27 января 2004 г.

Марсоход Opportunity сфотографировал странные плоские плиты на поверхности Марса

Неполадки на марсоходе Spirit могли возникнуть из-за вспышки на Солнце

Телескоп Hubble выявил истинные цвета Урана и Нептуна

Opportunity прислал первое цветное фото Марса

Российский прибор нашел на Марсе воду за два года до "Спирита"

Американцы не смогли прочитать обнаруженный дневник израильского астронавта

Европейские ученые пойдут для спасения Beagle 2 на страшный риск

Астероид, просвистевший мимо Земли, заметил астроном-любитель

Американский марсоход Opportunity (точная копия марсохода Spirit) совершил посадку на Марс утром в воскресенье 25 января. Судя по всему, с этим марсоходом проблем у ЦУПа было меньше, чем со Spirit'ом. Во всяком случае, пока. Вскоре после примарсения в районе Meridiani Planum марсоход Opportunity прислал несколько десятков фотографий окружающего ландшафта. И некоторые запечатленные на них особенности марсианского рельефа выглядят довольно странно.

Например, вот эти плоские "плиты", полузанесенные песком, которые располагаются к юго-западу от марсохода. Во всяком случае, именно такое создается впечатление от этой картины. Но что это такое на самом деле, научные сотрудники миссии пока не могут сказать.

Если все пойдет нормально, то марсоход Opportunity съедет со своей посадочной платформы и отправится исследовать марсианскую поверхность в конце этой неделе. А пока в течение нескольких дней ему предстоит пройти тестирование всех своих систем, "развернуть" шесть своих колес и научное оборудование.

Неполадки на марсоходе Spirit могли возникнуть из-за вспышки на Солнце

Специалисты ЦУПа американской марсианской миссии, который находится в Лаборатории реактивного движения NASA, разбираются сейчас с неполадками, которые возникли на марсоходе Spirit на прошлой неделе в среду 21 января и привели фактически к потере связи с ним. Круг возможных причин аварии уже локализован, и количество версий сократилось до трех.

Связь Spirit'а с Землей и вся его научная активность прервалась, когда он выполнял калибровку двигателей на своем роботе-манипуляторе. И основная версия случившегося состоит в том, что в программе бортового компьютера, отвечающей за выполнение этих операций, есть ошибка в модуле управления файлами. Второй версией были неполадки с флэш-памятью бортового компьютера или ошибка в программе обращения к этой памяти. В субботу 24 января инженерам ЦУПа удалось произвести перезагрузку бортового компьютера в режиме, когда он вообще не пользуется флэш-памятью. Но последующая диагностика показала, что с флэш-памятью все в порядке.

Кроме того, была обнаружена некая проблема в электронной плате системы управления двигателями. Эта версия пока расследуется.

Ну и последним в списке "виновных" оказалось Солнце. Возможно, это было простое совпадение, но обрыв связи произошел после некоей вспышки на Солнце. Тем не менее, модули флэш-памяти во время процесса считывания или записи информации весьма чувствительны к высокоэнергетичным ионам и нейтронам, а после вспышек на Солнце в окружающее пространство выбрасываются именно эти частицы.

Руководители инженерной команды ЦУПа довольно оптимистично смотрят в будущее марсохода Spirit, они почти уверены в том, что он сможет вновь отправиться в путь по ранее намеченному курсу к середине февраля.

Телескоп Hubble выявил истинные цвета Урана и Нептуна

Уран и Нептун - это седьмая и восьмая по счету планеты от Солнца. По своим характеристикам они относятся к планетам-гигантам, правда, в отличие от Юпитера в их центре, как предполагается, есть твердое ядро.

