13 февраля 2004 г.

Нечетное изображение в гравитационной линзе

От ночного холода на марсоходе Spirit примерзает антенна

Кометы - разносчики жизни по галактике

Spirit стал еще и марсианским метеорологом

США покидают секретный российско-американский проект "Рамос"

Olympus Mons - самый большой вулкан в солнечной системе

Самый большой вулкан на Марсе земляне назвали Olympus Mons - "Олимпийские снега", потому что с Земли облака, окружающие вулкан, выглядят как светлое пятно. Он самый большой не только на Марсе, но и во всей солнечной системе. Его высота составляет около 25 км (напомним, что самая высокая гора на Земле - Эверест - имеет высоту 8848 м). Конечно, Olympus Mons - не компактный острый пик, он довольно пологий и поэтому занимает очень большую территорию: размер его подножия в поперечнике составляет 550 км.

Olympus Mons - это так называемый щитовой вулкан, который образовался в результате многократных извержений с вытеканием потоков лавы из его жерла. Каждый слой лавы довольно тонкий, его толщина может составлять всего несколько метров, но так как извержений было очень много, то из этих слоев образовалась гигантская гора, наклон склона которой составляет порядка 10°.

Снимок, показанный вверху, был сделан стереоскопической камерой высокого разрешения HRSC, установленной на европейском орбитальном зонде Mars Express. На нем показана кальдера вулкана Olympus Mons, то есть плоская впадина с крутыми склонами, образовавшаяся в результате провала вершины вулкана. Глубина этой впадины составляет около 3 км, а ее размер в поперечнике - около 100 км. Фотография была сделана с высоты 273 км, ее разрешение составляет 12 м на пиксел.

К 2005 году "Росавиакосмос" полностью перейдет на новую космическую ракету

В 2005 году "Росавиакосмос" планирует полностью перейти на новую ракету-носитель "Союз-2", сообщает РИА "Новости".

Как рассказал в интервью агентству источник в российской пилотируемой программе, "Союз-2" будет отличаться от своих предшественников ("Союзов" серии "У" и "ФГ"), прежде всего, тем, что система управления новой ракеты будет полностью состоять из цифровых приборов.

По словам источника, на Байконуре уже "полным ходом идет переоснащение 31-й стартовой площадки, откуда предполагается запускать новые "Союзы"... Проводится кропотливая и крайне ответственная работа по переоборудованию одного из монтажно-испытательных корпусов, где носители будут стыковать с полезной нагрузкой и готовить к запуску".

Однако "Союз-2" планируется запускать не только с "Байконура", но также и с другого российского космодрома - "Плесецк", а также с космодрома Куру во Французской Гвиане.

"Возможность предоставить заказчикам право выбирать, с какого из трех космодромов ему выгоднее выводить в космос полезную нагрузку, позволит России наиболее эффективно использовать потенциал нового "Союза", - заявил представитель "Росавиакосмоса".

Нечетное изображение в гравитационной линзе

Известно довольно много случаев, когда массивные галактики своим мощным гравитационным полем, отклоняют свет далеких космических объектов и действуют как гравитационные линзы, увеличивающие изображение этих объектов, которые в противном случае не удалось бы увидеть вовсе даже с помощью современных космических телескопов. Благодаря гравитационным линзам удалось обнаружить некоторые далекие квазары и скопления галактик.

Следует также отметить, что согласно общей теории относительности Эйнштейна гравитационные линзы должны давать несколько изображений объекта, причем их должно быть нечетное число. Но почти у всех известных гравитационных линз до сих пор обнаружено только 2 или 4 изображения объекта.

Однако недавно группе астрономов из Гарвард-Смитсониевского центра астрофизики удалось обнаружить на изображении, порождаемом гравитационной линзой, третье центральное изображение квазара PMN J1632-0033, который находится на расстоянии около 11,5 млрд световых лет в созвездии Змееносца. Гравитационной линзой для этого квазара служит эллиптическая галактика, которая находится на расстоянии 8 млрд световых лет от нас.

