6 февраля 2004 г.

Перемены в новом экипаже МКС

Земная атмосфера становится тоньше

Opportunity отправился на поиски воды на Марсе

Крупные сферические частицы в мелком марсианском песке

На снимках марсианского грунта, сделанных марсоходом Opportunity с помощью микроскопа, установленного на конце руки его робота-манипулятора, среди мелкого песка и частиц неправильной формы четко видны шарики почти правильной сферической формы. Размер их составляет около 3 мм в диаметре. Эти снимки Opportunity сделал в непосредственной близости от свой посадочной платформы, которая находится в углублении небольшого кратера диаметром около 20 м.

Ничего похожего раньше на снимках марсианского грунта не было, поэтому в ближайшее время марсоход Opportunity займется исследованием окружающего грунта более серьезно. В частности сегодня 6 февраля планируется выкопать небольшую ямку и сфотографировать содержимое более глубоких слоев поверхностного грунта. Рыть яму марсоход будет с помощью одного своего колеса: остальные пять колес будут поставлены на тормоз, а шестое будет крутиться.

Конечно, форма частиц не позволяет точно определить их происхождение, но кое-какую информацию о возможных версиях их образования все же дает. В частности, марсианские шарики могли образоваться в результате обтесывания камешков неправильной формы в речном потоке или в морском прибое. Они также могут быть мелкими осколками метеорита, оплавившимися от трения в марсианской атмосфере, или брызгами вулканической лавы. Определить состав шариков планируется с помощью спектрометра Мессбауэра, который также находится на марсоходе Opportunity.

Кирпичи, из которых строят галактики

Как известно, наша галактика Млечный Путь относится к довольно многочисленному классу спиральных галактик. А недалеко от нашей галактики (по космическим, конечно же, меркам) находится еще одна спиральная галактика - галактика Андромеды. Недавно группа астрономов, работавшая на телескопе Green Bank, обнаружила вокруг этой галактики (синий эллиптический бублик на фото вверху) облака нейтрального водорода (красные пятна). По мнению ученых, эти облака представляют собой остатки тех "строительных блоков" из который миллиарды лет назад образовалась галактика Андромеды.

Скорее всего, из таких же облаков образовался когда-то и наш Млечный Путь, а также все остальные спиральные галактики. Это открытие, возможно, также поможет объяснить отсутствие тяжелых химических элементов в составе некоторых молодых звезд в старых галактиках.

По мнению астрономов, большие галактики типа Андромеды и Млечного Пути сформировались в результате неоднократных столкновений и слияний маленьких галактик и присоединения других космических объектов, в том числе облаков газа и пыли. Теоретически предполагается, что процесс роста галактик может продолжаться и сейчас, но "экспериментального" подтверждения этой гипотезы не было. И вот обнаружены "строительные блоки" небольшой массы, которые "падают" в галактику Андромеды, под действием ее силы тяготения.

В принципе облака нейтрального атомарного водорода в окрестностях нашей галактики Млечный Путь уже обнаруживали. Но по направлению и скорости их движения было ясно, что эти облака не стремятся присоединиться к нашей галактике. Так что строительными блоками для Млечного Пути они не являются. Возможно "кирпичи" для Млечного Пути еще не найдены.

Кстати, поиск облаков нейтральных атомов водорода - довольно трудная задача, так как эти облака испускают чрезвычайно слабое радиоизлучение на длине волны 21 см и обнаружить его на фоне мощного излучения близлежащей галактики (Андромеды или нашего Млечного Пути) очень сложно.

Экспедиция на Луну будет общаться с веб-серферами

Первый коммерческий аппарат, который полетит на Луну, сможет общаться с людьми на Земле посредством интернета. Запуск аппарата запланирован уже на этот год.

Компания TransOrbital заключила договор с Hewlett-Packard, которая обеспечит доступ интернет-пользователям к Trailblazer'у (так называется этот аппарат). На Trailblazer будет установлен компьютер от HP. На него будут поступать сообщения, посланные со специального сайта. Сообщение сможет послать любой интернетошатающийся. В ответ компьютер будет посылать уведомление о получении сообщения. Такой незамысловатый диалог.

"Мы хотим сделать космос доступным каждому, - сказал New Scientist президент TransOrbital Денис Лоури (Dennis Laurie). - Однако спешу разочаровать тех, кто хочет стать "космическими хакерами". Компьютер, общающийся с пользователями интернета, полностью изолирован от системы управления аппаратом".

