Европейское космическое агентство прекратило дальнейшие поиски Beagle 2
Специалисты Европейского космического агентства прекращают поиски космического зонда Beagle 2 на Марсе, сообщается на сайте агентства.
В среду заместитель министра промышленности и торговли Великобритании лорд Дэвид Сейнсбери (Lord Sainsbury) объявил о неудачном завершении марсианской миссии Beagle 2. "Тем не менее, даже такой отрицательный результат принесет пользу в будущих исследованиях Марса европейскими учеными", - заметил он.
Последний раз специалисты агентства пытались установить связь с зондом шестого января, когда над местом предполагаемой посадки модуля пролетала орбитальная станция Mars Express. Все системы Mars Express работали без сбоев, однако станция не получила отклика Beagle 2 на свои радиопозывные.
Ранее предпринимались попытки обнаружить зонд при помощи американской космической станции Mars Odyssey и наземных радиотелескопов, однако их также постигла неудача.
Космический аппарат Beagle 2 совершил посадку на Марс 25 декабря 2003 года и с тех пор не подал никаких признаков жизни.
Металлический снег на Венере
В 1990 г. на орбиту Венеры вышел американский исследовательский зонд Magellan, который с помощью радиолокатора составил подробную карту поверхности Венеры с разрешением в несколько сотен метров. И на этих картах был замечены непонятные светлые пятна, покрывающие некоторые венерианские горы. Тогда ученые решили, что этот эффект обусловлен наличием на поверхности гор слоя металлосодержащего "снега" толщиной несколько миллиметров. Однако химический состав этого снега был неизвестен.
И лишь недавно, после новой обработки данных, полученных зондом Magellan, эта загадка была, по всей видимости, решена. Этой проблеме посвящена статья в последнем номере журнала Icarus, опубликованная специалистами из Университета Вашингтона в Сент-Луисе. По мнению авторов статьи, им удалось доказать, что этот снег состоит из сульфидов свинца и висмута.
Понятно, что обычного снега на Венере быть не может, поскольку температура на ее поверхности достигает 400-450oС. Но "снег" на ее горных вершинах образуется по тем же самым физическим законам, что и на Земле. Температура атмосферы с высотой уменьшается и на определенной высоте она становится достаточно низкой, чтобы произошла кристаллизация капелек жидкости, находящихся в атмосфере (на Земле это вода, а на Венере - жидкие сульфиды свинца и висмута).
Кстати, эти выводы, возможно, скоро удастся подтвердить или опровергнуть, так как в ноябре 2005 г. к Венере должен отправиться европейский зонд Venus Express (его выведет в космос российская ракета "Союз"). Как предполагается, Venus Express проведет радарное зондирование верхнего слоя поверхности Венеры, и тогда удастся экспериментально определить состав снежных шапок на вершинах венерианских гор, которые выше Гималаев.
Программа полета второго китайского космического корабля будет существенно отличаться от первого
Как известно первый пилотируемый полет китайского космического корабля состоялся в октябре прошлого года. Первым китайским космонавтом (по-китайски, тайконавтом) стал пилот китайских ВВС Янг Ливей. На корабле Shenzhou-5 он сделал 14 витков вокруг Земли и совершил посадку через 21 час после старта.
В 2005 г. Китай собирается провести второй пилотируемый полет, и его программа будет существенно отличаться от программы полета Shenzhou-5. Во-первых, на борту Shenzhou-6 будет два астронавта, а во-вторых, их полет будет продолжаться почти 7 дней и за это время Shenzhou-6 сделает 108 витков вокруг Земли (как беспилотные корабли Shenzhou-2 и Shenzhou-3).
Так что запасов кислорода, воды и продуктов питания на Shenzhou-6 будет намного больше, и именно на этом корабле пройдут серьезные испытания систем жизнеобеспечение. Следует также отметить, что из-за малой продолжительности первого полета тайконавт Янг Ливей мог все время сидеть в спускаемом модуле. На Shenzhou-6 тайконавты после выхода корабля на заданную орбиту перейдут в орбитальный модуль, где проведут ряд научных наблюдений и экспериментов, а перед посадкой займут места в спускаемом модуле.
Сейчас к полету на корабле Shenzhou-6 готовятся 14 кандидатов в тайконавты (и среди них герой Китая Янг Ливей). Они распределены на 7 пар, но незадолго до полета среди них будут отобраны 3 лучшие пары и уже из них непосредственно перед стартом выберут экипаж Shenzhou-6.
Пол Аллен на шаг ближе к космосу
Федеральное управление гражданской авиации США подтвердил, что компания, возглавляемая Полом Алленом (Paul Allen), соучредителем корпорации Microsoft, подала заявление на получение лицензии для пилотируемого полёта на околоземную орбиту на высоту 60 миль. Аллен ссудил денежные средства фирме Scaled Composites, которая завершила разработку летательного аппарата на соискание премии X Prize. Победитель, чей самолёт будет выбран для первого частного пилотируемого космического запуска, получит $10 млн.
Корабль фирмы Scaled Composite - SpaceShipOne - является детищем Барта Рутана (Burt Rutan), основателя компании, который спроектировал Voyager, первый самолёт, облетевший Землю без посадки в 1986 году.
Программа X Prize была начата в 1996 году Питером Диамандисом (Peter Diamandis) как попытка создать индустрию космического туризма. Чтобы выиграть эту премию, спроектированный корабль должен брать на борт 3 человек и летать на высоте в 62,5 миль над Землёй раз в неделю.
Аппарат Beagle 2 официально признан потерянным
Правительство Великобритании и Европейское космическое агентство (ЕКА) официально признали неудачу, постигшую аппарат Beagle 2 при посадке на Марс. Сам аппарат признан потерянным. Напомним, что посадочный модуль Beagle 2 вошел в атмосферу Красной планеты в конце декабря 2003 года. После этого аппарат так и не вышел на связь. Связаться с ним с орбиты Марса и с Земли также не удалось. Неудачей закончились и попытки найти аппарат или его фрагменты путем фотографирования района посадки с орбитальных аппаратов Mars Odyssey и Mars Global Surveyor.
Объявив Beagle 2 потерянным, министр по делам науки Великобритании лорд Сэйнсбери и генеральный директор ЕКА Жан-Жак Дорден объявили о создании комиссии для расследования причин провала экспедиции. Возглавит комиссию генеральный инспектор ЕКА Рене Боннефуа. Он, как и другие члены комиссии, не имел отношения к проекту Mars Express/Beagle 2 и должен будет обеспечить максимальную объективность расследования.
В задачу комиссии войдет определение возможных причин потери Beagle 2. Поиск причин будет вестись по двум направлениям - технической и организационной. В первом случае будет проведен анализ технических особенностей аппарата, результатов его наземных испытаний и возможных конструкторских просчетов. Во втором случае подробному анализу подвергнется организация процесса разработки и постройки аппарата. Отчет о проделанной работе комиссия должна представить к концу марта нынешнего года.
|