До сих пор было известно два изображения квазара PMN J1632-0033, а после его новых наблюдений с помощью радиотелескопа обнаружено очень слабое третье центральное изображение. Его спектр такой же, как у двух других изображений за исключением низкочастотного диапазона радиоизлучения. Скорее всего, это излучение поглощается галактикой-линзой.

Открытие это примечательно не только тем, что оно подтвердило правильность теории относительности Эйнштейна, но и тем, что с его помощью удалось определить некоторые свойства "линзовой" галактики и сверхмассивной черной дыры, которая, как предполагается, находится в ее центре. В частности, масса этой черной дыры не превышает 200 млн масс нашего Солнца, а поверхностная плотность этой галактики составляет не менее 20 тыс. масс Солнца на квадратный парсек. У нашей галактики Млечный Путь поверхностная плотность намного ниже - всего 50 масс Солнца на квадратный парсек.

От ночного холода на марсоходе Spirit примерзает антенна

Проблемы со связью с марсоходом Spirit бывают не только из-за сбоев в работе оборудования, но и из-за превратностей марсианского климата. Недавно ЦУПу пришлось пропустить очередной сеанс связи с марсоходом и отложить загрузку на его бортовой компьютер новой порции команд из-за того, что двигатель, поворачивающий антенну в сторону Земли, замерз от ночного холода. Правда, на двигателях марсохода есть специальные нагреватели, но температура в тени оказалась такой низкой, что их мощности оказалось недостаточно, чтобы привести двигатель в рабочее состояние.

Но в 38-й рабочий день Spirit'а на поверхности Марса с появлением солнца ситуация исправилась далеко не сразу. Оказалось, что тень от штанги, на верху которой располагается фотокамера марсохода, падает как раз на двигатель антенны. Так что пришлось ждать, пока солнце переместится, и двигатель окажется на свету и нагреется естественным образом.

Правда, американский ЦУП не сообщает о том, дано ли указание марсоходу на ночь поворачиваться нужным бортом на восток для ускорения прогрева на рассвете.

Кометы - разносчики жизни по галактике

Недавно ученые из Университета Кардиффа (Великобритания) выдвинули гипотезу о том, что резкое похолодание, случившееся в период с 536 до 540 года, было вызвано столкновением Земли с довольно небольшой кометой. Случившийся при этом мощный взрыв в атмосфере вызвал эффект "ядерной зимы".

Однако, кометы могут вызвать не только экологическую катастрофу. Возможна также ситуация, когда при столкновении кометы с планетой, на которой существует жизнь, мощный взрыв выбрасывает в космос из атмосферы вещество этой планеты вместе с микроорганизмами. Такое могло не раз происходить за время существования жизни на Земле. Конечно, часть этих микроорганизмов погибла от высокой температуры при взрыве и космической радиации, но какие-то из них могли выжить. По подсчетам ученых наша солнечная система может быть окружена так называемым "биодиском" диаметром 30 и более световых лет, состоящим из мельчайших обломков земной породы со спящими микробами внутри. Если учесть, солнечная система делает полный виток вокруг центра нашей галактики за 240 млн лет, то на этом длинном пути выброшенные в космос живые организмы могут заселить миллионы планетных систем.

Возможно, именно таким способом были занесены живые организмы и на саму Землю.

Spirit стал еще и марсианским метеорологом

Специалисты NASА решили развернуть термометр, установленный на корпусе марсохода Spirit и предназначенный для измерения температуры почвы, и измерить с его помощью перепады температуры атмосферы. Термометр - его полное название "Миниатюрный спектрограф термального излучения", Mini-Tes - поворачивается вверх на угол до 30° и уже зарегистрировал скачки температуры в 4° по Кельвину в течение одной минуты.

Таким образом, пишет CBC News Online, ученые намерены собрать данные, которые помогут в дальнейшем при посылке к Марсу спускаемых аппаратов, в том числе и пилотируемых.