По информации TransOrbital, с вероятностью 90% миссия "Луна" стартует в октябре-ноябре 2004 года. Изначально планировалось отправить экспедицию в 2001 году, но произошли непредвиденные задержки.

Аппарат, весом 110 килограммов, будет запущен в космос с космодрома "Байконур". Он проведет на орбите Луны 3 месяца. За это время он сделает множество снимков поверхности спутника, после чего прилуниться. Лоури отметил, что аппарат проектируется с тем расчетом, чтобы он мог безболезненно сесть на поверхность Луны. Прилунившись, Trailblazer станет хранить собранную о Луне и полученную от интернет-пользователей информацию, пока за ним не прилетят.

В России начал работу уникальный радиотелескоп

В начале февраля в России вступил в строй новый уникальный астрономический комплекс - глобальный радиотелескоп "Квазар-КВО". Об этом сообщает агентство ИТАР-ТАСС со ссылкой на научного руководителя проекта "Квазар", директора Института прикладной астрономии РАН, члена-корреспондента РАН Андрея Финкельштейна.

Финкельштейн рассказал, что "Квазар" представляет собой распределенный астрономический комплекс, состоящий из трех обсерваторий с 32-метровым радиотелескопом в каждой. Первый радиотелескоп расположен под Санкт-Петербургом, второй - на Северном Кавказе, в станице Зеленчукская, а третий - в урочище Бадары, неподалеку от озера Байкал. Все три обсерватории связаны скоростными каналами передачи информации, к которым подключен и центр обработки данных в поселке Светлое на Карельском перешейке.

Глава Института прикладной астрономии рассказал, что новый радиоинтерферометрический комплекс позволяет изучать структуру Вселенной, а также помогать исследованию Земли: предсказывать землетрясения, осуществлять мониторинг Мирового Океана, прогнозировать приход цунами, уточнять годичные циклы перемещения континентов и т.д. Не менее важно и то, что с помощью "Квазара" российские ученые смогут принимать участие в международных научных программах, осуществляемых научными центрами Америки и Европы.

Американские марсоходы продолжают исследования

На Красной планете продолжают работу марсоходы Spirit и Opportunity. Уже в ближайшие дни они приступят к выполнению новых этапов своих исследований. Первый из аппаратов - Spirit - продолжит изучение камня Адирондак, прерванное из-за компьютерного сбоя. В настоящее время марсоход полностью оправился от поломки. Специалисты NASA заново отформатировали его флэш-пямять, обилие информации в которой и привело к сбою и перезагрузке бортового компьютера. В ближайшее время Spirit попытается пробурить Адирондак и исследовать его внутреннее строение.

Что касается марсохода Opportunity, то пока он занят исследованием грунта в небольшом метеоритном кратере в зоне посадки. Исследование грунта с помощью микроскопа позволило обнаружить в нем весьма необычные частицы сферической формы. Кроме микроскопа, марсоход использовал для изучения грунта мёссбауэровский спектрометр. С помощью этого прибора было установлено, что в районе посадки достаточно распространен минерал оливин, имеющий вулканическое происхождение. После снятия мёссбауэровских спектрограмм началось изучение грунта с помощью рентгеновского спектрометра, однако результаты этой работы пока не обработаны.

По завершении исследования грунта в месте посадки Opportunity начнет первую поездку по Красной планете. Его целью станет изучение грунта в другой зоне кратера, где наблюдается высокая концентрация минерала гематита, который обычно формируется во влажных условиях. Именно из-за наличия этого минерала в качестве места посадки Opportunity была выбрана Полуденная равнина (Planum Meridiani).

Перемены в новом экипаже МКС

Экипажи девятой и десятой экспедиций на МКС поменяли местами из-за проблем с американским астронавтом Уильямом Макартуром, сообщает РИА "Новости". Первый заместитель начальника Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина Валерий Корзун отказался объяснить точные причины замены экипажа. "Подробности, возможно, будут объявлены после утверждения нового экипажа государственной межведомственной комиссией, заседание которой планируется провести в конце февраля", - уточнил Корзун.

По данным же издания Space.com, причиной отстранения пятидесятидвухлетнего американского астронавта от полета стали некоторые проблемы со здоровьем. По идее, вместо Макартура в паре с Токаревым на МКС должен был полететь дублер Макартура Лерой Чао. Однако в ходе совместных тренировок выяснилось, что Токарев и Чао несовместимы психологически. Именно это и стало причиной полной замены экипажа.

