17 февраля 2004 г.

Марсоход Spirit не сумел пройти 48 метров за день

Ракета Titan 4 вывела в космос американский военный спутник

Найден самый большой известный алмаз во вселенной

Носимые компьютеры готовят к исследованию Марса

NASA следует составить новый план действий относительно "шаттлов" считают государственные аудиторы

К Земле приближается комета C/2002 T7

NASA проведет на космодроме учения по спасению экипажа "шаттла", совершившего аварийную посадку

Экипаж МКС должен вырасти до шести человек

Марсоход Spirit не сумел пройти 48 метров за день

Марсоходу Spirit не удалось за один день преодолеть запланированное расстояние в 48 метров, сообщает CNN.

В понедельник Spirit переместился по поверхности Марса только на 26,4 метра. Пока это рекорд дальности передвижения, так как ранее ему удавалось проходить за день не более 21 метра. Пройти 48 метров Spirit не удалось потому, что марсоходу потребовалось больше времени для исследования марсианского грунта и скальных пород, сообщил один из руководителей экспедиции на Марс Джим Эриксон (Jim Erickson).

В понедельник специалисты NASA пришли к выводу, что конечная цель путешествия Spirit - кратер "Бонвиль" (Bonneville) - находится не в 250 метрах от места посадки марсохода, а в 345. Таким образом, марсоходу осталось пройти еще около 240 метров.

Второй марсоход Opportunity, находящийся на другой стороне планеты, в понедельник приступил к рытью шурфа на плато, получившем название "Гематитовый склон".

Ракета Titan 4 вывела в космос американский военный спутник

14 февраля в 13:50 по местному времени (21:50 мск) на космодроме на мысе Канаверал состоялся запуск ракеты Titan 4, которая через 10 минут вывела на околоземную орбиту очередной американский военный спутник серии DSP - Defense Support Program-22. А еще через 6,5 часов после двух включений двигателя разгонного блока IUS спутник оказался на геостационарной орбите высотой 36 тыс. км.

Спутник DSP-22 будет работать в системе обнаружения ракетных запусков и испытаний ядерного оружия. Для этого на нем имеется инфракрасный телескоп, который фиксирует тепловое излучение двигателей ракет и ядерных взрывов.

DSP-22 - это предпоследний спутник серии DSP, а запуск последнего должен состояться в марте будущего года. После чего Пентагон перейдет на спутники с ИК-системой наблюдения нового поколения.

Кстати, этот запуск стал последним для разгонного блока IUS, который имеет довольно богатую историю. Эти разгонные блоки использовались с 1982 года. В частности они участвовали в запусках целого ряда исследовательских зондов (Magellan к Венере, Galileo к Юпитеру, Ulysses - на околосолнечную орбиту, перпендикулярную плоскости солнечной системы) и рентгеновского телескопа Chandra, не говоря уже о множестве околоземных спутников.

Самый последний разгонный блок IUS, который был запасным для спутника DSP-22, пока останется на хранении в одном из корпусов космодрома на мысе Канаверал, а потом его, скорее всего, отправят в музей.

Найден самый большой известный алмаз во вселенной

В созвездии Центавра, на расстоянии около 50 световых лет от Земли астрономы обнаружили звезду, представляющую собой гигантский алмаз, сообщает BBC News.

Найденный объект, в каталогах значащийся как BPM 37093 - глыба кристаллизированного углерода диаметром 1500 километров. Он является ядром древней звезды, которая была очень похожа на Солнце, однако позже угасла и уменьшилась в размерах. Астрономы решили назвать ее Lucy, в честь песни группы Beatles "Lucy in the Sky with Diamonds".

По сути своей Lucy - кристаллизировашийся белый карлик - бывшее горячее ядро звезды, в котором исчерпались запасы энергии. Теория о том, что ядра белых карликов кристаллизируются, существует уже более четырех десятков лет, однако непосредственные доказательства этого найдены совсем недавно. Белый карлик не только излучает свет, но и пульсирует. Измеряя эти пульсации, астрономы смогли изучить внутренне строение звезды.

Наше Солнце в будущем также должно стать белым карликом и со временем превратиться в гигантский алмаз.

Носимые компьютеры готовят к исследованию Марса

Европейские ученые разрабатывают мобильные высокоинтеллектуальные компьютерные системы, которые помогут и людям, и роботам изучать и осваивать наиболее интересные геологические структуры Красной планеты. Одна из таких систем под названием Cyborg astrobiologist проходит сейчас испытания в регионе Центральной Испании.

Комплект включает в себя компактный носимый компьютер, камеру, специализированный манипулятор Finger mouse, надеваемый дисплей, а также клавиатуру.

Помимо человека, комплект могут использовать гипотетические антропоморфные роботы будущего. Апробация нового оборудования осуществлялась мыслимыми и немыслимыми путями - например, с ее помощью изучался печатный плакат с видом Марса, переданным зондом Pathfinder в 1997 году. На нем удалось выделить гряду холмов на горизонте и скалы с более насыщенной окраской. Комплект позволяет автоматизировать процесс анализа местности, помогая выделять участки, наиболее перспективные для детального обследования.

Входящий в состав комплекта носимый компьютер работает на частоте 667 МГц в режиме минимального энергопотребления. Крепится он на специальном поясном ремне. Операционная система - Microsoft Windows. Программа визуализации обеспечивает раздельное отображение цвета, насыщенности и интенсивности для каждой сцены, фиксируемой видеокамерой. С помощью этих производных изображений создаются карты сегментации, на которых каждому из сегментов присваивается числовое значение, характеризующее относительный размер области, - предполагается, что чем меньше размер сегмента, тем выше вероятность обнаружить там что-либо интересное. Затем на базе карт сегментации, полученных для каждого из трех производных изображений, создаются карты областей интереса, причем оператор системы может настраивать ее в зависимости от типа ландшафта.

