4 февраля 2004 г.

Марсоход Opportunity начал исследовать марсианский грунт в пределах досягаемости своей "руки"

Планета у звезды в созвездии Пегаса имеет в атмосфере кислород, но на Землю совсем не похожа

Скопления галактик исказили эхо Большого Взрыва

В Центре подготовки космонавтов сообщили о замене экипажа новой экспедиции на МКС

NASA назвало холмы на Марсе в честь погибших астронавтов шаттла Columbia

Европа включилась в гонку за Марс

Американских астронавтов пересадят с шаттлов на "Союзы"

Второй американский марсоход Opportunity, который 31 января съехал со своей посадочной платформы, приступил к исследованию грунта около своих колес. Для этого он развернул руку робота-манипулятора, на конце которой находятся спектрометр Мёссбауэра, рентгеновский спектрометр альфа-частиц, микроскоп с системой формирования изображения и фреза для снятия верхнего слоя исследуемых камней. С помощью спектрометров Opportunity должен определить химический состав марсианского грунта.

Сейчас марсоход находится в районе Meridiani Planum на дне небольшого кратера диаметром около 20 м, поэтому Opportunity начинает свою работу с исследования породы, оказавшейся в углублении, оставленном на поверхности Марса, возможно, многие миллионы лет назад.

На этом месте марсоход будет стоять несколько дней, пока не будут завершены исследования грунта. А потом Opportunity поедет к стенке кратера вот к этим камням, которые представляют собой плоские скальные выступы, засыпанные песком (во всяком случае, именно так они выглядят на фотографии).

Планета HD 209458b (неофициальное название - Озирис в честь египетского бога плодородия) вращается вокруг солнце-подобной звезды HD 209458, которая находится в созвездии Пегаса на расстоянии 150 световых лет от Земли. Яркость этой звезды соответствует 7-ой звездной величине, то есть ее можно увидеть в бинокль.

В свое время планета HD 209458b стала первой планетой, открытой по эффекту изменения яркости ее звезды при прохождении планеты по ее диску. Теперь с помощью космического телескопа Hubble удалось определить, что в верхних слоях атмосферы этой планеты имеются кислород и углерод, а в нижних слоях - пары натрия.

Однако эта планета совсем не похожа на нашу Землю и наличие в ее атмосфере кислорода не означает, что там есть какие-то формы жизни. Во-первых, планета HD 209458b относится к классу газовых гигантов, ее диаметр в 1,3 раз больше, чем у Юпитера, а масса составляет 0,7 массы Юпитера (HD 209458b в 220 раз тяжелее Земли). Во-вторых, HD 209458b вращается вокруг своей звезды по очень близкой орбите, ее радиус составляет всего 7 млн км, что в 8 раз меньше радиуса орбиты Меркурия, самой близкой к Солнцу планеты. Для сравнения, радиус орбиты Земли составляет 150 млн км. Полный оборот вокруг своего "солнца" планета делает за 3,5 дня. В-третьих, температура на поверхности планеты (точнее, в верхних слоях ее атмосферы) составляет около 1000 градусов С. Так что говорить о каких-то формах жизни здесь не приходится.

Из-за высокой температуры на этой планете происходит активное испарение водорода со скоростью как минимум 10 тыс. тонн в секунду. Этот водород, устремляясь в верхние слои атмосферы, увлекает за собой атомы кислорода и углерода. Хвост из испарившегося водорода тянется за планетой на расстоянии 200 тыс. км. Для HD 209458b предлагают ввести даже новый класс планет, определив их как "умершие" ядра полностью испарившихся газовых гигантов.

Скопления галактик исказили эхо Большого Взрыва

Эта "фотография" нашей Вселенной в возрасте 200 млн лет была сделана на основе данных измерения американским зондом Wilkinson Microwave Anisotropy Probe (WMAP) фонового микроволнового космического излучения. Это излучение представляет собой послесвечение, или "эхо", Большого Взрыва, в результате которого образовалась наша Вселенная. Эти измерения также показали, что наша Вселенная всего на 4% состоит из обычной материи, а остальное приходится на "темную" материю (23%) и "темную" энергию (73%).

