18 февраля 2004 г.

Ядерный реактор для космического зонда, отправляющегося к спутникам Юпитера, будет делать Национальная лаборатория в Лос-Аламосе

На Марсе заработала первая международная линия связи

Шаттлы начнут летать не раньше января 2005 года

В России разрабатывают новый пилотируемый космический корабль

Очередные успехи американских марсоходов

Зонд Rosetta установили на ракету-носитель

В ближайшие годы у России не будет новых космических ракет

С космодрома "Плесецк" в присутствии Путина запустили ракету

В 2011 г. NASA собирается отправить к Юпитеру для исследования его трех покрытых льдом спутников Калисто, Ганимеда и Европы специальный зонд Jupiter Icy Moons Orbiter (JIMO). Причем предлагается установить на этот аппарат электрический ионный двигатель, энергию для работы которого будет поставлять ядерный реактор. Выбор подобной схемы объясняется тем, что энергии, вырабатываемой солнечными панелями (а солнечного света в районе Юпитера намного меньше, чем на Земле), не хватит для полноценной работы всех систем зонда JIMO.

Понятно, что для реактора, который предстоит установить на космический аппарат, существуют жесткие ограничения по массе, чтобы ракета-носитель смогла поднять такой зонд на околоземную орбиту. Кроме того, этот реактор должен быть достаточно безопасным (чтобы не произвести "чернобыльской катастрофы" в случае аварии ракеты-носителя при запуске) и надежным (ведь ему предстоит проработать больше 10 лет в довольно жестких условиях открытого космоса и мощного излучения Юпитера). Существует и масса требований к этому реактору, вытекающих из задач, стоящих перед зондом JIMO.

Для работы научного оборудования зонда JIMO потребуется несколько киловатт электрической мощности и до 100 кВт мощности потребуется для поддержания работы ионного двигателя, с помощью которого JIMO будет добираться до окрестностей Юпитера и маневрировать между его спутниками. Кроме того, на зонд планируется установить достаточно мощную систему связи, которая будет передавать научные данные на Землю. Правда, какова будет ее потребляемая мощность и полоса пропускания, пока не сообщается.

Однако следует учесть, что в последний раз американцы отправляли в космос аппарат с ядерным реактором в 1965 г. Так что разработкой такого реактора для нового зонда приходится заниматься почти с нуля. Эти работы уже ведутся в Национальной лаборатории в Лос-Аламосе, причем согласно плану прототип такого реактора должен быть готов через два года.

На Марсе заработала первая международная линия связи

6 февраля была проведена первая демонстрация связи между американским марсоходом Spirit и европейским орбитальным зондом Mars Express. В этот день, когда Mars Express пролетал над тем районом, где сейчас находится марсоход, орбитальный зонд передал на Spirit несколько команд с Земли и ретранслировал в наземный ЦУП данные, отправленные марсоходом. Это была первая связь между европейским и американским аппаратом в окрестностях другой планеты, поэтому Европейское космическое агентство и NASA объявили о создании международной межпланетной коммуникационной сети на Марсе.

Во время этого сеанса связи команды для марсохода передавались сначала из американского ЦУПа, расположенного в Лаборатории реактивного движения в Пасадене, в европейский ЦУП в Дармштадте (Германия), а уже оттуда они пересылались на орбитальный зонд Mars Express, который ретранслировал их на марсоход Spirit. Сигнал с марсохода шел тем же путем только в обратную сторону. Причем, как было объявлено, сеанс связи прошел на "отлично" - ни один бит информации не было потерян и не понадобилось повторять ни одного пакета данных.

Так что у марсоходов появился еще один возможный канал связи с Землей. До сих пор для связи с ними NASA использовало собственные орбитальные зонды Mars Odyssey и Mars Global Surveyor или наземные антенны сети дальней космической связи, установленные в Калифорнии, Испании и Австралии.

Шаттлы начнут летать не раньше января 2005 года

Первый полет американского шаттла состоится не ранее января-марта 2005 года. С таким заявлением в четверг выступил один из работников администрации NASA, сообщает агентство Reuters.

Ранее осуществить первый после катастрофы шаттла Columbia запуск шаттла планировалось в сентябре-октябре, однако в Агентстве приняли решение отложить возобновление полетов в связи с необходимостью более тщательно изучить распределение потоков воздуха вокруг внешнего топливного резервуара челноков.