В минувшую пятницу Главное бюджетно-контрольное управление США представило свой доклад о деятельности космического агентства NASA по модернизации "шаттлов". Общий вывод этого доклада можно сформулировать следующим образом: NASA следует существенно переработать свои планы в отношении "шаттлов". Конечно, NASA всей душой откликнулось на призыв президента Буша к колонизации Луны и организации пилотируемой экспедиции на Марс. Но, по мнению главного госаудитора, не следует забывать и о бренной земле, на которой вот уже больше года стоят "шаттлы".

Хотя изначально при проектировании "шаттлов" предполагалось, что летать они будут в течение 10 лет, прошло уже больше 20 лет, а замены им на горизонте пока не видно. И уже ясно, что летать им придется еще лет 15-20. Однако NASA пока не составило четкого плана работ по модернизации трех оставшихся "шаттлов", чтобы сделать их безопасными для полетов и вообще пригодными к эксплуатации.

Очевидно, что без "шаттлов" невозможно завершить строительство МКС и без возобновления их полетов нельзя будет увеличить численность экипажа станции, который сейчас составляет всего два человека.

В докладе Главного бюджетно-контрольного управления указывается, что агентство NASA завело в тупик работы по модернизации "шаттлов", так как оно до сих пор не разработало стратегический план долговременных инвестиций в безопасность полетов "шаттлов". Недавно NASA объявило о том, что модернизация "шаттлов" будет стоить от 300 до 500 млн дол. в год, а общие затраты на эти цели на период до 2020 г. составят от 5 до 8 млрд дол. Однако в этих цифрах NASA не учло затраты, например, на модернизацию твердотопливных ускорителей и на систему аварийной эвакуации экипажа, которую, возможно, все-таки придется делать. Есть у NASA проблемы и на земле, например, замена прохудившейся крыши на сборочном корпусе космодрома, и хотя ее цена (порядка 16 млн дол.) не идет ни в какое сравнение с вышеупомянутыми миллиардами, тем не менее, госаудиторы считают, что из-за подобных забытых "мелочей" трудно точно оценить общую стоимость работ по "шаттлам" на период не только до 2020 г., но и на гораздо более близкие сроки. Напомним, что на прошлой же неделе администратор NASA Шон О'Киф сказал, что в сентябре-октябре полеты "шаттлов", скорее всего, не начнутся и наиболее вероятным сроком следует считать январь 2005 г.

К Земле приближается комета C/2002 T7

К Земле приближается комета C/2002 T7 (LINEAR) и сейчас ее яркость соответствует звезде 7-й величины. То есть ее пока не видно невооруженным глазом (в безоблачную ночь невооруженным глазом можно увидеть звезду максимум 6-й величины), но в небольшие любительские телескопы она уже видна. Ее можно найти в западной части небосклона вскоре после захода солнца немного правее Венеры, которая выглядит на небе как очень яркая звезда.

В течение следующих трех месяцев эта комета по мере приближения к Земле будет становиться все ярче и ярче. 19 мая она должна пройти на минимальном расстоянии от Земли, которое составит около 40 млн км. Тогда комета C/2002 T7 будет светиться ярче звезды первой величины и ее легко можно будет увидеть невооруженным глазом. Правда, к тому времени комета переместится в южное полушарие неба, и нам, обитателям северного полушария, она будет не видна вовсе. Повезет только "антиподам".

На 18 февраля на космодроме на мысе Канаверал запланировано проведение учений по спасению экипажа "шаттла", совершившего посадку в нештатном режиме.

Сценарий "аварии" выглядит следующим образом: "шаттл" сел, не дотянув до посадочной полосы, в лесистой местности к югу от взлетно-посадочной полосы Runway 33 космодрома; астронавты (возможно, раненые) находятся внутри "шаттла" и самостоятельно не могут оттуда выбраться. В общем, спасательной команде предстоит извлечь астронавтов из кабины экипажа, оказать на месте первую медицинскую помощь и отправить их на машине скорой помощи или на вертолете в один из трех госпиталей.

На это мероприятие руководство NASA приглашает представителей прессы. Примечательна трогательная забота о журналистах и особенно журналистках. Им очень настоятельно рекомендуется быть в брюках и в удобной обуви и просто рекомендуется воспользоваться солнцезащитным кремом и средством от комаров.

Исходя из последних рекомендаций, несложно представить себе, какие погоды сейчас стоят в районе мыса Канаверал. Кроме того, работать американская пресса, судя по всему, будет в условиях, приближенных к боевым (наверное, им придется вместе со спасателями бегать по лесу в поисках "шаттла").

Экипаж МКС должен вырасти до шести человек

Экипаж Международной космической станции должен быть увеличен до шести человек. Такое требование, как передает РИА "Новости", вместе с включением в состав МКС второго корабля "Союз" выдвинула Россия своим международным партнерам.

Глава Росавиакосмоса Юрий Коптев пояснил, что второй "Союз" необходим как дополнительный корабль-спасатель. Кроме того, Россия намерена добиваться возобновления полетов шаттлов.

"Мы рассчитываем, что до середины года получим от американских партнеров внятный ответ о дальнейшей эксплуатации станции", - сказал Коптев.

"Американцы ни в коей мере не сворачивают этот проект, и у них имеется жесткое намерение все обязательства по МКС выполнить", - заявил он, добавив, что NASA планирует потратить в 2004 году на 900 миллионов долларов больше, чем в прошлом.