В наземные телескопы Уран и Нептун выглядят как почти одинаковые голубые шары. Однако с помощью космического телескопа Hubble удалось выявить "скрытую" раскраску этих планет. Для этого на спектрографе телескопа были установлены специальные фильтры, в том числе и для длин волн ближнего инфракрасного диапазона. В итоге получились сильно отличающиеся друг от друга изображения Урана и Нептуна. Вот они:

На этих снимках по расположению разноцветных полос облаков в атмосфере планет четко видно, что оси вращения Урана и Нептуна вокруг собственной оси почти перпендикулярны друг другу. Уран как бы катится по плоскости своей орбиты, лежа на боку. Разный цвет полос облаков в атмосферах Урана и Нептуна соответствует разной толщине этих облаков и разной высоте их расположения. Ярко-оранжевые и красные цвета на этих снимках соответствуют полосе поглощения метана - третьего по распространенности газа в атмосферах Урана и Нептуна. Больше всего там водорода, а на втором месте идет гелий.

А вот на этом общем снимке Урана видны его тонкие кольца и шесть его спутников: самый яркий Ариэль в нижнем правом углу, далее по часовой стрелке идут Дездемона, Белинда (чуть заметное пятнышко у нижнего края снимка), Порция, Крессида и Пак (в самом верху, чуть правее центра). Всего же у Урана сейчас известно 25 спутников.

Opportunity прислал первое цветное фото Марса

Специалисты NASA обработали и опубликовали первый цветной снимок поверхности Марса, сделанный марсоходом Opportunity, который "приземлился" в заливе Меридиана 24 января. Ранее марсоход передавал лишь черно-белые изображения марсианского ландшафта.

В частности, марсоход прислал снимки поверхности планеты, на которой видны гористые участки и кратеры. На первых кадрах в поле камер Opportunity попала его собственная подушка безопасности.

Показательно, что поверхность Марса, запечатленная Opportunity, отличается от ландшафта, снятого камерами Spirit. Российские ученые утверждают, что залив Меридиана в прошлом был дном древнего моря - на это указывают отложения гематита, обнаруженные по данным спектральных измерений с орбиты.

Как сообщает CNN, Opportunity прислал на Землю очень детальное изображение разрешением 8000 на 3000 пикселей - 180-градусную панораму планеты, снятую передней камерой. Снимок настолько качественный, что, увеличив изображение, можно рассмотреть отдельные частицы почвы.

Нижнюю часть цветного снимка занимает изображение самого марсохода, в том числе уже сдувшейся подушки безопасности. В пейзаже нет ни камней, ни валунов - ровный мелкозернистый грунт красновато-серого и бурого оттенков. Вдохновленные успехом Mars Express, которая нашла на южном полюсе планеты воду, ученые сразу предположили, что цвет такой дало присутствие красного желязняка - ржавчины, которая могла образоваться в результате взаимодействия с водой.

Российский прибор нашел на Марсе воду за два года до "Спирита"

Российский детектор нейтронов высоких энергий ХЕНД, установленный на американской станции Mars Odyssey, обнаружил воду на Марсе еще в марте 2002 года. Об этом заявил в понедельник РИА "Новости" разработчик эксперимента, заведующий лабораторией Института космических исследований Игорь Митрофанов.

По его словам, ученые уже составили глобальные карты нейтронного потока от Марса с пространственным разрешением в 200-300 километров. Они нашли на полярных широтах Красной планеты большие районы с очень высоким содержанием водяного льда в грунте.

В российском институте полагают, что кратер Гусева, где недавно совершил посадку американский марсоход Spirit, был озером, в которое впадала марсианская река Маадим, а залив Меридиана - точки посадки марсохода Opportunity, вероятно, был дном древнего моря - на это указывают отложения гематита, обнаруженные спектрометрами с орбиты планеты.

Митрофанов считает, что места посадки марсоходов выбраны очень удачно, и данные их измерений могут привести к важным открытиям о геохимических процессах на дне древних марсианских водоемов.

Перспективы дальнейшего сотрудничества российских и американских ученых в области освоения Марса обсуждаются сейчас на самом высоком уровне. В субботу эта тема затрагивалась на переговорах президента России Владимира Путина с госсекретарем США Колином Пауэллом (Colin Powell).