Особое внимание к проблеме с внешним резервуаром вызвано тем, что, по мнению специалистов NASA, именно недостатки конструкции бака привели к катастрофе Columbia во время спуска челнока на Землю 1 февраля 2003 года.

Основной версией катастрофы шаттла является предположение о том, что при старте корабля от топливного бака откололся кусок термоизоляционного материала, повредивший корпус Columbia и нарушивший теплозащиту корабля.

По словам представителя NASA, запуск челнока Atlantis с очередной экспедицией не может быть осуществлен в 2004 году, поскольку инженеры Агентства просто не успевают выполнить все процедуры по обеспечению безопасности запуска, предусмотренные новыми правилами, вступившими в силу после катастрофы Columbia.

Между тем, скорейшее возобновление полетов шаттлов необходимо для обслуживания Международной космической станции и завершения ее строительства.

В России разрабатывают новый пилотируемый космический корабль

В России разрабатывается проект нового космического корабля, который придет на смену аппаратам "Союз", использующимся для полетов на орбиту уже не первое десятилетие. Об этом сообщает агентство ИТАР-ТАСС со ссылкой на главу Росавиакосмоса Юрия Коптева. По словам Коптева, новый космический корабль будет оснащен многоразовой капсулой, рассчитанной на шесть космонавтов.

"В ближайшие три-пять лет... маловероятно, что мы пересядем на ракету "Союз-2" с пилотируемым кораблем, - сказал Коптев, - Но уж если идти, то нужно идти на разработку нового пилотируемого корабля, и это уже делается". Такой проект уже разрабатывается РКК "Энергия". Это корабль с многоразовой возвращаемой капсулой и со стартовой массой в 12-14 тонн. Однако пока, по словам Коптева, остается открытым вопрос о том, как новые корабли будут выводиться в космос. "Есть предложения РКК "Энергия" о последующей модернизации ракеты "Союз", практически, о создании на ее базе новой ракеты. Это проект "Аврора" и его дальнейшее развитие - "Онега", - рассказал Коптев.

Одновременно ведутся работы и над ракетоносителем "Союз-2". Именно такие ракеты планируется использовать для запуска тяжелых спутников с космодрома Куру во Французской Гвиане. Однако когда новая ракета будет использоваться для запуска пилотируемых кораблей, пока остается неясным. По словам Коптева, совместимость новых ракет с использовавшимся до сих пор ракетоносителем "Союзом-ФГ" обеспечить очень трудно, так как "заметно отличаются системы управления, требуется наращивание наземного испытательного и управляющего комплекса". Это означает значительные финансовые издержки, пойти на которые Россия пока не может.

Очередные успехи американских марсоходов

Американские марсоходы продолжают свою исследовательскую миссию на Красной планете. Аппарат Spirit окончательно оправился от компьютерного сбоя и приступил к новому этапу научных исследований. За прошедшие несколько дней Spirit выполнил целый ряд важных задач. Используя систему автономной навигации, он двинулся от камня Адирондак к следующему объекту исследований - камню Мими.

Этот камень имеет слоистую структуру и, по предположению исследователей, мог образоваться в присутствии воды. По своему строению Мими заметно отличается от других камней, обнаруженных в кратере Гусева. Именно поэтому камень был тщательно исследован приборами марсохода. Результаты этих измерений передаются на Землю и постепенно обрабатываются.

Сейчас Spirit совершает марш-бросок к другой важной цели своего исследования - кратеру Бонневиль. За последние марсианские сутки марсоход прошел рекордное расстояние в 27,5 метра. Свой путь аппарат прошел в два приема - сначала 19, а затем еще 8,5 метров. Тем не менее, до кратера еще очень далеко: он находится примерно в 245 метрах от нынешнего местоположения Spirit. При этом по дороге марсоход будет исследовать несколько промежуточных объектов, в основном, камней.

Что касается второго аппарата, Opportunity, то он продолжает исследование кратера, в который он опустился в ходе посадки. Марсоход проанализировал строение стенок кратера и выбрал наиболее интересные точки для проведения исследований. Помимо этого, аппарат готовился к исследованию глубинных слоев марсианского грунта. Для этого с помощью правого переднего колеса он выроет в грунте ямку глубиной 8-10 см и погрузит туда свой манипулятор, вооруженный микроскопом и двумя спектрометрами.

