11 февраля 2004 г.

Opportunity обнаружил на Марсе новые загадки

Канада будет строить гибридные спутники

Европейский зонд SMART-1 сфотографировал четвертинку Луны

Spirit прошел рекордное расстояние по поверхности Марса

Не все в NASA считают, что экспедиция к космическому телескопу Hubble будет слишком опасной для астронавтов

Американские ученые предлагают изучать Марс с помощью воздушных шариков

Opportunity обнаружил на Марсе новые загадки

Марсоход Opportunity передал на землю новую информацию, полученную в ходе обследования выхода горных пород на склоне метеоритного кратера, в котором аппарат совершил посадку. За последние сутки марсоход проехал около четырех метров и приступил к исследованию наиболее интересной части кратера, где на поверхность выходят фрагменты монолитной породы. Именно они и стали объектом исследования марсохода.

Первые же фотографии этих образований принесли неожиданные результаты. На фотографиях отчетливо видно, что в породе имеются включения сферической формы. Эти включения находятся на различных стадиях формирования. Ранее сферические частицы были обнаружены в грунте в районе посадки Opportunity. Как образовались подобные частици, ученым еще только предстоит разобраться. Ясно, что они возникли в толще породы, а в грунт попали в результате ее эрозии. Однако точный механизм формирования этих частиц пока неясен.

Второй марсоход Spirit также продолжает исследовательскую программу. Он завершил изучение камня Адирондак. Исследование его с помощью микроскопа и спектрометров показало, что камень состоит из вулканического базальта. По завершении изучения Адирондака Spirit направился к своей следующей цели - камню "Белая лодка". При этом марсоход использовал для прокладки маршрута собственную навигационную систему. В центре управления задали лишь конечную точку маршрута, а путь марсоход определял сам на основе данных о местности, собранных при помощи стереоскопической камеры.

Канада будет строить гибридные спутники

Канада собирается произвести существенную модернизацию методов доставки данных, получаемых со спутников. А для этого планируется спроектировать многоцелевой спутник. Проект этот называется CASSIOPE. Он предполагает создание новой спутниковой платформы, которую можно будет адаптировать к самой разной полезной нагрузке для выполнения научных исследований, наблюдения поверхности Земли и передачи полученных больших объемов информации. Объединив все эти функции, Канада намерена существенно сэкономить бюджетные средства, выделяемые на строительство и запуск спутников.

В общей сложности в проект CASSIOPE будет инвестировано 140 млн дол. Первый спутник CASSIOPE планируется запустить в 2007 г. Принимать передаваемую им информацию будет специальная система Cascade, которая должна будет пересылать эти данные заинтересованным организациям, разбросанным по всему миру.

Уже известно, что на спутники CASSIOPE будет установлен комплект из восьми научных приборов для сбора данных о космических штормах в верхних слоях атмосферы и их влиянии на радиосвязь, GPS-навигацию и другие космические технологии.

Европейский зонд SMART-1 сфотографировал четвертинку Луны

В конце сентября 2003 г. ракета Ariane 5 вывела в космос европейский исследовательский зонд SMART-1 (Small Missions for Advanced Research in Technology), который отправился к Луне. Это экспериментальный аппарат, на котором установлен ионный двигатель. Это очень экономичный двигатель, который работает на ксеноне. Правда, тяга у него очень маленькая, но за четыре месяца полета он разогнал SMART-1 почти до 4400 км/час. Для того чтобы добраться до окололунной орбиты зонду потребуется всего 82 кг ксенона, а к настоящему моменту истрачено немногим более 27 кг этого топлива.

Сейчас SMART-1 находится на околоземной сильно вытянутой эллиптической орбите. 29 января камера зонда с расстояния 300 тыс. км сделала первые снимки Луны.

Камера запечатлела только половину лунного диска, который был в тот момент освещен солнцем. Но на этой фотографии астрономы без труда идентифицировали несколько лунных "морей": Mare Serenitatis, Mare Tranquillitatis, Mare Fecunditatis и Mare Nectaris.