В соответствии с новым решением, в качестве девятого постоянного экипажа вместо Валерия Токарева и Уильяма Макартура на станцию отправятся россиянин Геннадий Падалка и американец Майкл Финке. Их дублерами станут космонавт Салижан Шарипов и астронавт Лерой Чао. На одном корабле с Падалкой и Финке на станцию отправится европейский астронавт Андре Койперс, который пробудет на станции около недели и вернется на Землю с участниками восьмого постоянного экипажа - Александром Калери и Майклом Фоулом. Что касается Токарева и Макартура, то они полетят на станцию осенью. К этому времени американец должен восстановиться после проблем со здоровьем.

Земная атмосфера становится тоньше

Согласно данным специального исследования, проведенного Исследовательской лабораторией ВМФ США, верхние слои атмосферы Земли становятся холоднее и тоньше, и объясняется это увеличением содержания в атмосфере парниковых газов. Самый верхний слой атмосферы называется термосферой, его нижняя граница находится на высоте 90 км от поверхности Земли. Оказывается, за последние 35 лет средняя плотность термосферы снизилась на 10%.

Для спутников такое явление может иметь "положительные" последствия: из-за снижения трения в верхних слоях атмосферы они могут дольше работать на орбите. Но точно так же дольше стал крутиться вокруг Земли и космический мусор, угрожающий этим спутникам.

Данные об уменьшении толщины атмосферы были получены в результате анализа данных о траекториях движения 27 искусственных спутников Земли, которые летали или летают до сих пор на высотах от 200 до 800 км над поверхностью Земли.

Как же происходит уменьшение плотности верхнего слоя атмосферы под действием парниковых газов, которые образуются в самом нижнем слое атмосферы - тропосфере? У поверхности земли парниковые газы удерживают инфракрасное излучение, что приводит к так называемому глобальному потеплению климата. А на высоте около 12 км и выше эти газы наоборот усиливают излучение тепла в космос, что приводит к охлаждению выше лежащих слоев атмосферы и, соответственно, к уменьшению их толщины. То есть газ меньшей плотности оказывается ниже по высоте, чем он был раньше. И чем выше и разреженнее слой атмосферы, тем сильнее в нем проявляется этот эффект.

Конечно, до катастрофы нам пока очень далеко, но то, что может случиться в результате действия парникового эффекта, можно увидеть на примере Венеры. Сейчас атмосфера этой планеты на 96% состоит из углекислого газа (в земной атмосфере его пока только 0,03%), температура нижних слоев венерианской атмосферы составляет около 400oС, а верхний ее слой очень тонкий и холодный.

Opportunity отправился на поиски воды на Марсе

В ночь с четверга на пятницу марсоход Opportunity проехал первые 3,3 метра по поверхности Марса. Автомат отправился на поиски воды - это передвижение поможет ученым лучше рассмотреть загадочные сферические минералы, сфотографированные Opportunity ранее с платформы. Они могут свидетельствовать о наличии на Марсе воды.

По одной из версий, частицы почвы, сфотографированные микрокамерой, могли "обрасти" наслоениями и приобрести сферическую форму, если бы перекатывались в течение долгого времени в воде.

Кроме того, Opportunity постепенно будет приближаться к светлым скалам, которые хорошо видно на круговой панораме, которую марсоход прислал на Землю ранее. Ученые собираются исследовать скалы не один день. Специалисты NASA, работающие в Лаборатории реактивного движения в Пасадене, говорят, что этот уникальный шанс надо использовать на полную.

Ожидалось, что марсоходу придется бурить почву, чтобы пробиться к твердой породе сквозь бурую пыль. Обнаружив выступающие на поверхность скалы, ученые были в восторге. "И вот - бац! - скала прямо перед нами!" - не скрывая восторга, восклицал руководитель проекта Стив Сквайрс, когда была опубликована первая фотография, снятая Opportunity.

Вскоре к Opportunity должен присоединиться и справившийся с неполадками Spirit, находящийся на другой стороне планеты. В Лабортории реактивного движения Reuters сообщили, что флеш-память марсохода уже отформатирована и скоро в нее начнут загружать новые данные. Именно из-за перегрузки памяти, когда марсоход не смог переварить огромные объемы информации, Spirit и прекратил реагировать на команды с Земли.