Зонд Rosetta установили на ракету-носитель

26 февраля в долгое путешествие к комете Чурюмова-Герасименко должен отправиться европейский исследовательский зонд Rosetta. Сейчас на космодроме Куру во Французской Гвиане вовсю идет подготовка к этому запуску.

В конце января на ракету-носитель Ariane 5G+ был установлен разгонный блок. На прошлой неделе были проведены испытания всех систем зонда Rosetta, а в понедельник 16 февраля в сборочном корпусе зонд был установлен на ракету. В ближайшие дни поверх зонда должны установить обтекатель, а на 24 февраля намечен выкат ракеты на стартовую площадку ELA-3. Сам старт должен состояться рано утром 26 февраля в 4:16 по местному времени (10:16 мск).

Напомним, что к комете Чурюмова-Герасименко зонд Rosetta должен прибыть в 2014 г. Его орбитальный модуль должен выйти на орбиту вокруг ядра этой кометы, диаметр которого составляет около 5 км, а спускаемый аппарат Philae должен сесть на поверхность этого ядра.

Изначально, когда Европейское космическое агентство затевало этот проект, то предполагалось, что Rosetta отправится к комете Wirtanen, а старт должен был состояться в январе 2003 г. Однако в декабре 2002 г. во время первого запуска модернизированной версии ракеты Ariane 5 произошла авария и все последующие старты были отложены до выяснения причин на весьма продолжительное время. За это время комета Wirtanen улетела из заданного района, поэтому зонду Rosetta пришлось подыскивать другой объект для исследований.

В ближайшие годы у России не будет новых космических ракет

Глава Росавиакосмоса Юрий Коптев заявил на пресс-конференции, что он считает маловероятным начало серийного использования новой ракеты для осуществления пилотируемых космических полетов в ближайшие четыре года.

Тем не менее, как сообщает РИА "Новости", Коптев отметил, что в РКК "Энергия" строится модернизированная версия "Союза" первый запуск которой будет произведен в середине 2004 года. По его словам, в будущем старты новых ракет можно будет проводить как с космодрома Куру во Французской Гвиане, так и с Байконура.

Также глава Росавиакосмоса скептически отозвался о планах пилотируемых полетов на Марс в обозримом будущем, поскольку для этого не имеется необходимых бюджетных средств ни у Америки, ни у России.

С космодрома "Плесецк" в присутствии Путина запустили ракету

С космодрома "Плесецк" в среду в 10:06 московского времени стартовала ракета-носитель "Молния-М" со спутником связи военного назначения серии "Космос". За запуском ракеты наблюдал президент России Владимир Путин, прибывший на космодром накануне.

Как сообщили РИА "Новости" в пресс-службе Космических войск, это первый в нынешнем году запуск космического аппарата в интересах Минобороны. Он осуществлен в рамках проводимых учений стратегических сил России.

Все предстартовые операции и запуск ракеты прошли в штатном режиме, отметили представители пресс-службы. За полетом "Молнии", а также ее выводом на заданную орбиту осуществляется непрерывный контроль со стороны наземных служб.

Перед стартом президент осмотрел стартовый комплекс ракеты-носителя "Молния" и побеседовал с боевым расчетом. По информации "Интерфакса", верховный главнокомандующий в камуфляжной форме прибыл на стартовый комплекс в сопровождении министра обороны, командующего космическими войсками и начальника космодрома.

Далее, как предполагается, Путин возложит цветы к памятнику покорителям космоса, погибшим при испытаниях ракетно-космической техники. После этого он будет наблюдать по трансляции за запуском ракеты РС-18 с государственного испытательного космодрома "Байконур". По завершении официальных мероприятий глава государства ответит на вопросы журналистов.

Жидкостная четырехступенчатая ракета-носитель среднего класса "Молния-М" предназначена для вывода на высокоэллиптические орбиты космических аппаратов массой до двух тонн. Она спроектирована и построена специалистами ракетно-космической корпорации "Энергия". По оценке специалистов, "Молния" является одной из самых надежных в мире. Запуски ракет этого типа проводятся с космодрома "Плесецк" с 1970 года.