, остается вопрос, какие размеры должны быть у всего зонда, чтобы он смог доставить к Марсу марсоход размером с микроавтобус? И какой ракетой его запускать?

"Лунная" ракета Saturn V под открытым небом Алабамы

Недавно президент США объявил о новых ориентирах космической программы своей страны. Теперь приоритетами для NASA станут Марс и (уже во второй раз) Луна. Пока руководители NASA думают, куда их на этот раз "послал" их президент, в музее ракетно-космического центра в Хантсвилле (шт. Алабама) пытаются сохранить ракету Saturn V, которой исполнилось уже почти 40 лет. Именно на ракетах Saturn V отправлялись к Луне американские корабли Apollo.

В космическом музее в Хантсвилле находится тестовая версия ракеты Saturn V, на которой проводились испытания в Летно-космическом центре им. Маршалла в конце 1960-х годов. Это единственная сохранившаяся ракета Saturn V, составленная из деталей, которые изначально предназначались для сборки именно этого экземпляра. В экспозициях космических центров им. Кеннеди на мысе Канаверал и им. Джонсона в Хьюстоне тоже есть ракеты Saturn V, но они собраны из деталей, принадлежащих разным ракетам, поэтому их историческая ценность гораздо ниже.

Ракета Saturn V вот уже 30 лет находится в экспозиции музея в Хантсвилле. Она лежит на четырех опорах на свежем воздухе, открытая всем дождям и ветрам. Понятно, что от такого хранения она лучше не становится. Ее обшивка испещрена трещинами, царапинами, следами ржавчины, грибка и плесени, а через одну из трещин пробивается даже какой-то сорняк. Этот музей является государственным учреждением, и он запросил из бюджета на ремонт ракеты Saturn V и установку ее в крытом помещении 5 млн дол. Дали пока только 1,5 млн дол.

Европейская автоматическая космическая станция Mars Express, находящаяся на околомарсианской орбите с 25 декабря 2003 года, передала на Землю первые высококачественные снимки поверхности Марса.

Специалисты получили стереоскопические фотографии так называемого марсианского "Большого каньона". Это первые цветные трехмерные фотографии поверхности Красной планеты, сделанные с больным разрешением (12 метров на пиксель).

Снимки были сделаны 14 января с высоты около 275 км над поверхностью планеты с помощью стерео-камеры высокого разрешения (High Resolution Stereo Camera, HRSC).

На фотографии запечатлен район в 1700 км длиной и около 65 шириной. Общая площадь сфотографированной поверхности соответствует 120 тыс. квадратным километрам.

По ней специалисты смоделировали картинку марсианской поверхности, как если бы она была сделана с самолета, летящего на небольшой высоте.

Первые пробные снимки марсианской поверхности Mars Express передал 12 января. Они были сделаны с высоты около 315 км, а сейчас после настройки аппаратуры началось планомерное фотографирование Красной планеты.

По словам специалистов, ландшафт "Большого каньона" выглядит так, как будто он был изменен под влиянием огромных масс воды. Миллионы кубических километров камней были разбросаны, и сейчас поверхность выглядит как цепь гор, скал и долин.

Кроме того, марсоход Spirit передал с поверхности Красной планеты, где ищет воду, новые снимки высокого разрешения, но они будут опубликованы NASA только в феврале.

Лунные полезные ископаемые

На прошлой неделе в своей речи, посвященной новой космической программе США, президент Буш объявил, что на Луне нужно создать постоянную базу, которая станет первым шагом на пути к дальнейшему освоению космоса человеком. Он также сказал, что лунный грунт можно перерабатывать для получения ракетного топлива и пригодного для дыхания воздуха.

Буш привел в качестве примера два способа переработки лунного грунта, но, вообще-то, список лунных полезных ископаемых довольно длинный. Так что колонисты смогут обеспечить себя почти всем необходимым на месте. Во-первых, лунный грунт можно плавить и заливать в литейные формы и получать таким образом строительные кирпичи. Имеющийся в лунном грунте кремний можно использовать для изготовления солнечных панелей, железо - для разных металлических конструкций, алюминий, титан и магний - для создания корабля, который отправится в космос подальше от Земли. Вполне возможно, что созданные в условиях пониженной гравитации материалы и сплавы будут обладать более полезными свойствами, чем те, которые удается получить на Земле.

Из лунных камней ученые берутся даже "делать" воду (путем реакции водорода с кислородом), а из углерода и азота в комбинации с другими элементами - "почву" для выращивания сельскохозяйственных растений.