До выхода на заданную окололунную орбиту зонду SMART-1 лететь еще больше года. А потом в течение как минимум 6 месяцев он будет заниматься исследованием Луны и составлением ее подробной карты. Для этого на борту зонда имеется 6 научных приборов.

Spirit прошел рекордное расстояние по поверхности Марса

Spirit в понедельник удалось преодолеть более 21 метра за один день, сообщили представители NASA. Марсоход Sojourner, находившийся на Марсе в 1997 году, преодолевал за то же время расстояние в три раза меньшее.

"Все прошло отлично. В среду марсоход продолжит передвижение", - заявил один из руководителей экспедиции на Марс Джим Эриксон (Jim Erickson).

Напомним, что Spirit должен дойти до кратера Бонневиль (Bonneville), который находится примерно в 250 метрах от места приземления аппарата. В NASA надеются, что марсоход сможет преодолевать более 40 метров ежедневно, сообщил Эриксон.

После того как президент США обрисовал новую американскую космическую программу, руководство NASA тут же объявило об отказе от ранее запланированных двух миссий "шаттлов" для модернизации и ремонта космического телескопа Hubble. Объяснялось это решение тем, что в новых условиях NASA не сможет обеспечить должный уровень безопасности этих полетов.

Однако с таким мнением руководства согласны не все сотрудники NASA. Например, один астроном, работающий по проекту телескопа Hubble, передал в информационное агентство Reuters два доклада инженеров NASA, где утверждается, что полет к орбитальному телескопу будет для астронавтов не более рискованным, чем полеты для дальнейшего строительства Международной космической станции (а таких полетов для завершения запланированных работ потребуется провести 25).

Все три участника этой истории настаивали на своей анонимности, в частности сотрудники NASA опасаются потерять работу, если начальству станет известно об их "оппортунистической деятельности".

Правда, окончательного решения NASA пока не приняло. Возможно, оно все-таки решит прислушаться, если не к мнению свои сотрудников, то хотя бы к мнению международного астрономического сообщества, которое лишится уникального телескопа за несколько лет до того, как будет запущен телескоп нового поколения (да и произойдет ли это в намеченные сроки, еще неизвестно). Без сервисной миссии, которая должна была бы заменить вышедшие из строя гироскопы и батареи питания телескопа, жизнь телескопа Hubble сократится как минимум на 6 лет.

Кстати, фанаты телескопа Hubble открыли в Интернет несколько сайтов (в том числе www.savethehubble.org), где уже собрали более 15 тыс. подписей под петицией в Конгресс США и в NASA с требованием не допустить досрочной отставки телескопа.

Американские ученые предлагают изучать Марс с помощью воздушных шариков

Во вторник на проходящем в городе Альбукерке, штат Нью-Мексико, Международном форуме по космическим технологиям и их применению американскими учеными было предложено использовать для исследования Марса воздушные шары с крылом-стабилизатором. Как сообщает BBC News, проект был разработан группой специалистов из Глобальной авиакосмической корпорации во главе с доктором Алексеем Панкиным (Alexey Pankine) при поддержке Института передовых концепций НАСА.

Устройство, получившее название StratoSail, представляет собой воздушный шар, аналогичный метеорологическим зондам, используемым учеными на Земле. Управляемые воздушные роботы-разведчики могут парить в атмосфере планеты в течение нескольких месяцев и служить базой для наземных аппаратов и мини-лабораторий. Такое устройство относительно недорого, потребляет мало энергии и может быть использовано для проведения разнообразных исследований.

В 1985 году два воздушных шара уже исследовали атмосферу Венеры, но ученые пришли к выводу, что на других планетах будет трудно контролировать перемещения шара из-за сильных воздушных течений.

Чтобы решить эту проблему предлагается под воздушным шаром прикрепить на тросе длиной в несколько километров крыло-стабилизатор. По словам доктора Панкина, относительные различия в скорости ветров между этими двумя высотами создают силу, которая будет перемещать воздушный шар со скоростью около 1 метра в секунду на протяжении нескольких месяцев.