Более точные данные учены надеются получить при одновременном измерении температуры "снизу" - с борта "близнеца" Spirit'a, марсохода Opportunity - и "сверху", с орбитального спутника Mars Global Surveyor, когда он будит пролетать над марсоходом.

США покидают секретный российско-американский проект "Рамос"

Министерство обороны США объявило о намерении в 2005 году завершить свое участие в совместном с Россией проекте "Рамос" (RAMOS - Russian-American Observation Satellite), созданном в рамках противоракетной обороны (ПРО), сообщает "Независимая газета".

Проект был открыт в 1992 году по инициативе бывших президентов Билла Клинтона и Бориса Ельцина. Авторы проекта предусмотрели совместную разработку, запуск и эксплуатацию на орбите в течение двух лет российского (ROS - Russian Observation Satellite) и американского (AOS - American Observation Satellite) экспериментальных спутников дистанционного зондирования Земли.

В основу проекта "Рамос" был положен принцип стереоскопической съемки спутниковой парой AOS-ROS одного и того же объекта на поверхности Земли или в атмосфере с помощью многоспектральной оптико-электронной аппаратуры наблюдения, работающей в видимой, средней и дальней инфракрасных областях электромагнитного спектра.

Участники проекта должны были вести наблюдение за фоноцелевой обстановкой, обнаруживать и сопровождать запущенные баллистические ракеты. В качестве главной цели "Рамос" было определено формирование уникального банка данных, который обе страны могли бы в дальнейшем использовать для своевременного обнаружения любой запущенной баллистической ракеты по ее демаскирующим признакам. По сути, речь шла о создании эффективной спутниковой системы наблюдения повышенной информативности. Не исключалась возможность использования системы для мониторинга земной поверхности и решения экологических задач.

Запуск первого спутника должен был состояться в конце 2007 года, а второго - в 2008 году. Основную часть финансовых расходов по проекту - более 300 миллионов долларов в течение всего периода реализации должны были нести США. Однако в дальнейшем сумма возросла до 500 миллионов долларов.

Россия должна была построить спутники, включая датчики для ультрафиолетовой области спектра и матричные камеры, работающие в видимой его части, и обеспечить запуски. Управление орбитальной группировкой AOS-ROS и обработку данных должен был осуществлять объединенный оперативный центр в Москве. Обе стороны должны были иметь паритетный доступ к полученной информации. В то же время США не могли включать спутники "Рамос" в состав создаваемой инфраструктуры системы НПРО.

На начальном этапе реализации программы в 1995-1999 годах обе страны достигли определенного научно-технического прогресса: были даже проведены некоторые эксперименты в приземной атмосфере и космосе с использованием самолетов-лабораторий и космических аппаратов из состава орбитальных группировок России и США. После решения США выйти из Договора по ПРО и создать национальную систему противоракетной обороны положение проекта ухудшилось.

Высшее политическое руководство России выступило против этого решения США, в связи с чем Пентагон стал проявлять беспокойство за безопасность накопленной по программе информации и возможность утечки применяемых в "Рамосе" американских космических технологий. Эти опасения начали влиять на финансирование проекта. В 2003 году бюджет "Рамоса" был сокращен и вместо запрашиваемых 69 миллионов Конгресс США выделил только 50,1 миллиона долларов.

"Раньше да и сейчас американские партнеры пытались заполучить единичные образцы нашей техники. Понятно, что в первую очередь этот интерес связан со стремлением найти эффективное противодействие нашим образцам военной техники. При этом, когда мы предлагали сотрудничать на более выгодной взаимной основе, мы получали "мягкий" отказ", - прокомментировал ситуацию первый заместитель председателя Комитета по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами Александр Денисов.

Выйдя из проекта "Рамос", США продолжат путь к практическому осуществлению своего плана создания системы НПРО. В частности, в рамках военного бюджета США на 2005 год Пентагон запрашивает на эту программу 10,3 миллиарда долларов. Из этой суммы около 900 миллионов долларов должны пойти на финансирование разрабатываемых противоракет и космических датчиков, которые войдут в первоначальный состав системы ПРО.