Ну и, конечно же, на Луне собираются добывать изотоп гелий-3, который очень редок на Земле, а производство его в земных условиях очень дорого. Этот изотоп является идеальным топливом для будущих термоядерных реакторов, имеющих чрезвычайно высокий КПД и способных генерировать электричество без радиоактивных отходов. В общем, Америка не просто так рвется на Луну.

Буш готовится к войне в космосе

План президента США Джорджа Буша по освоению космоса, предусматривающий полет на Марс и создание постоянной базы на Луне, будут разрабатывать одновременно с программой использования космоса в военных целях, сообщает агентство Reuters.

Глава Пентагона Доналд Рамсфелд настаивает на развитии системы противоракетной обороны и создании технологий, которые позволят сбивать спутники на орбите Замли. В 2003 году Минобороны США получило 14 миллионов долларов на исследования, по результатам которых может быть принято решение запустить в космос спутники с ракетами-перехватчиками. Первые испытания орбитальных ракетных комплексов могут пройти до 2010 года.

Космические планы Китая на 2004 г.: 10 спутников на 9 ракетах

По сообщению китайского информационного агентства Xinhua со ссылкой на одного из руководителей китайской космической программы, в 2004 г. Китай собирается произвести запуск 10 спутников. Для этого будут использованы 9 ракет-носителей, которые будут стартовать с трех разных космодромов Jiuquan, Xichang и Taiyuan. Среди этих 10 спутников будет и второй спутник системы Double Star, предназначенной для исследования магнитного поля Земли. Его запуск намечен на второй квартал 2004 г. Первый спутник этой системы был выведен на околоземную орбиту 30 декабря 2003 г. Этот проект Китай выполняет вместе с Европейским космическим агентством.

Кроме того, в этом году Китай продолжит работы по подготовке второго пилотируемого космического полета и начнет разработку первого зонда, которому предстоит в 2007 г. отправиться к Луне, и нового мощного телекоммуникационного спутника, который планируется запустить в 2005 г. Что касается дальнейших лунных планов Китая, то к 2010 г. планируется провести посадку на Луну первого автоматического зонда, а к 2020 г. - доставить на Землю образцы лунного грунта.

Экипаж МКС начинает подготовку к стыковке с грузовым "Прогрессом"

Экипаж международной космической станции начинает подготовку к стыковке с грузовым "Прогрессом М1-11", который стартует с Байконура 29 января. Официальный представитель подмосковного Центра управления полетами Валерий Лындин сообщил, что "сегодня Александр Калери и Майкл Фоэл проверят работу системы автоматического сближения "Курс", обеспечивающей стыковку в автоматическом режиме". Стыковка "грузовика" с российским модулем "Звезда" запланирована на 31 января.

Кроме того, как сообщает ИТАР-ТАСС, к пятнице, 23 января, экипаж должен завершить загрузку пристыкованного к МКС "Прогресса М48" накопившимся за пять месяцев мусором и отходами. Используемый в качестве "мусоровоза" грузовой корабль будет отстыкован от МКС и затоплен в Тихом океане 28 января, отметил Лындин.

Старт "Прогресса М1-11" запланирован на вечер 29 января. Во вторник на Байконуре начинается заправка корабля компонентами ракетного топлива и сжатыми газами. "Грузовик" доставит на орбиту около 2,5 тонн топлива, кислорода, воды, продуктов питания и посылки для работающих на орбите с октября Калери и Фоэла.

Galileo укрепляет свои позиции

Конфликт относительно создания европейской системы глобального позиционирования Galileo, продолжавшийся четыре года между ЕС и США, подходит к своему логическому завершению. 16 января, представители ЕС сообщили, что соглашение по этому вопросу между сторонами может быть заключено до 30 января текущего года.

Ранее регулятивные органы США осообщали, что предоставят для совместного использования свои спутниковые технологии при условии, что сигналы Galileo не будут создавать помехи функционированию американской системы GPS, построенной первоначально для нужд военных.

Проект Galileo, стоимость которого составляет $3,6 млрд. был утвержден в 2002 г. и расчитан на запуск в 2008 г. К тому времени планируется вывести на орбиту Земли 30 спутников.

Также стало известно о намерении Бразилии присоединиться к Galileo. Официальное заявление страны по этому поводу ожидается в ближайшее время. Ранее к проекту присоединились Индия и Китай, инвестировавшие в него 280 млн. евро и 200 млн. евро соответственно.