Однако недавно группа астрономов из Университета Дарема (Великобритания) представила доказательства того, что это фоновое излучение за те 13 млрд лет, которое ему понадобилось, чтобы достигнуть Земли, претерпело некие искажения. Результаты их исследований базируются на анализе данных того же зонда WMAP. Они обнаружили, что близлежащие к нам скопления галактик находятся в тех областях неба, где температура микроволнового излучения ниже ее среднего значения. Такое явление может объясняться тем, что горячий газ в этих скоплениях галактик взаимодействовал с пролетавшими через него фотонами Большого Взрыва, и при этом взаимодействии менялись характеристики этих фотонов, то есть изменялось "эхо" Большого Взрыва.

Этот эффект был предсказан еще в начале 1970-х годов советскими физиками Р.А.Шуняевым и Я.Б.Зельдовичем вскоре после открытия фонового микроволнового космического излучения. Раньше этот эффект наблюдался в ближайших окрестностях нескольких крупных галактических скоплений, а теперь обнаружено, что микроволновый фон искажается на расстоянии около одного градуса от центра галактического скопления, то есть область искажения намного больше, чем предсказывалось ранее.

Если такое же влияние на фоновое излучение оказали и те галактические скопления, который находятся на расстоянии нескольких миллиардов световых лет от Земли, то ученым предстоит выяснить, насколько при этом должны были измениться карты микроволнового излучения, составленные с помощью зонда WMAP. Возможно, придется даже пересматривать основные положения современной космологии.

Основной экипаж девятой экспедиции на Международную космическую станцию (МКС) в составе россиянина Валерия Токарева и американца Лероя Чиао отстранен от полета эа 2,5 месяца до старта. Об этом агентству "Интерфакс" заявил главный врач Центра подготовки космонавтов Валерий Моргун, сообщается на сайте NEWSru.com.

По словам Моргуна, вместо Токарева и Чиао на станцию должны отправится Геннадий Падалка и Майкл Финк. Причины замены Моргун не объяснил, сообщив лишь, что она не связана с состоянием здоровья космонавтов.

Между тем в пресс-службе "Росавиакосмоса" в интервью агентству РБК опровергли сообщение о замене экипажа. По словам представителя пресс-службы, на МКС полетят Токарев и Чиао. Окончательно состав экспедиции будет утвержден государственной межведомственной комиссией в конце марта этого года.

Изначально планировалось, что в составе девятой экспедиции на МКС вместе с Токаревым отправится американский астронавт Уильям Макартур. Однако в середине января решением Американского космического агентства (NASA) Макартур был отстранен от полета по состоянию здоровья.

Старт российского корабля "Союз ТМА-4" с экипажем девятой экспедиции МКС должен состояться 19 апреля. В состав экмпажа будет включен астронавт Европейского космического агентства (ESA) голландец Андре Кейперс. Он проведет на МКС восемь дней, после чего вернется на Землю вместе с экипажем восьмой экспедиции - россиянином Александром Калери и американцем Майклом Фоулом.

NASA назвало холмы на Марсе в честь погибших астронавтов шаттла Columbia

Космическое агентство NASA приняло решение назвать семь холмов на Марсе в честь астронавтов, погибших при катастрофе шаттла Columbia.

Как заявило во вторник космическое агентство NASA, речь идет о холмах на "Красной планете", которые расположены вблизи марсохода Spirit, сообщает РИА 'Новости'.

Астронавты Columbia погибли первого февраля 2003 года, когда космический корабль вошел в твердые слои атмосферы Земли.

Европа включилась в гонку за Марс

Европейцы могут ступить на поверхность Марса в течение ближайших 30 лет, сообщило во вторник, 3 февраля, Европейское космическое агентство (ESA).