Как сообщает НТВ, Путин передал американскому президенту поздравления в связи с успехами в исследовании Марса и подчеркнул, что в России с интересом восприняли "амбициозные планы" США в области космоса.

Американцы не смогли прочитать обнаруженный дневник израильского астронавта

Фрагменты дневника израильского астронавта Илана Рамона, погибшего 1 февраля 2003 года в катастрофе вместе с остальными шестью членами экипажа "Колумбии", были найдены на техасском поле, среди прочих обломков. Страницы были переданы израильской полиции для расшифровки, так как они изобилуют дырами, а главное - написаны на иврите.

Представитель Космического центра Джонсона подтвердил факт обнаружения дневников, но при этом подчеркнул, что все обнаруженные среди обломков личные вещи будут переданы членам семей погибших астронавтов, без указания, что это за вещи и каково содержание найденных документов.

Вдова Рамона Рона, живущая в Хьюстоне, отказалась от комментариев, передает CNN.

Jerusalem Post добавляет, что в Израиле отлит памятный медальон в честь Илана Рамона. Он был представлен на специальной мемориальной сессии Кнессета. Директор Израильского космического агентства Абу Хар-Эвен (Aby Har-Even) заявил при этом, что, несмотря на трагедию "Колумбии", Израиль не откажется от космических планов. Израиль, напомнил он, - одна из восьми стран мира, запускающих на орбиту свои собственные аппараты.

Делегация израильского парламента отправляется в США, чтобы принять участие на будущей неделе в церемонии открытия мемориала в честь погибших на "Колумбии".

Европейские ученые пойдут для спасения Beagle 2 на страшный риск

Потерянный на Марсе европейский космический зонд Beagle 2 не вышел на связь с орбитальной станцией Mars Express, в выходные пролетавшей над предполагаемым местом его посадки. Однако,не смотря на более ранние заявления, эта попытка не считается последней.

По информации сайта телекомпании Sky News, ученые пытаются очертить для себя все оставшиеся способы найти зонд. Миссия Beagle 2 будет признана проваленной, если связь с ним не удастся наладить до середины февраля.

Ведущий специалист проекта британский профессор Колин Пиллинжер (Colin Pillinger) обратился к своим американским коллегам, занимающимся станцией Mars Odyssey, с просьбой послать с нее сигнал о перезагрузке всего программного обеспечения зонда.

"Мы уже пробовали это раньше, так что особых надежд нет. Это очень опасная команда, и она может оказать последней", - сказал он.

Космический аппарат совершил посадку на Марс 25 декабря 2003 года и с тех пор не подал никаких признаков жизни, хотя его искал не только Mars Express и Mars Odyssey, но и наземные радиотелескопы.

Астероид, просвистевший мимо Земли, заметил астроном-любительX

22 января мимо Земли на расстоянии около 1,9 млн км пролетел астероид размером от 18 до 36 м в поперечнике. Обнаружен он был 19 января астрономом-любителем Сту Меганом (Stu Megan), который исследовал опубликованные в Интернет снимки, сделанные по проекту Spacewatch, который предусматривает поиск потенциально опасных для Земли астероидов.

Три обсерватории проверили информацию астронома-любителя, и Центр малых планет официально присвоил данному астероиду название 2004 BV18. Для "потенциально опасного" его размеры слишком малы. Так что даже если бы он направлялся прямо на Землю, то произвел бы только яркую вспышку в атмосфере и, может быть, до поверхности земли долетели бы его мелкие фрагменты. В общем, никакой катастрофы бы не было.

Тем не менее, открытие этого астероида астрономом-любителем стало важным событием в проекте Spacewatch, поскольку этот проект в обработке изображений, сделанных "профессиональным" 0,9-метровым телескопом, полагается именно на добровольцев (их по этому проекту работает 30 человек из США, Германии и Финляндии). Они рассматривают выложенные на специальном сайте в Интернет снимки и ищут на них быстро движущиеся объекты. В общем, астрономы-добровольцы хоть и не являются профессионалами, но работают они явно не впустую.