"Мы думаем, технически выполнимо будет направить пилотируемую миссию на Луну в 2020-2025 годах, а затем - на Марс в 2030-2035 годах. Сначала нам нужно вернуться на Луну, а потом лететь к Марсу. Никто из тех, кто работал над программой "Аполлон", уже нам помочь не сможет, и прежде, чем бежать, нужно научиться ходить", - сказал Франко Онгаро, менеджер ESA по проекту исследования космоса "Аврора".

Онгаро не согласился с утверждением о том, что между ESA и американским космическим агентством NASA существует конкуренция, и выразил надежду на то, что европейцы, американцы и россияне будут совместно работать над космической программой.

Согласно планам ESA, в 2007 году состоится пилотируемый запуск с целью проверки работы аппарата, который может выдерживать гораздо большую скорость при входе в атмосферу, чем та, которую испытывают аппараты, возвращающиеся с Луны.

За этим полетом последует миссия ExoMаrs. Задачи робота, который будет ее выполнять, предусматривают поиск жизни или ее следов на Марсе.

В 2014 году состоится еще один непилотируемый полет на "красную планету", который должен будет доставить на землю пробы грунта.

Колин Филинджер, ведущий ученый, отвечавший за неудавшийся полет "Бигля-2", считает необходимым узнать, есть ли жизнь на Марсе или нет.

"Вы можете стерилизовать робота, но сделать что-либо подобное с астронавтом невозможно. Человек неизбежно привнесет микробы на планету... и заразит ее", - сказал он.

Когда будет установлено наличие или отсутствие живых организмов на Марсе, ESA отправит пилотируемую экспедицию на Луну для проверки систем жизнеобеспечения.

Также необходимо уделить внимание психологическому аспекту долгосрочного полета, считают эксперты.

К 2026 году пилотируемую миссию на "красную планету" можно будет считать подготовленной: останется только отправить к Марсу очередного робота, который проверит работу всех систем и навигации. В 2030 году в сторону Марса отправится грузовой корабль, который доставит все необходимое для астронавтов.

Затем, если все предыдущие миссии увенчаются успехом, в 2033 году ESA планирует отправить на Марс людей.

Американских астронавтов пересадят с шаттлов на "Союзы"

В будущем американские астронавты могут пересесть на российские космические корабли. Об этом сообщает USA Today со ссылкой на новый проект бюджета американского космического агентства. В этот документе предусматривается возможность выделения средств на закупку кораблей "Союз", которые могут использоваться вместо шаттлов для доставки на орбиту американских астронавтов.

В проекте бюджета на новый финансовый год, который начнется 1 октября 2004 года, заложена сумма на закупку одного российского корабля - это 140 млн. долларов США. Упоминается при этом, что на данный момент российские корабли "Союз" являются единственными доступными для покупки пилотируемыми аппаратами, способными доставлять на околоземную орбиту астронавтов. Никаких подробностей о том, как американцы будут запускать свои экипажи на "Союзе", не сообщается. Скорее всего, заботы о запуске лягут на российскую сторону. Американская же сторона обеспечит финансирование полета. В любом случае, покупка "Союза" обойдется Соединенным Штатам дешевле, чем запуск шаттла: каждый старт космического челнока обходится примерно в полмиллиарда долларов.

Если новый бюджет NASA будет утвержден, а опыт использования "Союза" американцами окажется положительным, то закупка российских кораблей американским агентством продолжится и в дальнейшем. В USA Today, в частности, отмечают, что использование российских кораблей для доставки экипажей позволит сэкономить место для перевозки на шаттлах большего количества грузов за рейс. А после 2010 года, когда шаттлы будут выведены из эксплуатации, корабли "Союз" вообще могут остаться единственными пилотируемыми аппаратами для полетов на МКС.

Впрочем, перед использованием "Союзов" для запуска астронавтов NASA есть одно препятстсвие. В 2000 году был принят закон, запрещающий покупку космических кораблей у России. С другой стороны, в свете принятия Соединенными Штатами новой космической прогарммы ограничения могут быть сняты.